Признание права собственности на квартиру, переданную истцам по договору о её безвоздмездной передаче.



                                                                                                   Дело № 2-127/2012

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

01 марта 2012 год.                                                                         Г. Котельниково

      Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи     Лунёва А.В.

при секретаре                                 Шамраенко В.Е.,

с участием: истца Ковачева В.В., истца Кулаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковачева В.В., Кулаковой Н. В. к администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании права собственности на недвижимое имущество,

у с т а н о в и л :

Ковачев В.В. и Кулакова Н.В. обратились с исковым заявлением к администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании права общедолевой собственности на квартиру, указывая, что 20 февраля 2002 года между администрацией г. Котельниково Волгоградской области в лице главы администрации А. и Ковачевым В.В., К.. (после заключения брака - Кулаковой Н.В.) был заключён договор на передачу квартиры в собственность граждан. Квартира расположена по адресу:                   <адрес>. Договор был зарегистрирован в администрации г. Котельниково 20 февраля 2002 года, а 03 апреля 2002 года - в Котельниковском БТИ. Заключив договор, посчитали, что стали собственниками квартиры. С этого времени владели, пользовались, содержали данное жилое помещение. Владение квартирой никто не оспаривал. Желают зарегистрировать право собственности на данное жилое помещение, но это возможно только в судебном порядке, так как договор имеет неточности и не зарегистрирован в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, а стороны договора - администрации г. Котельниково Волгоградской области в настоящее время не существует.

      Истцы просят признать за ними право собственности на спорную квартиру в равных долях, расположенную на <данные изъяты> этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома с балконом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, состоящую их трёх жилых комнат, коридора, туалета, ванной, кухни, двух шкафов, находящуейся по адресу: <адрес>.

      В судебном заседании истцы поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

     От представителя ответчика - Дубровного А.А. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, в котором он не имеет возражений против удовлетворения исковых требований (л.д.48,49).

      На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

      

      В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

      Согласно договора о передаче квартир (домов) в собственность граждан от 20 февраля 2002 года, администрация г. Котельниково в лице главы администрации А. на основании распоряжения главы администрации Котельниковского района от 17 января 1997 года передала безвоздмездно в собственность Ковачеву В. В.ичу, Ковачевой Н. В., действующей с согласия своего отца, квартиру в равных долях. Квартира расположена по адресу: <адрес>, состоит из трёх комнат общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе - жилой <данные изъяты> кв.м. Указанный договор зарегистрирован в администрации г. Котельниково 20 февраля 2002 года под номером , в Котельниковском Бюро технической инвентаризации зарегистрирован 03 апреля 2002 года (в реестровой книге под номером , инвентарное дело ) (л.д.25).

      На выше указанное жилое помещение 22 февраля 2002 года составлен технический паспорт, согласно которому субъектами права на квартиру являются Ковачев В.В. и Ковачева Н.В. в равных долях (л.д.13-15).

      В соответствии с кадастровым паспортом помещения, составленного по состоянию на 18 сентября 2008 года, объект недвижимого имущества - квартира , расположена на <данные изъяты> этаже в <адрес>, в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Имеет инвентарный номер , кадастровый номер (л.д.16-17).

      Ковачева Н.В. ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с П., и ей присвоена фамилия «П.». После расторжения данного брака она вступила в новый брак с К. ДД.ММ.ГГГГ, ей присвоена фамилия «Кулакова». Данные обстоятельства подтверждаются соответствующими справкой о заключении брака и свидетельствами (л.д.9, 10, 11).

      Согласно справки МУ «Служба заказчика» администрации Котельниковского района Волгоградской области от 29 марта 2004 года, на момент приватизации <адрес> в ней были зарегистрированы и проживали: Ковачев В.В., П. (л.д.26).

      Как следует из уведомления Котельниковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 16 декабря 2011 года, в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) на спорный недвижимый объект на территории Котельниковского и Октябрьского районов Волгоградской области (л.д.19).

      По сообщению администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области от                01 февраля 2011 года квартира , расположенная в <адрес>, не является муниципальной собственностью городского поселения (л.д.24).

     Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования законными и обоснованными.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

      Согласно ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

На основании ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

       На основании положений ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Из материалов дела следует и установлено судом, что обязательства по сделке между сторонами исполнены: администрация г. Котельниково передала безвозмездно в собственность, а Ковачев В.В., Ковачева Н.В. приобрели указанную квартиру. Истцы не зарегистрировали договор в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в связи с чем право собственности у приобретателей не возникло. Препятствием для государственной регистрации указанной сделки в настоящее время явилась ликвидация стороны договора - администрации г. Котельниково.

Согласно ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу статьи 18 названного Закона РФ, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

      В судебном заседании установлено, что сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) на спорный недвижимый объект на территории Котельниковского и Октябрьского районов Волгоградской области отсутствуют, и квартира не является муниципальной собственностью городского поселения. Спора по существу заявленного требования нет.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Между тем, то обстоятельство, что указанный жилой дом при реорганизациях юридических лиц не был передан в муниципальную собственность, не может повлечь нарушение жилищных прав истца.

В соответствии с Приложением №3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», установлено, что жилищный фонд является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона и подлежит передаче собственнику независимо от того на чьем балансе находится.

Из смысла ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что право на приобретение в собственность, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить возможность реализации этого права.

Согласно ст.8 указанного Закона, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Кроме того, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.93 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" содержится вывод о том, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Суд полагает, что в силу прямого указания Закона реализация права истцов на приватизацию не может быть поставлена в зависимость от ликвидации стороны договора.

В силу ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом.

Согласно ст. ст. 17 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 г., фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает необходимым признать право общей собственности в порядке приватизации за истцами на спорное жилое помещение в равных долях.

      Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

признать за Ковачевым В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности на 1/2 долю квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

      Признать за Кулаковой Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на 1/2 долю квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

     Решение изготовлено в окончательной форме 06 марта 2012 года и может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                        А.В. Лунёв