Дело №2-694/2011 «21» июля 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Бескровного Д.Г., при секретаре Кретовой Т.А., с участием прокурора Фадеева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Котельниково дело по иску прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах Беляковой Н.П. к Государственному учреждению Центр занятости населения Котельниковского района о признании незаконным отказа в оформлении досрочной пенсии по старости и понуждении выдать предложение для назначения досрочной пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: прокурор Котельниковского района, действующий в интересах Беляковой Н.П. обратился в Котельниковский районный суд Волгоградской области с иском к ГУ Центр занятости населения Котельниковского района и в заявлении указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Белякова Н.П., <данные изъяты> года рождения, с 09.07.2009 года состоит на учете в ГУ ЦЗН Котельниковского района в качестве безработной. Руководствуясь ч.2 ст.32 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» Белякова Н.П. обратилась в ГУ ЦЗН Котельниковского района с заявлением об оформлении досрочной трудовой пенсии. Из ответа <данные изъяты> ГУ ЦЗН Котельниковского района К.В.С. от 05.05.2011 года № следует, что в назначении досрочной трудовой пенсии отказано, в связи с тем, что последнее место работы Беляковой Н.П. -индивидуальная трудовая деятельность. Полагает, что с данной позицией руководства ГУ ЦЗН Котельниковского района нельзя согласиться в силу ст.ст.19, 34, 37 Конституции Российской Федерации, ст. 2 ГК РФ, ст.3, ч.2 ст.32 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 года «О занятости населения в Российской Федерации». Как установлено в ходе проверки, постановлением главы Администрации <данные изъяты> района от 12.04.2001 года № предпринимательская деятельность Беляковой Н.П. ликвидирована, Белякова Н.П. с 09.07.2009 года до настоящего времени стоит на учете в ГУ ЦЗН Котельниковского района в качестве безработной, до настоящего времени не трудоустроена, имеет необходимый стаж и возраст для назначении досрочной пенсии. Считает доводы директора ГУ ЦЗН Котельниковского района об отсутствии оснований для оформления Беляковой Н.П. досрочной пенсии в соответствии с ч.2 ст.32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не обоснованными и не законными. Просит суд признать решение Государственного учреждения Центр занятости населения Котельниковского района № от 05 мая 2011 года об отказе в оформлении досрочной пенсии Беляковой Н.П. незаконным и обязать Центр занятости населения Котельниковского района выдать Беляковой Н.П. предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В судебном заседании прокурор, участвующий по делу, Белякова Н.П. поддержали исковые требования в полном объеме. Директор ГУ ЦЗН Котельниковского района в своих письменных возражением с иском прокурора не согласен. Указал, что особенности положения на рынке труда граждан предпенсионного возраста, как наиболее подверженных риску безработицы и утраты в связи с потерей работы источника средств к существованию, федеральный законодатель предусмотрел в системе мер социальной поддержки безработных граждан такую меру, как возможность досрочного выхода на пенсию. Полагает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 г № Ю32-1 «О занятости населения в РФ» (далее - Закон о занятости) возможность досрочного выхода на пенсию предоставляется только тем безработным гражданам, которые до обращения в органы службы занятости населения работали у работодателя организации или индивидуального предпринимателя, были уволены в связи с ликвидацией организации либо,прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, и с кем трудовой договор был расторгнут по указанным основаниям. Граждане же, перед признанием их безработными, прекратившие самостоятельно предпринимательскую деятельность такой возможности лишены. В соответствии с п.2 ст. 32 Закона о занятости одним из условий для решения вопроса о выдаче предложения о направлении безработного гражданина на пенсию по возрасту досрочно, является увольнение гражданина по соответствующей статье от работодателя - организации, либо работодателя - индивидуального предпринимателя. Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора Котельниковского района в интересах Беляковой Н.П. отказать в полном объеме. В судебном заседании представитель ГУ ЦЗН Котельниковского района доводы возражений поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что по всем иным требованиям закона, Белякова Н.П. имеет право на получение предложения для назначения досрочной пенсии по старости, т.е. она стоит на учете в ГУ ЦЗН Котельниковского района в качестве безработной, до настоящего времени не трудоустроена, имеет необходимый стаж и возраст для назначения досрочной пенсии. Каких-либо предложений о возможной работе, Беляковой Н.П. от ГУ ЦЗН Котельниковского района, не поступало. Выслушав прокурора, участвующего по делу, Белякову Н.П., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. К такому выводу суд приходит по следующим основаниям. Согласно определению Конституционного суда РФ от 23 сентября 2010 г. N 1189-О-О, Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Законодатель, определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7 и пункт 2 статьи 14). Учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, оно направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии. В соответствии с ч.2 ст.32 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. В судебном заседании установлено, что Белякова Н.П., <данные изъяты> года рождения, с 09.07.2009 года состоит на учете в ГУ ЦЗН Котельниковского района в качестве безработной (приказ от 16.07.2009 года). 22.03.2011 года, Белякова Н.П. обратилась к директору ГУ ЦЗН К.В.С. с заявлением о направлении ее на пенсию по возрасту досрочно, в чем ей было отказано в связи с тем, что последним местом её работы была индивидуальная трудовая деятельность. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Белякова Н.П. стоит на учете в ГУ ЦЗН Котельниковского района в качестве безработной, до настоящего времени не трудоустроена, имеет необходимый стаж и возраст для назначении досрочной пенсии. Каких-либо предложений о возможной работе, Беляковой Н.П. от ГУ ЦЗН Котельниковского района, не поступало. При таких обстоятельствах, с учетом положений определения Конституционного суда РФ от 23 сентября 2010 г. N 1189-О-О, суд считает вывод директора ГУ ЦЗН Котельниковского района о том, что граждане, которые перед признанием их безработными, самостоятельно прекратившие предпринимательскую деятельность, лишены возможности досрочного выхода на пенсию, суд считает не законным и не обоснованным. Указанный вывод не следует из положений п.2 ст. 32 Закона о занятости и ничем не подтвержден. На основании изложенного, суд считает возможным иск прокурора удовлетворить и признать решение Государственного учреждения Центр занятости населения Котельниковского района № от 05 мая 2011 года об отказе в оформлении досрочной пенсии Беляковой Н.П. незаконным, с понуждением Центра занятости населения Котельниковского района выдать Беляковой Н.П. предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: иск прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах Беляковой Н.П. к Государственному учреждению Центр занятости населения Котельниковского района о признании решения незаконным и понуждении выдать предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить. Признать решение Государственного учреждения Центр занятости населения Котельниковского района № от 05.05.2011 года об отказе в оформлении досрочной пенсии Беляковой Н.П. незаконным. Обязать Государственное учреждение Центр занятости населения Котельниковского района выдать Беляковой Н.П. предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решение принято в окончательной форме 26 июля 2011 года и может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд в течение 10 дней, со дня изготовления в окончательной форме. Федеральный судья Д.Г. Бескровный