01 июля 2011 года Дело №2-699/2011 Именем Российской Федерации Волгоградской области В составе: Председательствующего судьи Молодцовой Л.И., при секретаре Таранухиной И.Г., с участием заявителей Козина А.И., Кижло Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котельниково гражданское дело по заявлению Козина А.И., Кижло Н.А. об оспаривании действий (бездействий) действия (бездействие) Отдела записи актов гражданского состояния администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, взыскании судебных расходов, У С Т А Н О В И Л: Козин А.И. и Кижло Н.А. обратились в Котельниковский районный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании действий отдела записи актов гражданского состояния администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области (далее - ЗАГС) по отказу в приеме заявления на регистрацию брака. В заявлении указали, что, являясь гражданами РФ, решив создать семью и надлежащим образом зарегистрировать свой брак, ДД.ММ.ГГГГ они обратились с соответствующим заявлением в отдел ЗАГС администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области по месту своего проживания. Вместе с заявлением предоставили документы, удостоверяющие их личности - паспорт гражданки РФ Кижло Н.А. и удостоверение личности офицера Вооруженных Сил РФ Козина А.И.. Начальником отдела ЗАГС было отказано в приеме заявления на регистрацию брака по причине отсутствия у Козина А.И. паспорта гражданина РФ - основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ. Считают отказ незаконным и необоснованным, поскольку для подачи заявления на регистрацию брака в соответствии со ст.7 ФЗ РФ «Об актах гражданского состояния» требуется предъявление не паспортов граждан РФ, а документов, удостоверяющих личности заявителей. Также указали в заявлении, что в соответствии с п.1 Положения об удостоверении личности военнослужащего РФ, удостоверение личности военнослужащего РФ является документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего РФ, и действующее законодательство не связывает возможность граждан зарегистрировать свои брачные отношения с наличием или отсутствием у них паспортов граждан РФ. Просили признать незаконными и необоснованными действия (бездействие) начальника Отдела Записи актов гражданского состояния администрации Котельниковского района Волгоградской области П, отказавшего им в приеме заявления на регистрацию брака; обязать начальника Отдела Записи актов гражданского состояния администрации Котельниковского района Волгоградской области П устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и принять к производству с момента подачи заявление Козина А.И. и Кижло Н.А. на регистрацию брака; взыскать с Отдела Записи актов гражданского состояния администрации Котельниковского района Волгоградской области в пользу Козина А.И. судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей. В судебном заседании Козин А.И. заявленные требования поддержал и пояснил, что он является военнослужащим, проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ в войсковой части № и имеет удостоверение личности офицера Вооруженных Сил РФ, которое считает документом, удостоверяющим личность военнослужащего и альтернативной заменой паспорта. Паспорт гражданина РФ у него отсутствует с 2003 года, отказывается получать основной документ, удостоверяющий личность гражданина, по «религиозным соображениям». <данные изъяты>Ранее он имел паспорт гражданина РСФСР, но в 2003 году этот документ был сдан его матерью в УФМС по месту его регистрации в <адрес>. С момента получения удостоверения военнослужащего в 2004 году проживает без паспорта гражданина РФ, и не предпринимал попыток в его получении. Не смотря на приказ Министерства Обороны, обязывающий военнослужащих получить паспорта гражданина РФ, в последующем не намерен получать паспорт такого образца, поскольку документ оскорбляет его религиозные чувства, что прямо запрещено Конституцией РФ и ФЗ «О свободе совести и религиозных организациях». Также указал, что документами, подтверждающими его гражданство и регистрацию, не располагает. Считает, что поскольку имеет удостоверение личности офицера, то является гражданином РФ, а штамп со сведениями о регистрации заключения брака и указание на наличие детей могут быть расположены в графе 9 - «Особые отметки» в его удостоверении личности офицера. Заявитель Кижло Н.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования и пояснила, что разделяет религиозные убеждения Козина А.И., имеет паспорт гражданки РФ, поскольку альтернативного документа, заменяющего её паспорт, нет. Считает причину отказа ОЗАГС в принятии заявления на регистрацию брака с Козиным А.И. из-за отсутствия у него паспорта - необоснованной. Заинтересованное лицо - представитель Отдела ЗАГС администрации Котельниковского района Волгоградской области, в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, предоставил суду письменные возражения. В соответствии со ст.257 ГПК РФ неявка в судебное заседание руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействия) которых оспариваются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, с согласия заявителей, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Отдела ЗАГС администрации Котельниковского района Волгоградской области, с учетом представленных письменных возражений, из которых следует, что ОЗАГС с требованиями зарегистрировать брак Козина А.И. и Кижло Н.А. не согласен. В письменном возражении (заявлении) руководствуется ст.26 ФЗ «Об актах гражданского состояния», Указом Президента РФ №232 от 13.03.1997 года «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ», указывает на причины, послужившие основанием для отказа в принятии заявления Козина А.И. и Кижло Н.А. на регистрацию брака, а именно: 1) важным условием при подаче заявления является гражданство подающего заявление на регистрацию брака, при этом статус гражданина определяется наличием у него паспорта, если заявитель не является гражданином РФ, он предоставляет справку о семейном положении из той страны, гражданином которой является; 2) только в паспорте имеются сведения о семейном положении, что является условием для подачи совместного заявления на регистрацию брака и указываются реквизиты документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, если таковой имелся. В паспорте обязательно проставляется штамп со сведениями регистрации заключения брака, в удостоверении личности военнослужащего РФ место для штампа о семейном положении со всеми реквизитами не предусмотрено; 3) только в паспорте указывается прописка гражданина, что является условием для подачи заявления на регистрацию брака. С требованиями, заявленными Козиным А.И. и Кижло Н.А. не согласен. Выслушав заявителей, учитывая мнение заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Козину А.И. и Кижло Н.А. было отказано в приеме заявления на регистрацию брака в ОЗАГС администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области. ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании действий начальника ОЗАГС администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, в связи с чем, срок, установленный ст.256 ГПК РФ, не пропущен. На основании ч.1 ст.10, ч.1 ст.11 СК РФ, брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. Обстоятельства, препятствующие заключению брака, указаны в ст.14 СК РФ, среди которых не допущение заключения брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке и др. Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 15.11.1997 года № 143-ФЗ (ред. от 28.07.2010) «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что лица, вступающие в брак, подают в письменной форме совместное заявление о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния. В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. В совместном заявлении о заключении брака также должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак; фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак. Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления. Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить: документы, удостоверяющие личности вступающих в брак; документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее; разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста (пункт 2 статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации) в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним. Согласно Приказу Минюста РФ от 12.10.2009 № 345 «Об утверждении Порядка определения среднего коэффициента сложности актов гражданского состояния и юридически значимых действий, совершаемых органами записи актов гражданского состояния в субъекте Российской Федерации» процедура государственной регистрации заключения брака производится в два этапа (подача заявления и непосредственно государственная регистрация). При этом, при подаче заявления о заключении брака представителями ОЗАГС изучаются и проверяются документы, представленные заявителями (лицами, желающими вступить в брак), затем принимается заявление о заключении брака и документы, представленные заявителями, заявление регистрируется в соответствующем журнале (электронной базе) и назначается дата и время государственной регистрации заключения брака, оформляются и выдаются заявителям приглашения на государственную регистрацию заключения брака. Таким образом, из вышеизложенного следует, что при приеме заявления орган ЗАГС должен изучить и проверить предоставленные лицами, желающими вступить в брак, документы и убедиться, что указанные в заявлении на регистрацию брака сведения, соответствуют действительности, а также удостовериться в отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака, установленных ст. 14 СК РФ. В судебном заседании было установлено, что при подаче совместного заявления на регистрацию брака заявителями были предъявлены следующие документы: паспорт гражданки Кижло Н.А. и удостоверение личности офицера Вооруженных Сил РФ Козина А.И. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ» и принятым в его исполнение Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (в ред. от 12.08.2010 года №612-ФЗ) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина российской Федерации» основным документом, удостоверяющим личность гражданина, является паспорт гражданина РФ. Общегражданский паспортобязаны иметь все граждане РФ (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ. Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РФ. Правом оформлять и выдавать паспорта военнослужащим наделены: Министерство обороны РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная пограничная служба РФ; Федеральная служба охраны РФ; Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву. В соответствии с п.п.4,5,6,11,12 указанного выше Положения, в паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. В паспорте производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы; о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы; о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы; о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву. Тринадцатая страница бланка паспорта предназначена для проставления отметок об отношении гражданина к воинской обязанности. В верхней части тринадцатой страницы с ориентацией по центру размещен реквизит «Воинская обязанность». Четырнадцатая и пятнадцатая страницы бланка паспорта предназначены для производства отметок о регистрации и расторжении брака. В верхней части четырнадцатой страницы с ориентацией по центру размещен реквизит «Семейное положение». В общегражданском паспорте Кижло Н.А. указаны все необходимые отметки и реквизиты, в соответствии с которыми представитель ОЗАГС может удостовериться в отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака, установленных ст. 14 СК РФ, а также об имеющемся гражданстве заявителя, сведения о постановке на регистрационный учет. Поскольку заявитель Козин А.И. является военнослужащим, им было предъявлено в ОЗАГС удостоверение личности офицера Вооруженных Сил РФ, в качестве документа, удостоверяющего его личность. Согласно ст.1 ФЗот 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 21.04.2011 года, с изм. от 17.05.2011 года) «О статусе военнослужащих», военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих. Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.2003 N 91 (ред. от 27.11.2006) «Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации», удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации является документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего Российской Федерации (далее именуется - удостоверение). Удостоверение выдается военнослужащим из состава офицеров, прапорщиков и мичманов в индивидуальном порядке под роспись в документе по учету бланков удостоверения на период пребывания военнослужащего на военной службе. Бланк удостоверения изготавливается по единому образцу для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и оформляется на русском языке. Бланк удостоверения является документом строгой отчетности. Образцы печатей, штампов и личных фотографий, необходимых для оформления удостоверения, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Удостоверение содержит следующие сведения о военнослужащем: фамилия, имя, отчество, дата рождения, личный номер, присвоенные воинские звания и занимаемые воинские должности. В бланке удостоверения предусматриваются графы, в которые вносятся сведения о разрешении ношения личного оружия, перерегистрации удостоверения, а также особые отметки (о прохождении дактилоскопической регистрации, группе крови и т.д.). Как видно из представленного удостоверения личности военнослужащего Козина А.И., в документе отсутствуют сведения о гражданстве заявителя, отсутствуют сведения о семейном положении, о постановке на регистрационный учет. Вкладыш об имеющемся гражданстве Козина А.И., у заявителя отсутствует. Доводы заявителя о том, что поскольку заявление на регистрацию брака подается за 1 месяц до регистрации брака и в этот период ОЗАГС может сделать соответствующие запросы и истребовать в единой базе необходимую информацию с целью проверки предоставленных сведений, суд считает не обоснованными, поскольку статьей 26 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» установлен порядок подачи такого заявления на регистрацию брака, а также необходимость представителям ОЗАГС именно при подаче заявления изучить и проверить предоставленные лицами, желающими вступить в брак, документы и убедиться, что указанные в заявлении на регистрацию брака сведения, соответствуют действительности, и отсутствуют обстоятельства, установленные ст.14 СК РФ, препятствующие заключению брака. Согласно ст.28 Конституции Российской федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010) «О свободе совести и о религиозных объединениях» в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Как пояснил заявитель, он не получает паспорт гражданина РФ по религиозным убеждениям. Однако как предусмотрено п.п.2,4 ч.3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Что касается военнослужащих, то в соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 21.04.2011, с изм. от 17.05.2011) «О статусе военнослужащих», то государство также не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями. Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ» и принятым в его исполнение Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (в ред. от 12.08.2010 года №612-ФЗ) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина российской Федерации» установлена обязанность для всех граждан РФ без исключения,достигших 14-летнего возраста и проживающих на территории РФ, иметь общегражданский паспорт. Обстоятельств, препятствующих заявителю Козину А.И. в получении основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, кроме его религиозных убеждений, судом не установлено. При осуществлении своих полномочий по приему заявления на регистрацию, а в последующем и государственную регистрацию брака действия ОЗАГС, прежде всего, направлены на соблюдение законных прав и интересов заявителей. Прием заявления на регистрацию брака от лица, не предоставившего полных и необходимых сведений о себе в соответствии с действующим законодательством, не возможен, так как это напрямую может повлечь за собой нарушение прав второго лица, желающего заключить брак. На основании изложенного суд пришел к выводам, что начальником отдела ЗАГС администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области не допущены нарушения действующего законодательства, поскольку требование предоставить при подаче заявления на регистрацию брака паспорт - основной документ, удостоверяющий личность, незаконным не является. Кроме того, прав и свобод Козина А.И. не нарушено; препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод не создано, а также на гражданина не возложено каких-либо обязанностей в незаконном порядке. Суд учитывает религиозные убеждения заявителей, однако они не могут послужить основанием для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемых действий должностного лица незаконным. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления Козина А.И. и Кижло Н.А. о признании действия (бездействия) начальника Отдела Записи актов гражданского состояния администрации Котельниковского района Волгоградской области П, отказавшего им в приеме заявления на регистрацию брака, о возложении обязанности на начальника Отдела Записи актов гражданского состояния администрации Котельниковского района Волгоградской области П устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и принять к производству с момента подачи заявление Козина А.И. и Кижло Н.А. на регистрацию брака, о взыскании с Отдела Записи актов гражданского состояния администрации Котельниковского района Волгоградской области в пользу Козина А.И. судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.. Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Козина А.И. и Кижло Н.А. о признании действия (бездействия) начальника Отдела Записи актов гражданского состояния администрации Котельниковского района Волгоградской области П, отказавшего им в приеме заявления на регистрацию брака, о возложении обязанности на начальника Отдела Записи актов гражданского состояния администрации Котельниковского района Волгоградской области П устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и принять к производству с момента подачи заявление Козина А.И. и Кижло Н.А. на регистрацию брака, о взыскании с Отдела Записи актов гражданского состояния администрации Котельниковского района Волгоградской области в пользу Козина А.И. судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей, - отказать. Решение принято в окончательной форме 06.07.2011 года, с использованием компьютерной техники и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Котельниковский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Л.И.Молодцова