25 января 2011 года Дело № 2-91/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииКотельниковский районный суд
Волгоградской области
В составе председательствующего судьи Павликова С.Н.,
при секретаре Шамраенко В.Е.,
с участием помощника прокурора Думцевой Л.А.,
представителя ответчика Чубаровой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 января 2011 года в городе Котельниково гражданское дело по иску прокурора Котельниковского муниципального района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о понуждении оборудовать светофор дублирующими звуковыми сигналами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Котельниковского муниципального района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, указывая, что в ходе проведенной проверки соблюдения действующего законодательства о защите прав инвалидов и престарелых в области дорожного движения на территории
Котельниковского муниципального района Волгоградской области, установлено, что светофор, расположенный на <адрес>, напротив МОУ СОШ №, не обеспечивает дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации. Статьёй 15 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Чтобы обезопасить безопасное передвижение людей с ограничениями зрения, необходимо оборудовать светофор специальным звуковым сигналом, сообщающим о том, что дорога свободна, и её можно переходить. В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, среди прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Просил обязать ответчика Администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района оборудовать светофор, расположенный на <адрес>, напротив МОУ СОШ №, дублирующими звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.
Представитель истца Думцева Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила обязать Администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области оборудовать светофор, расположенный на <адрес> в <адрес>, напротив МОУ СОШ №, дублирующими звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации в срок до (дата).
Представитель ответчика Администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области Чубарова Я.А. с иском не согласна, в возражениях указала, что в силу п.5 ст.3 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации», светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения относятся к элементам обустройства автомобильных дорог. На основании ст.13 указанного закона, к полномочиям Администрации Котельниковского городского поселения не относится установка и обслуживание элементов обустройства автомобильных дорог. Кроме того, в соответствии со ст.ст.3,8 Закона Волгоградской области №757-ОД от 21.11.2002 года «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области», к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения. Собственники указанных объектов несут финансовые затраты, связанные с обеспечением доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения. Здание МОУ СОШ № не является собственностью администрации Котельниковского городского поселения, ответчик также не является учредителем МОУ СОШ №. Светофоры, как элемент обустройства автомобильных дорог, не являются собственностью администрации Котельниковского городского поселения и на балансе у ответчика не стоят. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.2 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 N 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области», отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, регулируются законодательством Российской Федерации и Волгоградской области в соответствии с требованиями строительных норм и правил, рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.
В соответствии со ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно ст. 3 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 N 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области», к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся:
жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда;
административные здания и сооружения;
объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);
объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения;
гостиницы, отели, иные места временного проживания;
физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов;
объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;
станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;
здания и сооружения связи и информации;
производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
В соответствии со ст.ст.4,5 вышеназванного закона,объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием:
визуальной и звуковой информацией;
специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
звуковой сигнализацией у светофоров и др.
Органы местного самоуправления Волгоградской области, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области.
Материалами дела установлено, что (дата) по заданию прокуратуры Волгоградской области была проведена выездная проверка по соблюдению действующего законодательства о защите прав инвалидов и престарелых в области дорожного движения на территории Котельниковского муниципального района. В по итогам проверки установлено, что светофор, расположенный на <адрес> напротив МОУ СОШ № в <адрес> не обеспечивает дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации, о чем был составлен акт от (дата) (л.д.4).
В силу ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены следующие понятия:
1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
5) элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;
6) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, из смысла вышеназванного закона следует, что светофоры - как элементы обустройства автомобильных дорог являются технологической частью автомобильной дороги. Дорожная деятельность включает в себя содержание автомобильной дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, в частности меры по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Из п.12 Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильныхдорог общего пользования и искусственных сооружений на них» следует, что в состав работ по содержанию автомобильных дорог, в частности по элементам обустройства автомобильных дорог включено поддержание в чистоте и порядке радиосвязи и других средств технологической и сигнально-вызывной связи, кабельной сети, а также светофорных объектов, средств организации движения, диспетчерского и автоматизированного управления движением, включая аренду каналов связи для их функционирования.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, интересы инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области, суд приходит к выводу о необходимости обязать Администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области оборудовать светофор, расположенный на <адрес> в <адрес>, напротив МОУ СОШ №, дублирующими звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации в срок до (дата), поскольку такие действия относятся к вопросам местного значения городского поселения и установлены ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Котельниковского муниципального района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о понуждении оборудовать светофор дублирующими звуковыми сигналами - удовлетворить.
Обязать Администрацию Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в срок до (дата) оборудовать светофор, расположенный на <адрес> в <адрес>, напротив МОУ СОШ №, дублирующими звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.
Решение принято в окончательной форме 30.01.2011 года и может быть обжаловано в течение 10 дней в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Котельниковский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Н.Павликов