2-256/2010 г.



Дело № 2-256/2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кострома 05 мая 2010 года

Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Добровольской Т.В.,

с участием помощника прокурора Костромского района Лапотниковой Л.Ю.,

при секретаре Левиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах Адугина А.В. к администрации Середняковского сельского поселения о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального наймаорганизации и обеспечению безопасности дорожного движения,,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Костромского района в интересах Адугина А.В. обратился в суд с иском к администрации Середняковского сельского поселения о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Свои требования обосновывая тем, что Адугин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, из числа детей-сирот: его отец - А. умер ДД.ММ.ГГГГ, его мать - А.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ. В период с 1995 года по 2004 год Адугин А.В. являлся воспитанником школы-интерната <адрес>, после возвращения из школы-интерната обучался в профессиональном училище № <адрес>. Постановлением главы местного самоуправления Костромского района от 30.01.1999 года за Адугиным А.В. было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Во время нахождения Адугина А.В. в государственном учреждении для детей-сирот, дом по указанному адресу в 2001 году сгорел. В связи с этим постановлением главы администрации Костромского муниципального района от 07.09.2009 года постановление от 30.01.1999 года отменено. Постановлением главы администрации Костромского муниципального района от 25.10.2006 года №699 Адугин А.В. поставлен во внеочередные списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В настоящее время Адугин А.В. не имеет закрепленного жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ до своего совершеннолетия Адугин А.В. находился под попечительством сестры - Б., в семье которой он и проживает в настоящее время по адресу: <адрес>. Принимая во внимание, что право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма у Адугина А.В. возникло по выпуску его из профессионального лицея № <адрес> в 2008 году, его дом сгорел, какое-либо другое жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, а в настоящее время в связи с принятием 06.10.2003 года Федерального закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с п. 6 ст. 14 которого к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства организации местного самоуправления в Российской Федерации», то эта обязанность должна быть возложена на администрацию Середняковского сельского поселения. Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В судебном заседании помощник прокурора Лапотникова Л.Ю. поддержала исковые требования, подтвердив вышеуказанные обстоятельства.

Истец Адугин А.В., в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора Костромского района, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.Пояснив, что он является сиротой, дом у него сгорел. Родители были лишены родительских прав и, он попал в школу - интернат в <адрес>, находился там до 2004 года, потом после интерната учился в профессиональном лицее № <адрес>, окончил его в 2006 году и учился в автотранспортном техникуме до 2008 года. в 2006 году ему исполнилось 18 лет. Когда учился, то жил у сестры в <адрес>, у нее частный дом, он и сейчас там живет. Он писал заявление в органы опеки и попечительства в 2006 году, когда ему исполнилось 18 лет о постановке на учет для получения жилья. В администрации Середняковского сельского поселения он состоит во внеочередном списке граждан нуждающихся в жилом помещении. Раньше у него был деревянный дом в <адрес>, но он сгорел в 2001 году, когда он находился в интернате. Ему в училище посоветовали сходить в органы опеки и попечительства. Сейчас он просит предоставить ему жилплощадь на территории Середняковского сельского поселения, ему все равно где.

Представитель ответчика - администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Бабурина Л.М., исковые требования прокурора не признала, пояснив, что Адугин А.В. стоит в списке очередников на получение жилья первой, но на сегодняшний день у них нет свободного жилого помещения для предоставления Адугину А.В.Бабуркина Л.М. пояснила, что с очереди на получение жилья они его не сняли, он ждет жилья. Если будет жилье, они его предоставят. Хотя это функция Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области. Признает, что они принимали жилищный фонд в муниципальную собственность. В настоящее время у них имеется свободное жилое помещение, но оно переводится в нежилой фонд, чтобы разместить там администрацию. Это трехкомнатная квартира. Больше никакого жилья нет. Имеются очередники, которые нуждаются в трехкомнатных квартирах. Из внеочередников у них в поселении только Адугин А.В. Он у них на учете с 2007 года. Учетное дело на Адугина А.В. оформили в 2010 году и передали в Комитет социальной защиты населения. Опеки и попечительства.

Представитель ответчика администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района - по доверенности Чиронова Ж.А. исковые требования не признала. Пояснив, что они считают себя не надлежащим ответчиком поданному делу. В силу п. «ж» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов РФ. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами гос. власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, указанных в п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами исполнительной власти самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Жилищный кодекс РФ предусматривает льготное обеспечение жильем лиц, нуждающихся в социальной защите. В то числе согласно с п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди для детей-сирот и детяй, оставшимся без попечения родителей… Согласно ч.1 ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области» дети - сироты, не имеющие закрепленного жилья обеспечиваются органами исполнительной властипо месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированный жилых помещении, находящихся в жилищном фонде Костромской области. Предоставление жилых помещений указанным категориям граждан осуществляется по договорам социального найма. Постановлением Администрации Костромской области от 01.09.08 г. № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области» определен порядок приобретения и предоставления жилых помещенийуказанным лицам и финансирования затрат, и возлагает данные обязанности на соответствующие Департаменты Костромской области. Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще на кого возлагается обязанность предоставления жилых помещений - на органы исполнительной власти по месту жительства.Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Жилые помещения по договору социального найма данной категории граждан должны предоставляться из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также ст. 121 СКРФ, определяющими, что вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются законами субъектов РФ, Семейным кодексом, Гражданским кодексом. При этом исходя из положений Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления, сельского поселения, имеют правона участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. В то же время расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N1203. Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В связи с выше изложенным, они не признают исковые требования.

Представитель третьего лица Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромскому муниципальному району Смирнова Г.Н., поддержала исковые требования прокурора Костромского района, считая, что Адугин А.В., как лицо, оставшееся без попечения родителей, должен быть обеспечен жильем по договору социального найма, заключенного с администрацией Середняковского сельского поселения.Адугин А.В. в настоящее время является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы местного самоуправления Костромского района от 30.04.1999 года № 107-3 за несовершеннолетним Адугиным А.В. было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> В период с 1995 года по 2004 год Адугин А.В. являлся воспитанником <данные изъяты>, <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся учащимся ГОУ НПО Профессиональный лицей № <адрес> и находился на полном государственном обеспечении. В 2001 году жилой дом Адугина А.В сгорел и по достижении 18 лет он обратился в жилищную комиссию, написал заявление и был поставлен на учет. На основании постановления главы администрации Костромского муниципального района от 25.10.2006 года №699 Адугин А.В. был поставлен на учет во внеочередные списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации Костромского муниципального района. В соответствии с пунктом 6 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» учетное дело Адугина А.В. из администрации Костромского муниципального района было передано в администрацию Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района. 15.04.2010 года учетное дело Адугина А.В. было направлено в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.2 ст.57, ч.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от 27.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», п.6 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», комитет считает исковые требования прокурора Костромского района законными и обоснованными. Администрации сельских поселений сами предавали личные дела, а им пришли документы, что он сирота и, они стали Адугину А.В. помогать собирать документы.

Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области - Овчаренко С.В. в судебном заседании пояснил, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, так как в соответствии с законом учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления, в связи с принятием Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО учет граждан был изменен. Ими были предприняты меры по сбору и комплектации документов необходимых для постановки на учет. Постановка на учет возможна при наличии 3-х условий: если имеются основания для предоставления жилья (в 2008 году А. окончил образовательное учреждение), если не имеется закрепленного жилья, если имеется свободное жилое помещение. На территории Костромского муниципального района у Костромской области не имеется свободных жилых помещений. Адугин А.В. имеет право на предоставление жилья и органы местного самоуправления обязаны предоставить ему это жилье, поэтому требования прокурора в интересах Адугина А.В. подлежат удовлетворению в полном объеме. Учетные дела претендентов на предоставление жилого помещения из сельских поселений им в основном переданы, но не полном объеме. Учет граждан лежит на органах местного самоуправления, на основании федерального закона они взяли на себя эти функции. Согласно местного законодательства учетные дела детей-сирот направляются также в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Формированный список направляется в Департамент ЖКХ, а тот уже формируют отдельную базу данных. Сейчас поодошла очередь получать жилье у очередников, у которых основания для получения жилья наступили еще раньше, чем других. Это 38 и 40 летние граждане. По г. Костроме от 200 до 300 человек нуждаются в жилых помещениях. Если они приобретут жилые квартиры, то они будут предоставляться в г. Костроме, так как самые старые очередники на предоставление жилья в г. Костроме. Они сами не предоставляют жилые помещения. Они ведут общий список не имеющих жилого помещения и их только 80 по г. Костроме. Они предоставляют жилье на основании списка. Они приняли на себя груз ответственности, за то, что в г. Костроме и других регионах годами не приобреталось жилье. Но это не обязанность субъекта, это дополнительная гарантия и социальная защита.

Представитель третьего лица Департамента финансов Костромской области - по доверенности Орлова И.Ю. в судебном заседании пояснила, что они полагают, что исковые требования подлежат удовлетворению, с учетом пояснений представителя Департамента социальной защиты считают надлежащим ответчиком администрацию сельского поселения и именно они должны обеспечить Адугина А.В. жилым помещением. Обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления по месту жительства (регистрации, закрепления жилого помещения) рассматриваемой категории граждан. Принимая во внимание, что в соответствии с постановлением главы местного самоуправления Костромского района от 30.01.1999 года за Адугиным А.В. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, надлежащим ответчиком по данному делу является администрация Середняковского сельского поселения.

Представитель третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие, направив в суд письменный отзыв, где указано, что во исполнение статьи 4 Закона Костромской области от 26.07.2009 года №490-4-ЗКО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Костромской области в части совершенствования порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма» администрациями городских округов, городских и сельских поселений все учетные дела граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в срок до 10.09.2009 года должны быть переданы в уполномоченный орган исполнительной власти по опеке и попечительству. До вступления в силу вышеуказанного Закона администрацией Середняковского сельского поселения в адрес департамента ЖКХ Костромской области документы, подтверждающие постановку на учет Адугина А.В. в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в департамент ЖКХ представлены не были, следовательно, на заседании комиссии по состоянию учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договору социального найма, не проверялись.

Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие, направив в суд письменный отзыв, где указано, что Адугин А.В. на момент окончания профессионального лицея №19 г. Костромы имел закрепленное жилое помещение, обеспечение его жилым помещением в порядке, предусмотренном ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Костромской области №О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» не представляется возможным. В данном случае подлежит применению п.1 ч.2, ч.3 ст.57 ЖК РФ. Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством относится к вопросам местного значения поселений (ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Требования прокурора костромского района являются законными и обоснованными.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Статья 57 часть 2 пункт 2 ЖК РФ предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Согласно части 5 указанной статья по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).

Аналогично закрепляя гарантии для данной категории лиц, Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ в ст. 8 в качестве мер поддержки и гарантии прав на жилое помещение предусмотрел внеочередное обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Местным законодательством также предусмотрен порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и для данной категории лиц.

Законом Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 года в ст. 3 ч.2 п.2) также закреплено внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Судом проверен статуса Адугина А.В. с точки зрения жилищного законодательства, как дающего право на внеочередное предоставление жилья.

Так, согласно свидетельству о рождении серия ГО № родителями Адугина А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются А. и А.В..

ДД.ММ.ГГГГ умерла А.В., о чем суду представлено свидетельство о смерти.

ДД.ММ.ГГГГ умер А., о чем суду также представлено свидетельство о смерти.

Постановлением главы местного самоуправления Костромского района от 30.07.1999 года №107-3 за несовершеннолетним Адугиным А.В. было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>

Однако постановлением главы администрации Костромского муниципального района от 07.09.2009 года №1082, в связи с тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закрепленное за Адугиным А.В., сгорело, постановление главы местного самоуправления Костромского района от 30.04.1999 года №107-3 «О сохранении права пользования жилым помещением несовершеннолетним Адугиным А.В.» признано утратившим силу.

В период с 1995 года по 2004 год Адугин А.В. являлся воспитанником школы-интерната <адрес>, после возвращения из школы-интерната обучался в профессиональном училище № <адрес>.

Постановлением администрации г. Костромы от 03.11.2004 года №3284 Балдина Н.А. была назначена попечителем над несовершеннолетним Адугиным А.В.

Согласно справке администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Адугин А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Дом сгорел в 2001 году.

Постановлением главы администрации Костромского муниципального района от 26.10.2006 года № 699 Адугин А.В. был поставлен на учет во внеочередные списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

12.10.2007 года администрацией Костромского муниципального района главе администрации Середняковского сельского поселения было направлено учетное дело Адугина А.В., из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди.

Согласно списку очередности детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилых помещений по договорам социального найма по администрации Скередняковского сельского поселения, Адугин А.В. стоит в данном списке на получение жилья.

Исходя из чего поскольку статус Адугина А.В., как сироты, дающий право на внеочередное предоставление жилого помещения подтвержден, суд находит, что требования о предоставлении Адугину А.В. жилого помещения вне очереди основаны на законе, обоснованны и подлежат удовлетворению.

При проверке доводов ответчика, кем должно предоставлять жилое помещение суд приходит к следующему.

Итак, согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ - детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне жилые помещения по договорам социального найма.

Как предусмотрено в ч.ч. 3, 4, 5 ЖК РФ - Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с п.6 ст.14 ФЗ РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из чего следует, что законодательно предусмотрено предоставление жилых помещений для данной категории граждан именно органами местного самоуправления.

Что, конечно, не исключает предоставление жилых помещений и из жилищного фонда Костромской области. Но строго в соответствии с действующим законодательством, согласно установленного порядка. И является дополнительной гарантией. То есть данное суд расценивает не как обязанность субъекта Костромской области, а дополнительную гарантию для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» № 348-ЗКО от 19.12.2005 года определяет нормы государственного обеспечения и реализацию на территории Костромской области гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и устанавливает дополнительные гарантии по их социальной поддержке, где предусмотрена также реализации права на жилое помещение.

Согласно ст.6 Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» № 348-ЗКО от 19.12.2005 года с последующими изменениями и дополнениями - Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи. На основании представленных документов уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству формирует и направляет в исполнительный орган государственной власти Костромской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Приобретение жилых помещений для категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.

Согласно ст.8 Закона Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» расходы. Предусмотренные настоящим законом, осуществляются за счет областного бюджета. Расходы, указанные в ст.6 настоящего закона, осуществляются также за счет субсидий, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета.

Согласно ст.3 ч.2 Закона Костромской области № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» от 25.12.2006 года с последующими изменениями и дополнениями - Жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом положений статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области

Согласно ст.ст.5, 7 данного Закона - Жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые на условиях социального найма, учитываются в составе казны Костромской области. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа. Заключение договоров социального найма жилого помещения с гражданином, которому предоставляется жилое помещение жилищного фонда Костромской области, осуществляется уполномоченным органом (организацией) по содержанию имущества казны Костромской области. По договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам, состоящим в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).

Во исполнение данных законов и в целях их реализации Администрацией Костромской области вынесено постановление от 01.09.2008 года (с последующими изменениями и дополнениями) № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в Костромской области», регламентирован порядок финансирования, приобретения жилых помещений для данной категории лиц предусмотрен и обязанности органов исполнительной власти Костромской области.

Согласно данного постановления:

Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области: - выступает государственным заказчиком по приобретению жилых помещений; - осуществляет расходы на приобретение жилых помещений в пределах средств, предусмотренных на указные цели законами Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области; - осуществляет совместно с департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области государственную регистрацию права собственности Костромской области на приобретенные жилые помещения; - формирует и ежеквартально направляет в департамент жилищно-коммунального хозяйства Костромской области списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения;

Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области: - учитывает в составе казны Костромской области приобретенные жилые помещения; - заключает договоры социального найма с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) для которых приобретены жилые помещения.

Указанным постановлением был утвержден Порядок финансирования расходов на приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в Костромской области», регламентирован порядок финансирования, приобретения жилых помещений для данной категории лиц, предусмотрены и обязанности органов исполнительной власти Костромской области, согласно которому: - Расходы на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляет департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

Итак, из чего видно, согласно действующего федерального и областного законодательства, что предоставление жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в Костромской области за счет за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих их федерального бюджета, строго регламентировано и предусмотрено по четкой схеме. Что направлено против злоупотребления правом и защиту интересов, всех лиц, состоящих в очереди, нуждающихся в жилых помещениях.

То есть только в пределах бюджетных средств, определенных на данные нужды, и субсидий, поступающих из федерального бюджета, и (или) исходя из имеющихся свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Также средства областного бюджета и субсидии, поступающих их федерального бюджета, имеют целевое назначение, и их расходование на приобретение квартир, как считает суд, должно производиться согласно указанного порядка, в зависимости от даты постановки на учет, очередности и только для лиц данной категории.

По мнению суда, не может быть возложена обязанность по предоставлению квартиры на указанные органы исполнительной власти для какого-то конкретного лица вне учета данных факторов.

При этом предоставление жилых помещений для данной категории лиц субъектом Российской Федерации является дополнительной гарантией с соблюдением всех перечисленных условий, а не обязанностью.

И суд находит необоснованными доводы представителя ответчика администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района, что администрация не являться органом, обязанном предоставлять жилые помещения.

Равно как и доводы, что решение вопросов социальной защиты является исключительно полномочием органов государственной власти субъектов РФ. Поскольку органы местного самоуправления вовсе не освобождены от решения социальных вопросов, а, напротив, в некоторых случаях на них прямо возлагается данная обязанность. Во-вторых, в данном контренном споре разрешается вопрос не об опеке и попечительстве, и связанным с этим, а вопрос предоставления жилого помещения. Что регулируется жилищным законодательством и является и спорные правоотношения жилищные. Поскольку Адугин А.В. является сиротой, то имеет дополнительные льготы в при предоставлении жилья, как-то, внеочередное его предоставление. Что вполне естественно отражено и закреплено в федеральном и местном законодательстве о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но в первую очередь, закреплено в Жилищном Кодексе РФ.

Поскольку указанные законы Костромской области как раз не исключают возможность предоставления жилых помещений органами местного самоуправления, а ст. 57 ЖК РФ предписывает данное, то орган местного самоуправления, в списках которого и состоит Адугин А.В., и должен предоставить его.

Органом местного самоуправления, обязанным предоставить жилое помещение является Администрация Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района, в списках которой на внеочередное предоставление жилого помещения и состоит Адугин А.В., и на территории которой в д.Симаково зарегистрирован.

Также Законом Костромской области № 490-4- ЗКО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Костромской области в части совершенствования порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма» от 06.07.2009 года, согласно кторого были внесены изменения в Закон Костромской области от 22.11.2005 года N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", в Закон Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", в Закон Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", согласно которых функции по формированию и направлению списков в исполнительный орган государственной власти Костромской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения возложены на уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству. Данным Законом установлено Администрациям городских округов, городских и сельских поселений в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона (который вступал в законную силу в течение 30 дней после официального опубликования) обеспечить передачу учетных дел, заведенных в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству.

И судом установлено и что не оспаривается ответчиком, в нарушение Закона Костромской области № 490-4-ЗКО, данное администрацией Середняковского сельского поселения в установленные сроки сделано не было.

Что, по мнению суда, также возлагает ответственность на администрацию поселения, должной предоставить жилое помещение.

При таких обстоятельствах, суд считает, что у органов исполнительной власти Костромской области не имеется обязанностей по предоставлению жилого помещения Адугину А.В.. А таковые возложены на орган местного самоуправления - Администрацию Середняковского сельского поселения.

Таким образом, судом установлено, что действиями администрации Середняковского сельского поселения ущемляются права Адугина А.В. на получение гарантируемой государством социальной помощи и требует принятия мер, направленных на защиту указанной категории лиц. Что подлежит устранению.

А потому, требования прокурора Костромского района законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ - жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта). Данное суд расценивает, не как буквальное трактование. Деревня Симаково - малочисленный населенный пункт, где нет свободных муниципальных жилых помещений. При этом сельская администрации не может даже распоряжаться землей в пределах населенного пункта, например, предоставляя ее для строительства, поскольку это вне ее ведения. И в целях исполнимости решения, учитывая интересы как и сельской администрации, имеющей большие возможности в пределах всего поселения, так и Адугина А.В., и учитывая его мнение, суд находит возможным предоставление жилого помещения Адугину А.В. в черте населенных пунктов территории муниципального образования Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.

А потому, на основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Костромского района в интересах Адугина А.В. к Администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об обязании представления вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области предоставить вне очереди по договору социального найма Адугину А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям изолированное жилое помещение согласно норме предоставления применительно к территории Середняковского поселения в черте населенных пунктов территории муниципального образования Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Костромской областной суд через районный суд.

Судья: Добровольская Т.В.