2-96/2010 г.



Дело № 2-96/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2010 г. Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Лепиной Л.Л. при секретаре Джурко Е.И., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Гормова Н.В., Лебедевой З.В., Игнатьевой В.В., Орловой Г.В. к администрации Котовского сельского поселения Костромского муниципального района о включении имущества в наследственную массу, о признании права общей долевой собственности на жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

Громов Н.В., Лебедева З.В., Игнатьева В.В., Орлова Г.В. обратились в суд с иском к администрации Котовского сельского поселения Костромского муниципального района о включении имущества в наследственную массу, о признании права общей долевой собственности на жилой дом. Свои требования обосновали тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер их отец Г., проживавший по адресу: <адрес> После его смерти открылось наследство - жилой дом с двумя пристройками по указанному адресу, а также предметы быта - шкаф, кухонный стол, кровать, комод, телевизор «Рекорд», стиральная машина «Волна», инструменты. Вышеуказанное наследственное имущество, принадлежавшее Г., они, истцы, приняли в течение шестимесячного срока, предусмотренного законом, но соответствующие документы о праве на наследство не оформляли. Согласно кадастровому паспорту Костромского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, инвентарный №, жилой дом общей площадью 32,5 кв. метров, с двумя пристройками принадлежал Г. на основании справки-выписки Котовского с/поселения. Других правоустанавливающих документов на жилой дом не имеется. На момент смерти Г. проживал по вышеуказанному адресу один. В настоящее время им, истцам, необходимо получить свидетельство о праве на наследство. Нотариус отказал в выдаче свидетельства по тем мотивам, что предоставленных документов недостаточно для включения жилого дома в состав наследственной массы после смерти Г. Истцы являются наследниками первой очереди по закону на наследственное имущество. Других наследников нет. Поскольку с рождения и до момента смерти, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Г. являлся владельцем указанного жилого дома, нес бремя содержания указанного дома, поддерживал жилое помещение в надлежащем состоянии, истцы считают, что он приобрел право собственности на указанное имущество, и данное имущество может быть включено в наследственную массу. С момента смерти отца и по настоящее время, они, истцы, как принявшие наследство, несут бремя содержания наследственного имущества и принимают все меры сохранения данного имущества. В связи с этим истцы просят включить вышеуказанный жилой дом в состав наследственной массы, открывшейся ДД.ММ.ГГГГ после смерти Г.; признать за ними право собственности на наследственное имущество (по 1/4 доли в праве каждому) в порядке наследования по закону от Г.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области.

Истцы Громов Н.В., Лебедева З.В., Игнатьева В.В., Орлова Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, пояснили, что указанный дом строил их отец Г. вместе с матерью в 1952 г. Мать умерла раньше отца, а он остался проживать в доме. Они, истцы, пользовались домом и земельным участком при жизни отца и после его смерти, производили ремонт, оплачивали земельный налог. Домом пользуются как дачей.

Представитель ответчика - администрации Котовского сельского поселения Костромского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в деле почтовым уведомлением, причины неявки суду не известны.

Представитель соответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело без участия представителя. В отзыве на исковое заявление пояснил следующее. Спорное имущество - жилой дом по адресу: <адрес>, ни в реестре федерального имущества, сформированного в соответствии с Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества», ни в реестре федерального имущества, сформированного в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» на дату обращения не учтено. В связи с этим ТУ Росимущества в Костромской области имущественных притязаний на предмет спора не имеет. Разрешение спора оставляет на усмотрение суда.

Выслушав пояснения истцов, показания свидетелей Г. и Д., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 ГК РФ признание права - один из способов защиты гражданских прав.

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Из статьи 1110 ГК РФ следует, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В силу ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

Из положений ст.ст.1113, 1114, 1115 ГК РФ следует, что наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина. Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статья 20).

Судом установлено, что Г. умер ДД.ММ.ГГГГ

Из архивной справки администрации Костромского муниципального района <адрес> №/т от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в похозяйственной книге д. Бурнаково за 1980-1982 г.г. значится хозяйство Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., - главы семьи. Хозяйство рабочее, лицевой счет №. Адрес хозяйства: <адрес> В личной собственности хозяйства находится жилой дом, год возведения - 1952, общая (полезная) площадь 35 кв.м, материал стен - рубл., материал кровли - рубероид. В личном пользовании хозяйства всего земли - 0,27 га, в т.ч., под постройками, кустарниками и др. - 0,01 га. Имеется отметка о закрытии лицевого счета в связи со смертью главы семьи ДД.ММ.ГГГГ

Из пояснений истцов, а также показаний свидетелей в суде усматривается, что вышеназванный жилой дом строил Г. со своей женой (матерью истцов).

ДД.ММ.ГГГГ выдан кадастровый паспорт на объект недвижимости - жилой дом, инвентарный номер 10792, по адресу: <адрес>

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Г. на момент смерти являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В связи с этим данный дом подлежит включению в наследственную массу, открывшуюся после его смерти.

На основании ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Судом установлено, что наследниками первой очереди после смерти Г. являются дети - Громов Н.В., Лебедева З.В., Игнатьева В.В., Орлова Г.В., которые не обратились в установленные законом сроки к нотариусу с заявлениями о вступлении в права наследства.

По данным ГУ «Государственный архив Костромской области» от ДД.ММ.ГГГГ № сведений о заведении наследственного дела к имуществу Г., умершего ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Согласно справке администрации Котовского сельского поселения Костромского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, дом <адрес> пригоден для жилья. После умершего ДД.ММ.ГГГГ отца Г. дети в наследство не вступили. С момента смерти дети (Громов Н.В., Лебедева З.В., Игнатьева В.В., Орлова Г.В.) производили ремонт. В настоящее время в доме никто не зарегистрирован и не проживает.

Из объяснений истцов усматривается, что они фактически приняли наследство, поскольку в течение шести месяцев после смерти отца в их пользование перешло принадлежавшее умершему имущество: жилой дом с пристройками по адресу: <адрес> а также предметы домашнего обихода.

Указанные заявителем обстоятельства подтвердили в суде свидетели Г. и Д.

В соответствии с ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Учитывая изложенное, суд полагает, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт того, что Громов Н.В., Лебедева З.В., Игнатьева В.В., Орлова Г.В. фактически вступили в установленный законом срок во владение наследственным имуществом после смерти отца Г.

Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии с п.2 ст. 1141 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).

Исследовав представленные истцами доказательства и оценив их в совокупности, а также с учетом вышеприведенных норм права, суд находит требования Громова Н.В., Лебедевой З.В., Игнатьевой В.В., Орловой Г.В. о признании права общей долевой собственности на жилой дом с пристройками обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гормова Н.В., Лебедевой З.В., Игнатьевой В.В., Орловой Г.В. удовлетворить.

Включить жилой дом с пристройками <адрес> в наследственную массу, оставшуюся после смерти Г., умершего ДД.ММ.ГГГГ

Признать за Громовым Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>., адрес постоянного места жительства: <адрес>, право собственности на 1/4 долю жилого дома с пристройками <адрес>

Признать за Лебедевой Зоей Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> адрес постоянного места жительства: <адрес>, право собственности на 1/4 долю жилого дома с пристройками <адрес>

Признать за Игнатьевой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, адрес постоянного места жительства: <адрес>, право собственности на 1/4 долю жилого дома с пристройками <адрес>

Признать за Орловой Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> адрес постоянного места жительства: <адрес>, право собственности на 1/4 долю жилого дома с пристройками <адрес>

Решение может быть обжаловано в Костромской облсуд через райсуд в течение 10 дней.

Федеральный судья Л.Л. Лепина