Дело № 2-179/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2010 года. г.Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи С.Ю.Ивановой,
с участием помощника прокурора Костромского района Костромской области Перфиловой С.Н.,
при секретаре Разыграевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах Курлыгина Е.Н. к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Костромского района в интересах Курлыгина Е.Н. обратился в суд с иском к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Обращение вызвано заявлением Курлыгина Е.Н. от 15.01.2010 года в прокуратуру района об оказании помощи в защите его жилищных прав, с указанием на тяжелое материальное положение, отсутствие средств на получение профессиональной юридической помощи и представления его интересов в суде.
В иске указывают, что Курлыгин Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот: его отец Курлыгин Н.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Курлыгина Н.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Курлыгин Е.Н. обучался в профессиональном лицее № <адрес> и находился на полном государственном обеспечении.
Постановлением главы местного самоуправления Костромского района от 30.09.2003 года № за несовершеннолетними Курлыгиным А.Н., Курлыгиным Е.Н., Курлыгиной Е.Н. и Курлыгиной Т.Н. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
По окончании обучения в профессиональном лицее Курлыгин Е.Н. решением жилищно-бытовой комиссии Сущевской сельской администрации от 08.06.2005 года на основании акта проверки жилищных условий был поставлен на учет в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением главы администрации Костромского муниципального района от 11.09.2009 года постановление о сохранении за Курлыгиным Е.Н. права пользования жилым помещением по указанному адресу было отменено.
В настоящее время Курлыгин Е.Н. какого-либо жилого помещения не имеет, вынужден проживать у знакомого по адресу: <адрес> регистрацию по месту жительства Курлыгин Е.Н. имеет в жилом помещении, права пользования которым лишен в связи с непригодностью для проживания.
Считают, что право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма у Курлыгина Е.Н. возникло по окончании профессионального лицея № <адрес> в 2005 году, так как согласно акта обследования ранее закрепленное за Курлыгиным Е.Н. жилое помещение находилось в аварийном состоянии, какое-либо другое жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено.
Указывают, что поскольку в связи с принятием Федерального закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства (п. 6 ст. 14), то обязанность по обеспечению Курлыгина Е.Н. жилым помещением должна быть возложена на администрацию Сущевского сельского поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Костромского района Костромской области Перфилова С.Н. в интересах Курлыгина Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив, что просит возложить обязанность на администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области предоставить Курлыгину Е.Н. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам, находящееся на территории Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, по нормам предоставления площади жилого помещения.
Курлыгин Е.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. Подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснил также, что дом в <адрес>, где ранее проживал, до настоящего времени числиться за умершей матерью, поскольку ни он, ни его братья и сестры в права наследства не вступали, так как в силу различных причин для них это затруднительно, и для проживания дом не пригоден, а средства на восстановление и ремонт у него отсутствуют. Никакого жилья он не имеет, живет у знакомого, материальной возможности приобрести жилье также не имеет.
Представитель ответчика - глава администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Ковалев Н.И., исковые требования не признал. Указал, что матери Курлыгина Е.Н. на основании договора купли-продажи принадлежал жилой дом и земельный участок в <адрес>. После ее смерти никто из наследников, в том числе Курлыгин Е.Н., в права наследства не вступал. В каком состоянии находился дом в д. Крутик на момент его приобретения Курлыгиными, администрации не известно. Считает, что интересы детей были изначально нарушены, поскольку родители намеренно ухудшали жилищные условия, действуя только в своих интересах. В 2005 году Курлыгин Е.Н. на основании заявления по решению жилищно-бытовой комиссии Сущевской сельской администрации поставлен на учет в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях. После отмены постановления от 30 сентября 2003 года о сохранении права пользования жилым помещением за несовершеннолетними Курлыгиными, в связи с непригодностью закрепленного жилого помещения для постоянного проживания, Курлыгин Е.Н. другим жильем обеспечен не был в связи с отсутствием такого жилого помещения на территории сельского поселения. Считает, что Курлыгин Е.Н. в настоящее время может реализовать свои жилищные права путем вступления в права наследства, поскольку этого права его никто не лишал, и затем уже распорядиться домом и земельным участком по своему усмотрению. Кроме того, считает, что обязанность по обеспечению жильем Курлыгина Е.Н., как лица из числа детей-сирот, не может быть возложена на администрацию сельского поселения, поскольку это не предусмотрено законом. На сегодняшний день свободного жилья на территории поселения не имеется, денежные средства на эти цели также отсутствуют, в связи с чем в случае удовлетворения заявленных прокурором требований, исполнение решения суда будет невозможно.
Представитель третьего лица - Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромскому муниципальному району Воробьева С.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании считала исковые требования, заявленные прокурором законными и обоснованными. Пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Курлыгин Е.Н. являлся учащимся ГОУ НПО Профессиональный лицей № <адрес> и находился на полном государственном обеспечении. По окончании обучения в ПЛ № Курлыгин Е.Н. решением жилищной комиссии администрации Сущевского сельского поселения от 08.06.2005 года был поставлен на учет в списки граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма. Жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, на основании заключения комиссии от 31.07.2009 года признано непригодным для проживания. Жилое помещение Курлыгину Е.Н. не предоставлялось, в связи с чем он вынужден проживать у посторонних лиц.
Представитель Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, привлеченных к участию в деле в качестве третьего лица, Овчаренко С.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы представителя администрации Сущевского сельского поселения и указав, что поскольку за Курлыгиным Е.Н. было закреплено жилое помещение, он имеет право на улучшение жилищных условий, а не на внеочередное предоставление иного жилого помещения.
Представитель Администрации Костромской области, привлеченных к участию в деле в качестве третьего лица, Пахомов В.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда, указав при этом, что законом не предусмотрена отмена постановлений о закреплении права пользования жилым помещением, кроме того, Курлыгин Е.Н. до настоящего времени не лишен возможности реализовать свои наследственные права на домовладение и земельный участок и распорядиться ими по своему усмотрению.
Представитель Департамента финансов Костромской области, привлеченных к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее в ходе рассмотрения дела представитель по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Орлова И.Ю. считала требования прокурора о предоставлении Курлыгину Е.Н. вне очереди жилого помещения по договору социального найма необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, привлеченных к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве, направленном в адрес суда, указали, что во исполнение ст. 4 Закона Костромской области от 26 июля 2009 года № 490-4-ЗКО администрациями сельских поселений все учетные дела граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в срок до 10 сентября 2009 года, должны быть переданы в уполномоченный орган исполнительной власти по опеке и попечительству. До указанной даты в адрес департамента жилищно-коммунального хозяйства документы, необходимые для постановки на учет Курлыгина Е.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма предоставлены не были, следовательно, на заседании комиссии по состоянию учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договору социального найма, не проверялись.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, привлеченных к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве, направленном в адрес суда, считали заявленные прокурором исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав помощника прокурора Костромского района Перфилову С.Н., истца Курлыгина Е.Н., представителя ответчика Ковалева Н.И., представителей третьих лиц Воробьеву С.А., Овчаренко С.В., Пахомова В.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Курлыгин Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходился сыном Курлыгину Н.В., умершему ДД.ММ.ГГГГ, и Курлыгиной Н.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о рождении и о смерти.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Курлыгин Е.Н. относился к категории детей-сирот.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Курлыгин Е.Н. являлся учащимся ГОУ НПО Профессиональный лицей № <адрес> и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы местного самоуправления Костромского района от 30.09.2003 года № за несовершеннолетним Курлыгиным Е.Н. было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>
По окончании обучения в ПЛ № Курлыгин Е.Н. решением жилищной комиссии администрации Сущевского сельского поселения от 08.06.2005 года был поставлен на учет в списки граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Согласно выписке из лицевого счета №, представленной администрацией Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области по адресу: <адрес> значатся: глава хозяйства - Курлыгин А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Курлыгин И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Курлыгин А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Курлыгин Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Курлыгина Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Курлыгина Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Курлыгин А.Н., Курлыгин И.Н. и Курлыгин А.Н. согласно пояснениям представителя Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромскому муниципальному району Воробьевой С.А. находятся в <адрес>, Курлыгина Е.Н. - в <адрес>, Курлыгина Т.Н. - проживает в <адрес>.
Согласно данным паспорта Курлыгин Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>
Фактически Курлыгин Е.Н. проживает по адресу: д. <адрес>.
Согласно акту обследования жилого помещения и заключению комиссии от 31 июля 2009 года, жилое помещение по адресу: <адрес>, не пригодно для проживания.
Постановлением главы администрации Костромского муниципального района № от 11.09.2009 года постановление главы местного самоуправления Костромского района от 30.09.2003 года № о сохранении права пользования жилым помещением за несовершеннолетними Курлыгиными признано утратившим силу.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. ст. 8, 13 Конвенции «О защите прав человека и основ свобод», каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции. Каждый человек, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективные средства правовой защиты перед государственным органом.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии со ч.ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч.2); детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ч. 2).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма.
Данный вопрос также регулируется Постановлением от 1 сентября 2008 г. № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области».
Исковые требования, заявленные в интересах Курлыгина Е.Н., по существу направлены на восстановление его нарушенного права пользования жилым помещением, ранее закрепленного за ним, в связи с тем, что данное жилое помещение не пригодно для проживания.
В соответствии с п.6 ст. 14 ФЗ РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, надлежащим ответчиком по иску прокурора в интересах Курлыгина Е.Н. следует признать администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области. При этом доводы представителя ответчика суд находит несостоятельными, поскольку само по себе наличие наследственного имущества в виде домовладения и земельного участка, после умершей матери, не означает что Курлыгин Е.Н. не является нуждающимся в обеспечении жилой площадью, поскольку согласно приведенных выше документов указанное жилое помещение не пригодно для проживания, кроме Курлыгина Е.Н. имеются еще четверо наследников, и согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области от 15 февраля 2010 года в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним за Курлыгиным Е.Н. объектов недвижимого имущества на территории Костромской области не зарегистрировано. Довод представителя ответчика о невозможности исполнения решения суда в силу отсутствия свободного жилья и достаточных средств, также не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Курлыгин Е.Н. в силу закона имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку до совершеннолетия относился к категории детей-сирот.
Требования к жилому помещению, которое должно быть предоставлено Курлыгину Е.Н., определяются в соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, а именно: по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Тот факт, что Курлыгин Е.Н. в настоящее время проживает по адресу: <адрес>, не означает, что он не вправе предъявлять требования о предоставлении ему жилого помещения, поскольку он не является собственником указанного жилого помещения и в силу ст. 71 ЖК РФ не утратил право пользования жилым помещением в д. Крутик.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора Костромского района в интересах Курлыгина Е.Н. к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма суд находит подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Костромского района Костромской области в интересах Курлыгина Е.Н. к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области предоставить Курлыгину Е.Н. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, отвечающее санитарно-техническим нормам, по нормам предоставления площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда через Костромской районный суд Костромской области.
Федеральный судья С.Ю. Иванова Определением Костромского обласного суда от 31.05.2010 г. решение отменено см. № 2-478а