Требования прокурора об оспаривании бездействия и возложении обязанности на орган местного самоуправления удовлетворены (решение не вступило в законную силу)



06 октября 2011 года                                                              Дело № 2-920/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

         Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Лунёва А.В.

при секретаре                  Шамраенко В.Е.,

с участием прокурора     Вдовенко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котельниково гражданское дело по заявлению прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Котельниковского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки в связи с обращением Государственной жилищной инспекции Волгоградской области по вопросу управления многоквартирным жилым домом по <адрес> установлено, что собственниками помещений данного дома ДД.ММ.ГГГГ выбран непосредственный способ управления домом.

В соответствии со ст.164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

Однако, до настоящего времени данный способ управления домом в полном объеме не реализован, а именно собственниками квартир не заключены договоры на обслуживание, ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома.

При указанных обстоятельствах органу местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством, надлежало организовать и провести открытый конкурс по отбору управляющей организации.

Таким образом, бездействие администрации Чилековского сельского поселения Котельниковского муниципального района в части организации и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом по <адрес> не только нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в указанном доме, но и может явиться основанием для возникновения в жилищном фонде чрезвычайных ситуаций и повлечь за собой повреждение имущества, как граждан, так и имущества, принадлежащего органу местного самоуправления, а также создать реальную угрозу жизни и здоровью проживающих граждан и неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которые могут в силу разных обстоятельств, временно находиться в указанном доме, либо в непосредственной близости от дома.

Прокурор просил признать бездействие администрации Чилековского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, связанное с непроведением открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом по <адрес> незаконным; обязать Администрацию Чилековского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом по <адрес>, в соответствии с требованиями Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 75 от 06.02.2006г.

В ходе судебного заседания прокурор, участвующий по делу, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель администрации Чилековского сельского поселения А. заявленные требования не признал и представил суду письменное возражение. Из содержания письменного возражения следует, что в соответствии с Законом Волгоградской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, и на основании акта приёма-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Чилековского сельского поселения приняла на баланс жилой дом с порядковым . На момент приёма-передачи на баланс жилого дома, на его первом этаже уже были расположены ФАП и магазин. Зарегистрированных и проживающих граждан в доме не было. Надлежащее содержание как самого дома, так и общего имущества осуществляет администрация Чилековского сельского поселения, поскольку многоквартирный дом является муниципальной собственностью. Предоставление таких услуг, как холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление - невозможно, поскольку на территории Чилековского сельского поселения нет организаций, которые предоставляли бы гражданам указанные коммунальные услуги.

Заслушав объяснения прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Из пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 (далее Правил) следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.

Согласно пункта 16 указанных Правил, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путём заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании собственников жилого многоквартирного дома принято решение: выбрать способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление.

Согласно ст.164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

ДД.ММ.ГГГГ Государственная жилищная инспекция Волгоградской области обратилась в прокуратуру Котельниковского района с целью принятия мер прокурорского реагирования в отношении администрации Чилековского сельского поселения и её должностных лиц, которыми до настоящего времени не проведены в установленном порядке открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по <адрес>, собственники помещений которого не реализовали выбранный ими способ управления своим домом и не организовали в установленном законом порядке содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Чилековского сельского поселения Котельниковского муниципального района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом с порядковым в <адрес> состоит на администрация Чилековского сельского поселения. Акт приема-передачи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ имеется.

В соответствие с ч. 4 ст.161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Согласно подпункта 2 пункта 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 75 от 06.02.2006г., конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе, если большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе, относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также решение иных вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 14, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения этих поселений.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.

        Судом установлено и не оспаривается заинтересованным лицом, что принятое собственниками решение о выборе способа управления не реализовано, так как не заключены договоры на обслуживание дома.

       

         Доводы представителя заинтересованного лица, о том, что на территории Чилековского сельского поселения отсутствуют организации, которые могли бы предоставлять гражданам коммунальные услуги, суд считает несостоятельными.

           Помимо предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

Отсутствие договорных отношений с управляющей организацией может явиться основанием для возникновения в жилищном фонде чрезвычайных ситуаций и повлечь за собой повреждение имущества, как граждан, так и имущества, принадлежащего органу местного самоуправления, а также создать реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которые могут в силу разных обстоятельств временно находиться в указанном доме, либо в непосредственной близости от дома.

         В соответствии со ст.257 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, суд считает необходимым требования прокурора Котельниковского района в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

Во исполнение п. 2 ст. 206 ГПК РФ суду, при возложении обязанности на ответчика совершить действия, необходимо установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурором с учетом положений ФЗ «Об исполнительном производстве» предложен срок для исполнения решения суда - один месяц со дня вступления решения в законную силу.

Представитель заинтересованного лица считает срок для исполнения решения суда, предложенный прокурором неразумным.

С учетом всех мероприятий, которые необходимо провести администрации Чилековского сельского поселения, суд считает срок, предложенный прокурором, недостаточным, и полагает необходимым увеличить его до четырёх месяцев.

Руководствуясь ст. ст. 196-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие Администрации Чилековского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, связанное с непроведением открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом по <адрес>, незаконным.

Обязать Администрацию Чилековского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в течение четырёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом по <адрес>, в соответствии с требованиями Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 75 от 06.02.2006 г.

Решение изготовлено в окончательной форме 11 октября 2011 года и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Котельниковский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                        А.В. Лунёв