О возложении обязанности на администрацию района предоставить истцу, относящемуся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жалое помещение по договору социального найма.



Дело № 2-904/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011 год.                                                                    Г. Котельниково

      Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи        Лунёва А.В.

при секретаре                                    Шамраенко В.Е.,

с участием: прокурора - Вдовенко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л :

прокурор Котельниковского района обратился в суд с заявлением в интересах Забелина А.В., оспаривая действия (бездействия) администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области указывая, следующие обстоятельства.

      Согласно постановлению главы Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 13 декабря 2010 года , Забелин А.В. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учёт на предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      В июне 2011 года Забелин А.В. окончил обучение в ПУ № <адрес> и вернулся в <адрес> для дальнейшего проживания. Однако жилое помещение фактически ему так и не предоставлено.

     Руководствуясь действующим законодательством: ст.4, ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ст.1 Закона Волгоградской области от 12.12.2005 №1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждений за труд, причитающегося приемным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки»; п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ; ч.1 ст.52, ч.2 ст.57 ЖК РФ; а также постановлением главы Котельниковского муниципального района волгоградской области от 27.02.2010 №186 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, проживающих на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области», прокурор считает, что бездействие администрации района по не предоставлению Забелину А.В. вне очереди жилого помещения по договору социального найма существенно нарушает его права и законные интересы, связанные с дополнительными гарантиями по социальной поддержке, предоставленные ему, как лицу, относящемуся к числу детей, оставшихся без попечения родителей.

      Прокурор просит: признать незаконным бездействие администрации Котельниковского муниципального района в части не предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма ,, (дата) года рождения, относящемуся к лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной социальной нормы предоставления жилого помещения в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу.

      В судебном заседании прокурор заявленные требования по изложенным основаниям.

      Заинтересованное лицо - Забелин А.В., извещённый о времени и месте судебного заседания, не явился и не представил сведения о причинах своей неявки. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

      Представитель администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, представив отзыв на заявление, и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

      С заявленными прокурором требованиями представитель администрации Котельниковского района не согласен по следующим основаниям.

      Как следует из п.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.4, ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, одним из принципов деятельности которых является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

       В соответствии с ч.2 ст.132 Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании Закона Волгоградской области от 12.12.2005 № 1144-ОД, администрация Котельниковского муниципального района наделена государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в части обеспечения жильём лиц данной категории.

      Расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии со ст.86 БК РФ.

      Кроме того, учитывая положения ч.1 ст.6 Закона Волгоградской области от 12.12.2005 №1144-ОД, полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может осуществляться органами местного самоуправления только в случае достаточного и надлежащего финансирования соответствующих государственных полномочий.

      По состоянию на 27 сентября 2011 года из областного бюджета на осуществление государственных полномочий обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в бюджет Котельниковского района предоставлено <данные изъяты> рублей. На основании постановления главы Котельниковского муниципального района -р от 26.07.2011 на указанную сумму субвенции проведён открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также принимаются меры по приобретению жилых помещений для детей-сирот во исполнение решений Котельниковского районного суда от 24.02.2011, от 25.02.2011. Субъект РФ не исполняет в полном объёме обязанности по финансированию государственных полномочий. В связи с чем, в поведении органа местного самоуправления отсутствуют противоправные действия (бездействия), нарушающие права и интересы гражданина.

      Забелин А.В. зарегистрирован (вселен) по месту жительства отца, являющегося собственником жилого помещения. Документов о том, что Забелин А.В. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы, не имеется. Следовательно, право Забелина А.В. на внеочередное получение жилого помещения не подтверждается.

      Ходатайство представителя администрации Котельниковского муниципального района о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политике и казначейства судом оставлено без удовлетворения, поскольку прокурором заявлены требования в порядке ст.254 ГПК РФ и не оспариваются действия (бездействия) органов государственной власти.

         

      Представитель Территориального органа опеки и попечительства администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, извещённый о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

     В судебном заседании установлено, что Забелин А.В., (дата) года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать - А., отец - Б. лишены родительских прав на основании решения Котельниковского районного суда Волгоградской области от (дата) (л.д.6-8).

На основании постановления администрации Котельниковского района Волгоградской области от 26 июня 1997 Забелин А.В. был направлен в детское учрежедение (л.д.9).

07 апреля 2010 года Забелин А.В. обратился в прокуратуру Котельниковского района по вопросу не предоставления ему жилого помещения (л.д.10).

В ходе проведения проверки по поступившему заявлению Территориальным органом опеки и попечительства дан ответ, что Забелин А.В. будет обеспечен жилой площадью по его окончанию пребывания в общеобразовательном учреждении (л.д.11).

Согласно постановления главы Котельниковского муниципального района от 13 декабря 2010 года , Забелин А.В. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учёт (л.д.12).

19 июня 2011 года Забелин А.В. вновь обратился в прокуратуру Котельниковского района, указывая, что 30 июня 2011 года закончил обучение в ПУ <адрес> и вернулся для проживания в <адрес>. Собственного жилья не имеет, и ему оно не предоставлено (л.д.13-14).

Администрацией Котельниковского муниципального района представлено распоряжение главы Котельниковского муниципального района -р от 26 июля 2011 года о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на приобретение квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей… (л.д.21).

Согласно справки администрации Котельниковского муниципального района, по состоянию на 27 сентября 2011 года на счёте бюджета района имеется остаток субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в сумме <данные изъяты> рублей (л.д.22).

Из справки администрации <данные изъяты> сельского поселения Котельниковского муниципального района от 27 сентября 2011 года следует, что Забелин А.В. зарегистрирован и проживает в х. <адрес> с отцом - Б. и братом - В. в доме отапливаемой площадью 18 кв.м. (л.д.23).

      Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

      В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

      Согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

      На основании ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

      Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда ОФ от 05.02.2009 № 250-О-П, предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

В соответствии со ст.1 Закон Волгоградской области от 12.12.2005 N 1144-ОД (ред. от 21.07.2011) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые включают в себя, в том числе, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.

Статья 4 названного Закона предусматривает обязанность органов местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны, осуществлять государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Волгоградской области по вопросам осуществления государственных полномочий.

      В силу п.2, п.2.1 ст.4 Закон Волгоградской области от 15.12.2005 N 1147-ОД (ред. от 09.12.2010) "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Данная категория лиц обеспечивается органами местного самоуправления муниципального района или городского округа жилой площадью по месту жительства.

Как следует из ст.2 выше названного Закона, средства на исполнение расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение и образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитываются в областном фонде компенсаций и передаются из областного бюджета муниципальным районам и городским округам в форме субвенций. Предоставление субвенций производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Волгоградской области об областном бюджете. Порядок расчета и предоставления субвенций устанавливается законом Волгоградской области.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе принимать нормативные правовые акты о направлении средств на осуществление мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сверх сумм, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, за счет местных бюджетов.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что предоставление Забелину А.В. вне очереди жилого помещения является обязанностью администрации Котельниковского муниципального района. Суд исходит из буквального толкования положений названных нормативно-правовых актов и считает, что разрешение требований о предоставлении Забелину А.В. жилого помещения внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия в администрации денежных средств, а также от каких-либо других условий.

Доводы представителя администрации Котельниковского муниципального района о том, что Забелин А.В. зарегистрирован по месту жительства своего отца, являющегося собственником жилого помещения, и тем самым не имеет право на внеочередное получение жилого помещения, опровергаются установленными в судебном заседании обстоятельствами: постановлением главы администрации Котельниковского муниципального района Забелин А.В. признан нуждающимся в жилом помещении. Членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает Забелин А.В., он не является, так как Б. лишён родительских прав в отношении сына. Площадь дома составляет всего 18 кв.м. Кроме того, не представлено доказательств, кому принадлежит домовладение, в котором зарегистрирован Забелин А.В.

      Так как на исполнение решения суда потребуется определённое время, необходимое для соблюдения «Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, проживающих на территории Котельниковского муниципального района Волгоградской области», утверждённого постановлением главы Котельниковского муниципального района Волгоградской обл. от 27.02.2010 N 186, суд на основании ст.206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - 3 месяца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

признать бездействие администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области выразившееся в не предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма , относящемуся к лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным.

Обязать администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области предоставить , (дата) года рождения, относящемуся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной социальной нормы предоставления жилого помещения в течение трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Решение принято в окончательной форме 03 октября 2011 года и может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                       А.В. Лунёв