2-110/2010 г.



№ 2-110/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2010 г. г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи О.В. Гурьяновой,

с участием истца Карлашовой Т.И.,

при секретаре Гороховой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карлашовой Т.И. к администрации Костромского муниципального района Костромской области, ЗАО «Шунга» о признании права собственности на квартиру,

УСТАНОВИЛ:

Карлашова Т.И. обратилась в суд с иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области, ЗАО «Шунга» о признании права собственности на квартиру. Свои требования обосновывает тем, что на основании постановления общего собрания производственного сельскохозяйственного кооператива «Дружба» от 22 сентября 1993 г. выделили ей 3-х комнатную квартиру, площадью 61,7 кв.м. находящуюся по адресу: <адрес> качестве доли (пая) в частную собственность. С момента передачи квартиры и до настоящего времени право собственности на квартиру никем не оспаривалось. В связи с изменением федерального закона о государственной регистрации для регистрации прав на недвижимость необходимо обращение, как гражданина, так и администрации предприятия, на чьем балансе ранее находился жилой дом. Однако в настоящее время СПК «Дружба» не существует, что препятствует регистрации прав собственности на указанную квартиру. Правопреемником СПК «Дружба» является ЗАО «Шунга». На основании изложенного, истец просит признать за ней право собственности на 3-х комнатную квартиру, общей площадью 61,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец Каралашова Т.И. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенном в исковом заявлении. Пояснила, что она с супругом работали в СПК «Дружба». Когда в 1999 году ей выдали регистрационное удостоверение на квартиру, брак с супругом был уже расторгнут. Просила признать за ней право собственности на 3-х комнатную квартиру, общей площадью 61,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

Представители ответчиков - администрации Костромского муниципального района Костромской области, ЗАО «Шунга» - извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей. Против удовлетворения, заявленных истцом требований, не возражали.

Представитель третьего лица Управления федеральной регистрационной службы по костромской области Мезенов К.С., просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения заявленных истцом Карлашовой Т.И. требований не возражал (л.д. 29).

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Карлашов А.М., просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения исковых требований Карлашовой Т.И. (л.д. 30).

Представитель третьего лица Межрайонного комитета социальной защиты, опеки и попечительства, привлеченные к участию в деле для представления интересов несовершеннолетнего Карлашова А.М., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Из заключения, направленного в адрес суда, следует, что заявленные Карлашовой Т.И. требования, считают законными и обоснованными (л.д. 35).

Выслушав истца Карлашову Т.И. и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГК РФ, одним из способов осуществления защиты гражданских прав является признания права.

Согласно п. 1 ст. 107 ГК РФ производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

В соответствии с п. 1 ст. 109 ГК РФ имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.

Пунктом 1 ст. 111 ГК РФ предусмотрено, что член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива. В этом случае ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива.

Из материалов дела следует, что на основании решения (постановления) общего собрания производственного сельскохозяйственного кооператива «Дружба» от 24 декабря 1992 г. и личного заявления члена СПК «Дружба» Карлашовой Т.И. о выделении жилплощади, истцу в качестве доли (пая) была выделена в частную собственность жилплощадь, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из решения правления СПК «Дружба» от 22 сентября 1993 г. (л.д. 7).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Право собственности Карлашовой Т.И. возникло в 1992 году, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

23 августа 1999 г. на названный объект недвижимого имущества Муниципальным предприятием «Бюро технической инвентаризации и приватизации жилья Костромского района» на основании выписки из решения правление СПК «Дружба» от 22 сентября 1993 г. Карлашовой Т.И. было выдано регистрационное удостоверение.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Регистрационное удостоверение, выдано Карлашовой Т.И. уполномоченным на тот момент органом исполнительной власти, осуществляющим технический учет жилых помещений - Муниципальным предприятием «Бюро технической инвентаризации и приватизации жилья Костромского района».

СПК «Дружба» путем присоединения реорганизовано в ЗОА «Шунга» решением общего собрания членов СПК «Дружба» от 30 июля 2008 г., что подтверждается справкой, выданной ЗАО «Шунга» от 12 ноября 2009 г. (л.д. 10), изменениями в Устав ЗАО «Шунга», согласно которым ЗАО «Шунга» является правопреемником СПК «Дружба» (л.д. 16)

Кроме того, факт того, что Карлашова Т.И. является собственником указанной выше квартиры, подтверждается ответом на запрос суда администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района, согласно которому из записей в похозяйственной книге № на стр. 9-10 следует, что Карлашова Т.И. указана собственником данного объекта (л.д. 28).

Поскольку, как отмечалось выше, право собственности на спорную квартиру у Карлашовой Т.И. возникло до введения названного выше федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г., суд принимает как доказательство по делу записи из похозяйственной книги в качестве правоустанавливающего документа, поскольку введенные Постановлением СНК СССР от 26.01.1934 N 185 «О первичном учете в сельских советах» похозяйственные книги являлись формой учета и первичной документацией в сельских советах.

Таким образом, судом достоверно установлено, что решением правления СПК «Дружба» от 22 сентября 1993 г. на основании решения правления общего собрания СПК «Дружба» от 24 декабря 1992 г. Карлашовой Т.И. в качестве части доли (пая) передана в собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Карлашовой Т.И. о признании права собственности на вышеуказанную квартиру.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Карлашовой Т.И. к администрации Костромского муниципального района Костромской области, ЗАО «Шунга» о признании права собственности на квартиру удовлетворить.

Признать за Карлашовой Т.И. право собственности на 3-х комнатную квартиру, инвентарный номер №, общей площадью 61,7 кв.м.м, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда через Костромской районный суд Костромской области.

Судья О.В. Гурьянова