Дело №2- 215/2011 25февраля2011 года г.КотельниковоР Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Котельниковский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего судьи Павликова С.Н.,
с участием прокурора Вдовенко С.В.,
при секретаре Шамраенко В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котельниково ДД.ММ.ГГГГ дело по заявлению прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах Спиридоновой О.А. об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Котельниковского района Волгоградской области обратился в суд, с заявлением в интересах Спиридоновой О.А. указывая, что Спиридонова О.А., ДД.ММ.ГГГГ относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что согласно постановлению главы Котельниковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №,Спиридонова О.А. поставлена на учет на предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Спиридонова О.А. является совершеннолетней, опека над ней прекращена, однако жилое помещение ей не предоставлено.
Полагает, что администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области существенно нарушает действующее законодательство в части не предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма Спиридоновой О.А., относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации Котельниковского муниципального района в части не предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма Спиридоновой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области, предоставить Спиридоновой О.А., вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной социальной нормы предоставления жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, участвующий по делу, заявленные требования поддержал в полном объеме и суду пояснил, что в заявлении под понятием «вне очереди», имелось в виду вне общей очереди всех состоящих на учете, как нуждающихся в жилом помещении.
Представитель Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, Елкина И.В., требования прокурора признала в части предоставления Спиридоновой О.А. жилого помещения и пояснила, что администрация делает все возможное, однако деньги являются целевыми и поступают из областного бюджета. В настоящее время финансирование на приобретение жилья для данной категории граждан отсутствует.
Представитель Территориального органа опеки и попечительства Котельниковского муниципального района Волгоградской области, Дьякова В.Н., полагает заявление подлежащим удовлетворению.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающихся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
На основании ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст.2 Закона Волгоградской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» средства на исполнение расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитываются в областном фонде компенсаций и передаются из областного бюджета муниципальным районам и городским округам в форме субвенций. Предоставление субвенций производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Волгоградской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Порядок расчета и предоставления субвенций устанавливается законом Волгоградской области.
Согласно ст.4 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что Спиридонова О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сиротой, так как её мать- С, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец- С, умер ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10-11)
Решением Котельниковского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ действия Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области об отказе в постановке на учёт Спиридоновой О.А., признаны незаконными (л.д.17-19)
Постановлением Главы Котельниковского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, Спиридонова О.А. поставлена на учет для приобретения жилья на условиях социального найма, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 20)
Согласно ст. 1 Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждений за труд, причитающегося приемным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки», органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны осуществлять их надлежащим образом в соответствии с вышеуказанным Законом и другими нормативными правовыми актами Волгоградской области по вопросам осуществления государственных полномочий.
Спиридонова О.А. зарегистрирована, по адресу <адрес> (л.д. 15).
Принимая во внимание выше указанные нормы закона, установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что предоставление Спиридоновой О.А. вне очереди жилого помещения является обязанностью муниципального образования, то есть администрации Котельниковского муниципального района. При этом суд исходит из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и считает, что разрешение требований о предоставлении Спиридоновой, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от каких-либо других условий.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает необходимым требования прокурора района удовлетворить.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах Спиридоновой О.А. к Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, - удовлетворить.
Обязать администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области, предоставить Спиридоновой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной социальной нормы предоставления жилого помещения.
Решение изготовлено в окончательной форме 02 марта 2011 года, и может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд в течение 10 дней, со дня изготовления в окончательной форме.
Федеральный судья С.Н. Павликов