28 июля 2011 года Дело № 2-708/2011 Котельниковский районный суд Волгоградской области В составе председательствующего судьи Молодцовой Л.И., при секретаре Таранухиной И.Г., с участием прокурора Фадеева В.А., представителя ответчика Колесниковой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котельниково гражданское дело по исковому заявлению прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию муниципальной целевой программы по профилактике наркомании, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Котельниковского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, о понуждении к принятию муниципальной целевой программы по профилактике наркомании в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. В обоснование заявленных требований указал, что в силу ст.1 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», п.3 Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», ст.ст.3 и 9 Закона Волгоградской области «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Волгоградской области», органы местного самоуправления должны участвовать в профилактике наркомании и токсикомании, которая включает, среди прочего, разработку и реализацию областных и муниципальных программ по профилактике наркомании. При проведении прокуратурой района проверки соблюдения действующего законодательства, направленного на профилактику правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, в деятельности администрации Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области установлено, что за истекший период 2011 года на территории Котельниковского муниципального района сотрудниками ОВД района выявлено <данные изъяты> преступлений по линии незаконного оборота наркотиков, составлено <данные изъяты> протоколов об административных правонарушениях по ст. 6.9 КоАП РФ (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача). Несмотря на необходимость осуществления полномочий по профилактике наркомании на территории поселения, в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области целевая программа профилактики наркомании не принята. В ходе судебного заседания прокурор, участвующий по делу, Фадеев В.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика - администрации Котельниковского сельского поселения Колесникова В.Е. исковые требования не признала. В обоснование суду пояснила, что администрация Котельниковского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Статьей 3 Закона Волгоградской области от 16.08.1999 г. №293-ОД «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Волгоградской области» предусмотрено, что профилактика заключается в предупреждении совершения правонарушений лицами, употребляющими наркотические, токсические средства и психотропные вещества, оказание необходимой медицинской и реабилитационной помощи. Такие действия относятся к компетенции администрации Котельниковского муниципального района. В Федеральном Законе №131-ФЗ и Уставе Котельниковского сельского поселения такого полномочия, как принятие программы по профилактике наркомании, не предусмотрено. Представитель ответчика также указала, что профилактика наркомании на территории поселения никаким образом не осуществляется ввиду отсутствия на территории поселения такой проблемы. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Заслушав объяснения прокурора, учитывая мнение представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на охрану здоровья. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ от 08.01.1998 №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон), под незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров понимается оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации. Профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании. Согласно ст. 4 Закона, государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строго контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ. В целях осуществления государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту (ст.6 вышеуказанного Закона РФ). Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурно-просветительского, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда - как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании. Целью профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них. Согласно п.3 Указа Президента РФ от 18.10.2007г. №1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», образуются антинаркотические комиссии органов местного самоуправления, основными задачами которых являются: разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности реализации целевых программ и др. Как следует из положений ч. 1 ст. 3 Закона Волгоградской области от 16.08.1999 №293-ОД «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Волгоградской области» (далее - Закон), профилактика наркомании и токсикомании - система мер, направленных на прекращение роста и снижение уровня незаконного потребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ гражданами, проживающими на территории Волгоградской области. Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона, система профилактики наркомании и токсикомании включает, среди прочего, разработку и реализацию областных и муниципальных программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании. Доводы представителя ответчика о том, что принятие муниципальной программы по профилактике наркомании не относится к компетенции администрации сельского поселения, суд считает несостоятельными по следующим основаниям. На основании ст. 9 Закона, органы местного самоуправления участвуют в профилактике наркомании и токсикомании в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством. Из сообщения администрации Котельниковского сельского поселения следует, что целевая программа «Профилактика наркомании» не принималась в связи с отсутствием полномочий сельского поселения в данной сфере деятельности. Вопросы местного значения, а также права органов местного самоуправления на решение вопросов, отнесенных к вопросам местного значения, определены ст. 14 - 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона №131-ФЗ следует, что органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Данное положение закреплено в ст. 6 ч. 4 Устава Котельниковского сельского поселения. Меры по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду, имеют важное значение в формировании общества, свободного от злоупотребления наркотиками, прежде всего, поддерживая и стимулируя здоровый, продуктивный и позволяющий реализовать свои возможности образ жизни. С учетом приведенных выше мотивов, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить. Во исполнение п. 2 ст. 206 ГПК РФ суду, при обязывании ответчика совершить действия, необходимо установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурором в судебном заседании с учетом положений ФЗ «Об исполнительном производстве» предложен срок для исполнения решения суда - два месяца со дня вступления решения в законную силу. Суд считает срок, указанный прокурором, разумным. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию муниципальной целевой программы по профилактике наркомании - удовлетворить. Обязать администрацию Котельниковского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области принять муниципальную целевую программу по профилактике наркомании в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Решение изготовлено в окончательной форме 02 августа 2011 года и может быть обжаловано в течение 10 дней в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Котельниковский районный суд. Судья Молодцова Л.И.