Об отказе в удовлетворении требований о возложении обязанности устранить нарушения требований ветеринарно-санитарного законодательства.



                                           Дело № 2-796/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 год.                                                                     Г. Котельниково

      Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи     Лунёва А.В.

при секретаре                                  Шамраенко В.Е.,

с участием: прокурора Вдовенко С.В.,

                     представителя ответчика Генералова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Генераловского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности на орган местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

прокурор Котельниковского района Волгоградской области (далее по тексту прокурор) обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц указывая, что с привлечением специалиста отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных и безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской области в июне 2011 года была проведена проверка ветеринарно-санитарных Правил содержания скотомогильников, расположенных на территории Котельниковского муниципального района.

      В соответствии с п.п.8п.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, среди прочего, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

      Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

      Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учётом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведёнными выше нормами Федерального закона.

      Согласно п.5 ч.3 ст.50 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

      На территории Генераловского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области расположен скотомогильник, который состоит на балансе администрации сельского поселения.

      Исходя из положений ст.210 ГК РФ, собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

      Ответчик не полной мере исполняет возложенную на него обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества - одного скотомогильника.

      В ходе проведённой проверки по данному факту выявлен ряд нарушений.

      Указанные в заключении нарушения способствуют свободному проникновению на территорию скотомогильника бродячих животных, а также птиц и людей. Непринятие надлежащим мер в области соблюдения санитарно-ветеринарного законодательства при содержании скотомогильника может вызвать карантин и особо опасные заболевания животных, включая сельскохозяйственных и домашних.

       Прокурор просит обязать администрацию Генераловского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области устранить нарушения требований ветеринарно-санитарного законодательства, а именно: оборудовать скотомогильник, расположенный на территории Генераловского сельского поселения глухим забором высотой 2 метра с въездными воротами, запираемыми на замок, вытяжной трубой, а также навесом, построить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря и спецодежды на территории скотомогильника в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласен, пояснив, что ранее указанный скотомогильник принадлежал совхозу. В настоящий момент данный объект находится на балансе сельского поселения, но право собственности на него не установлено. Полномочий по решению вопросов, связанных с оборудованием и содержанием скотомогильника, администрации сельского поселения не передавались. В связи с чем денежные средства на его содержание в бюджете не предусмотрены.

      Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ «Котельниковская районная станция по борьбе с болезнями животных», извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

     Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришёл к следующему.

      Согласно представленным документам, на территории Генераловского сельского поселения расположен один скотомогильник, и он стоит на балансе администрации Генераловского сельского поселения (л.д.7,8).

      Как следует из заключения Отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных и безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля от 22 июня 2011 года № 133-п, составленного по результатам проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника и соблюдения обязательных требований ветеринарного законодательства Российской Федерации, установлены следующие нарушения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 №13-7-2/469:

- отсутствует глухой забор высотой 2 м с въездными воротами, запираемыми на замок, перекидной через траншею мостик (в нарушение п.5.6 Правил);

- не оборудована яма Беккари вытяжной трубой (в нарушение п.5.7 Правил);

-отсутствует навес над ямой Беккари, не построено помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря и спецодежды на территории скотомогильника (в нарушение п.5.8 Правил);

- документально не оформлено транспортное средство с водонепроницаемыми бортами для перевозки биологических отходов с последующей дезинфекцией транспортного средства (л.д.5-6).

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года         N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от               6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от                6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

В соответствиями с положениями п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

В судебном заседании установлено, что полномочий и денежных средств в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Генераловскому сельскому поселению Котельниковского муниципального района Волгоградской области не передавались.

Прокурором данное обстоятельство не опровергнуто.

Ссылка прокурора на положения ст.210 ГК РФ о том, что администрация сельского поселения как собственник должна нести бремя содержания спорного имущества, является необоснованной.

Судом установлено и не опровергнуто прокурором, что сельское поселение не является собственником названного недвижимого имущества, как того требует ст.131 ГК РФ.

В этой связи не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.

       Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований прокурору Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Генераловского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности устранить нарушения требований ветеринарно-санитарного законодательства, а именно: оборудовать скотомогильник, расположенный на территории Генераловского сельского поселения глухим забором высотой 2 метра с въездными воротами, запираемыми на замок, вытяжной трубой, а также навесом, построить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря и спецодежды на территории скотомогильника в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, отказать.

      Решение принято в окончательной форме 27 августа 2011 года и может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                        А.В. Лунёв