Администрация сельского поселения, как орган местного самоуправления, в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы обеспечения безопасности дорожного движения



Дело № 2-731/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2012 год. Г. Котельниково

Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Молодцовой Л.И.

при секретаре Таранухиной И.Г.,

с участием: прокурора Петракова П.С.,

представителя ответчика Казаковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Котельниковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Наголенского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия и понуждении к обеспечению разработки проекта организации движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки,

установил:

прокурор Котельниковского района Волгоградской области обратился в суд, с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Наголенского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, указав, что прокуратурой Котельниковского района с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД РФ «Котельниковский» 09 апреля 2012 года проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации автомобильных дорог общего пользования на территории Наголенского сельского поселения Котельниковского муниципального района.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Наголенского сельского поселения проект организации дорожного движения не разработан, схема дислокации дорожных знаков и дорожной разметки не соответствует требованиям действующего законодательства.

Отсутствие схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки создаёт предпосылки для признания установленных дорожных знаков и нанесенной разметки незаконными, необоснованно размещёнными, что может повлечь необоснованное привлечение граждан к административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Прокурор просит признать бездействие администрации Наголенского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и дорожной разметки незаконным; обязать администрацию Наголенского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в установленный законом срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на территории поселения.

В судебном заседании прокурор, участвующий по делу, поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель администрации Наголенского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области – Казакова Л.Н. исковые требования признала.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Проверяя обоснованность заявленных прокурором требований, суд установил следующее.

В ходе проведенной прокуратурой Котельниковского района проверки по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что на территории Наголенского сельского поселения не разработана схема дислокации дорожных знаков и разметки на улицах и дорогах сельского поселения, что подтверждается ответом главы Наголенского сельского поселения от 09 апреля 2012 года (исх.) на соответствующий запрос прокурора.

Из выше указанного ответа главы сельского поселения следует, что схема дислокации дорожных знаков и разметки на улицах и дорогах сельского поселения, копия которой прилагается к сообщению, не соответствует предъявляемым к ней требованиям действующего законодательства. Исполнение схемы будет заказано по мере поступления денежных средств в бюджет поселения (л.д.6-8).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст.13 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.

Согласно ст.17 выше указанного закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации муниципальными правовыми актами.

В силу положений ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

На основании ст. 21 названного Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности, дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной, документации, утверждаемых в установленном порядке.

Как следует из пункта 4 Государственного стандарта Российской Федерации "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93", утверждённому Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, размещёнными по в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует наносить в соответствии с утверждёнными схемами.

Письмом МВД РФ от 02.08.2006 N 13/6-3853, Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 N 01-29/5313 утверждён Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах.

Согласно пункта 1.4 указанного Порядка, заказчиком проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.

Как следует из пунктов 3.1, 3.2 Порядка, проект организации дорожного движения представляет собой книгу в переплете формата 297 х 420 (А3) и CD-ROM с электронным видом документа (формат файла с возможностью редактирования документа). Проект организации дорожного движения должен содержать: титульный лист; введение; схемы расстановки технических средств организации дорожного движения; эскизы знаков индивидуального проектирования; схемы расстановки оборудования на светофорных объектах; ведомость размещения средств организации дорожного движения; ведомость устройства электроосвещения, автобусных остановок, пешеходных дорожек и пешеходных переходов в разных уровнях.

В соответствии с пунктом 4.2 порядка схема расстановки технических средств организации дорожного движения должна включать в себя: контуры плана (в бровках) автомобильной дороги; график продольных уклонов; график кривых в плане; линии дорожной разметки; дорожные знаки; дорожные ограждения; пешеходные ограждения; направляющие устройства; дорожные светофоры; пешеходные переходы в разных уровнях; освещение; автобусные остановки; пешеходные дорожки; железнодорожные переезды; искусственные сооружения; проектируемые и существующие здания и сооружения дорожного автотранспортного назначения (без координационных осей).

На основании выше изложенного суд приходит к выводу, что администрация Наголенского сельского поселения, как орган местного самоуправления, в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Однако ответчик не выполняет возложенную на него обязанность по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на территории поселения: проект организации дорожного движения не разработан, а схема дислокации дорожных знаков и дорожной разметки не соответствует требованиям действующего законодательства.

Непринятие администрацией Наголенского сельского поселения надлежащих мер в области законодательства о безопасности дорожного движения является не только нарушением действующего законодательства, но и влечёт за собой повышение аварийности на дорогах, создаёт реальную угрозу жизни и здоровью жителей поселения.

Доводы ответчика о том, что на выполнение указанных в иске обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в бюджете поселения нет денежных средств, не состоятельны.

В силу положений ст.14 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" планирование дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления на основании, в частности, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог.

При таких обстоятельствах усматривается бездействие администрации сельского поселения в части реализаций полномочий, предусмотренных п.5 ч.1 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Как следует из ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд вправе установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учётом необходимого проведения мероприятий по исполнению решения суда, которые потребуют определённого времени, суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - четыре месяца.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Котельниковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Наголенского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия и понуждении к обеспечению разработки проекта организации движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Наголенского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и дорожной разметки.

Обязать администрацию Наголенского сельского поселения
Котельниковского муниципального района Волгоградской области разработать и утвердить проект организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на территории поселения в течение четырёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение принято в окончательной форме 16 сентября 2012 года, и может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Котельниковский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.И. Молодцова