Понуждение адм.сельского поселения принять мун.целевую программу (решение вступило в законную силу)



28 июля 2011 года                                                              Дело № 2-705/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Котельниковский районный суд

Волгоградской области

В составе председательствующего судьи Молодцовой Л.И.,

при секретаре Таранухиной И.Г.,

с участием прокурора Фадеева В.А.,

представителя ответчика Тыщенко С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котельниково гражданское дело по исковому заявлению прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнеяблочного сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию муниципальной целевой программы по профилактике наркомании,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Котельниковского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Нижнеяблочного сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, о понуждении к принятию муниципальной целевой программы по профилактике наркомании в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что в силу ст.1 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», п.3 Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», ст.ст.3 и 9 Закона Волгоградской области «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Волгоградской области», органы местного самоуправления должны участвовать в профилактике наркомании и токсикомании, которая включает, среди прочего, разработку и реализацию областных и муниципальных программ по профилактике наркомании. При проведении прокуратурой района проверки соблюдения действующего законодательства, направленного на профилактику правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, в деятельности администрации Нижнеяблочного сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области установлено, что за истекший период 2011 года на территории Котельниковского муниципального района сотрудниками ОВД района выявлено <данные изъяты> преступлений по линии незаконного оборота наркотиков, составлено <данные изъяты> протоколов об административных правонарушениях по ст. 6.9 КоАП РФ (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача).

Несмотря на необходимость осуществления полномочий по профилактике наркомании на территории поселения, в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Нижнеяблочного сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области целевая программа профилактики наркомании не принята.

В ходе судебного заседания прокурор, участвующий по делу, Фадеев В.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика - глава администрации Нижнеяблочного сельского поселения Тыщенко С.Ф. исковые требования не признал. В письменных возражениях и в судебном заседании указал, что статьей 9 Закона Волгоградской области от 16.08.1999 года №293-ОД определено участие органов местного самоуправления в профилактике наркомании и токсикомании в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством, однако Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такие действия к вопросам местного значения не отнесены. Считает, что прокурором не правильно толкуется действующее законодательство, поскольку в силу п.п. «в» п.5 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте РФ, создание таких комиссий является правом органа местного самоуправления, но не обязанностью. Указал, что требования прокурора противоречат п.1 ст.132 и ст.12 Конституции РФ, так как вмешательство прокурора в деятельность администрации Нижнеяблочного сельского поселения нарушает установленные Конституцией РФ принципы местного самоуправления. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав объяснения прокурора, учитывая мнение представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ от 08.01.1998 №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон), под незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров понимается оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации. Профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.

Согласно ст. 4 Закона, государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строго контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

В целях осуществления государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту (ст.6 вышеуказанного Закона РФ).

Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурно-просветительского, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда - как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

Целью профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.

Доводы представителя ответчика о том, что принятие муниципальной программы по профилактике наркомании не относится к компетенции администрации сельского поселения, и вмешательство в деятельность органов местного самоуправления нарушает конституционные принципы местного самоуправления, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно п.3 Указа Президента РФ от 18.10.2007г. №1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», образуются антинаркотические комиссии органов местного самоуправления, основными задачами которых являются: разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности реализации целевых программ и др.

Как следует из положений ч. 1 ст. 3 Закона Волгоградской области от 16.08.1999 №293-ОД «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Волгоградской области» (далее - Закон), профилактика наркомании и токсикомании - система мер, направленных на прекращение роста и снижение уровня незаконного потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ гражданами, проживающими на территории Волгоградской области.

Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона, система профилактики наркомании и токсикомании включает, среди прочего, разработку и реализацию областных и муниципальных программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

На основании ст. 9 Закона, органы местного самоуправления участвуют в профилактике наркомании и токсикомании в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством.

Из сообщения администрации Нижнеяблочного сельского поселения следует, что целевая программа «Профилактика наркомании» не принималась.

Как пояснил представитель ответчика, ему известен один случай привлечения к уголовной ответственности жителя Нижнеяблочного сельского поселения за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков.

Вопросы местного значения, а также права органов местного самоуправления на решение вопросов, отнесенных к вопросам местного значения, определены ст. 14 - 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона №131-ФЗ следует, что органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Данное положение закреплено в ст. 6 ч. 4 Устава Нижнеяблочного сельского поселения.

Меры по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду, имеют важное значение в формировании общества, свободного от злоупотребления наркотиками, прежде всего, поддерживая и стимулируя здоровый, продуктивный и позволяющий реализовать свои возможности образ жизни.

С учетом приведенных выше мотивов, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.

Во исполнение п. 2 ст. 206 ГПК РФ суду, при обязывании ответчика совершить действия, необходимо установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурором в судебном заседании с учетом положений ФЗ «Об исполнительном производстве» предложен срок для исполнения решения суда - два месяца со дня вступления решения в законную силу.

Суд считает срок, указанный прокурором, разумным.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнеяблочного сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию муниципальной целевой программы по профилактике наркомании - удовлетворить.

Обязать администрацию Нижнеяблочного сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области принять муниципальную целевую программу по профилактике наркомании в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение изготовлено в окончательной форме 02 августа 2011 года и может быть обжаловано в течение 10 дней в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Котельниковский районный суд.

Судья                                                                                               Молодцова Л.И.