23 мая 2011 года Дело № 2-555/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииКотельниковский районный суд
Волгоградской области
В составе председательствующего судьи Молодцовой Л.И.,
при секретаре Таранухиной И.Г.,
с участием прокурора Фадеева В.А.,
представителя ответчика Ивановой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котельниково гражданское дело по исковому заявлению прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Выпасновского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о понуждении поставить на учет бесхозяйные гидротехнические сооружения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Котельниковского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Выпасновского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехническое сооружение (далее по тексту - ГТС) гидротехническое сооружение <данные изъяты> Выпасновского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области.
В исковом заявлении указал, что при проведении прокуратурой района проверки исполнения законодательства в сфере осуществления деятельности при эксплуатации гидротехнических сооружений установлено, что <данные изъяты> Выпасновского сельского поселения, являются гидротехническими сооружениями в соответствии со ст.3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года №117-ФЗ, расположены на территории Выпасновского сельского поселения, не имеют собственника и в соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ, являются бесхозяйными. Наличие на территории Выпасновского сельского поселения фактически бесхозяйного гидротехнического сооружения может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья людей, так как гидротехнические сооружения используются для нужд неопределенного круга лиц, является источником водоснабжения, как механизм сообщения между водоканалами. Поскольку указанное ГТС (№ на районной карте по инвентаризации) расположено в административных границах Выпасновского сельского поселения и не имеет собственника, соответственно, администрации Выпасновского сельского поселения необходимо обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта - гидротехническое сооружение <данные изъяты> Выпасновского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области.
В судебном заседании представитель ответчика Иванова А.Г. исковые требования не признала, мотивируя тем, что пунктом 3 ст.225 ГК РФ определено право органа местного самоуправления на обращение с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о постановке на учет бесхозяйной вещи, а не безусловную обязанность по подаче такого заявления. Также указала, что гидротехническое сооружение <данные изъяты> Выпасновского сельского поселения, является бесхозяйным, право владения данным ГТС никто не заявлял, о списании ГТС не обращались. Ранее пруд использовался для любительского рыболовства и водопоя скота. В настоящее время в пруду практически нет воды, остался только ил, который может засасывать даже крупный рогатый скот. Указала, что ГТС не является хозяйственно-значимым объектом для сельского поселения и опасности для населения не представляет, не создает угрозы. В бюджете сельского поселения отсутствуют средства для постановки спорного объекта как бесхозяйного на учет в регистрирующие органы. Просила в удовлетворении искового заявления прокурора отказать.
Заслушав объяснения прокурора, учитывая мнение представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Пунктами 8, 24, 27 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования Выпасновского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области (принят решением Совета депутатов Выпасновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №) к вопросам местного значения Выпасновского сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Выпасновского сельского поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Выпасновского сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (л.д.25,26).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Котельниковского муниципального района находится 69 действующих гидротехнических сооружений (земляных плотин) на водохозяйственных объектах (прудах). Из них 23 не имеют собственника (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). Для активизации работы по принятию бесхозяйных ГТС на баланс поселений, администрацией Котельниковского муниципального района принято постановление Главы Котельниковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Главы Котельниковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной целевой программы «Благоприятная окружающая среда Котельниковского муниципального района Волгоградской области на период 2009-2011 годы», где на вопросы обеспечения безопасной эксплуатации ГТС, включая постановку их на учет в кадастровых органах на 2011 года, запланировано выделение <данные изъяты> рублей из районного бюджета (л.д.4).
Согласно перечню гидротехнических сооружений, расположенных на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) на территории Выпасновского сельского поселения расположено гидротехническое сооружение № на районной карте по инвентаризации - <данные изъяты> техническое состояние которого - ограниченно работоспособное (л.д.5).
Судом установлено и не оспорено сторонами, что указанное ГТС расположено на территории Выпасновского сельского поселения Котельниковского муниципального района. Данный факт также подтверждается копией карты административных границ Выпасновского сельского поселения, представленной ответчиком. Указанное гидротехническое сооружение прочно связано с землей, что в силу ст. 130 ГК РФ позволяет сделать вывод, что ГТС является недвижимым имуществом.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Материалами дела установлено, что в отношении указанного объекта недвижимого имущества - ГТС, отсутствует регистрация чьих-либо прав на указанное недвижимое имущество и сделок с ним. Данный факт подтверждается справкой Котельниковского отделения Волгоградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Из информации, предоставленной главой Выпасновского сельского поселения, следует, что <данные изъяты>, расположенный на территории Выпасновского сельского поселения, является бесхозяйным и на балансе администрации не стоит. Документации на земельные участки и технической документации на бесхозяйные ГТС нет. Бесхозяйных ГТС, поставленных на учет в государственных кадастровых органов нет. Администрацией планируется в текущем году принять на баланс бесхозяйные ГТС и зарегистрировать в государственном кадастровом органе.
Таким образом, с учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что указанный выше объект - гидротехническое сооружение, не имеет собственника, ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплено, никто не следит за его техническим состоянием, сведения об ограничениях (обременениях) объекта отсутствуют, поэтому в соответствии с частью 1 ст. 225 ГК РФ, является бесхозяйным.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2010 года №47-Впр10-1).
Частью 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Из указанной нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2010 года №47-Впр10-1).
С учетом объяснений представителя ответчика, материалов дела, судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела заявление в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии о постановке на учет спорных объектов гидросооружений администрацией Выпасновского сельского поселения не подано.
В соответствии со ст. ст. 3 и 9 ФЗ от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, … финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Отсутствие указанных выше мер по обеспечению безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений, не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Статьей 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 -ФЗ от 21.12.1994 года (в ред. от29.12.2010 № 442-ФЗ) регламентировано, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Доводы представителя ответчика о том, что указанное ГТС не представляет опасности и не создает угрозу для населения, являются не состоятельными, так как опасность ГТС, техническое состояние которых не будет поддерживаться до соответствующей нормы является общепонятным, не подлежащим дополнительному доказыванию. Кроме того, как показала представитель ответчика, дно <данные изъяты> имеет иловую поверхность и может засасывать даже крупный рогатый скот. В связи с чем, суд считает, что данное ГТС может представлять опасность и создавать угрозу для населения.
Поскольку, как установлено ранее судом, гидротехническое сооружение № <данные изъяты> и земляная плотина расположены в административных границах муниципального образования Выпасновского сельского поселения, не обращение администрации Выпасновского сельского поселения в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии спорного гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Иной орган не вправе выполнить указанные функции. Суд считает, что такая обязанность возникает у администрации Выпасновского сельского поселения Котельниковского муниципального района также на основании п.8 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Постановка объектов ГТС на учет как бесхозяйных впоследствии повлечет необходимость органа местного самоуправления определить лицо, ответственное за его состояние.
С учетом приведенных выше мотивов, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.
Во исполнение п. 2 ст. 206 ГПК РФ суду, при обязывании ответчика совершить действия, необходимо установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурором в судебном заседании с учетом положений ФЗ «Об исполнительном производстве» предложен срок для исполнения решения суда - два месяца со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика считает срок, предложенный прокурором, неразумным, поскольку исполнение мероприятий, предусмотренных Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства № 580 от 17.09.2003 года, потребует большего времени и материальных затрат.
С учетом всех мероприятий, которые необходимо провести ответчику по подготовке документации для обращения с заявлением в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о принятии на учет указанных ГТС как бесхозяйного недвижимого имущества, суд считает срок, предложенный прокурором, недостаточным, и полагает необходимым увеличить его до четырех месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Выпасновского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о понуждении поставить на учет бесхозяйные гидротехнические сооружения - удовлетворить.
Обязать администрацию Выпасновского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехническое сооружение <данные изъяты> Выпасновского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение изготовлено в окончательной форме 28 мая 2011 года и может быть обжаловано в течение 10 дней в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Котельниковский районный суд.
Судья Молодцова Л.И.