2-542/2010



Дело № 2-542/10 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кострома 12 июля 2010 года

Костромской районный суд Костромскойобласти в составе: председательствующего судьи Комаровой Е.Н.,

при секретаре Сопачевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФБУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области об обязании получения лицензии на использование рентгеновских аппаратов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФБУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области о возложении обязанности по соблюдению законодательства о лицензировании деятельности в области использования рентгенологических аппаратов.

В обоснование иска прокурор указывает, что Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проводятся проверки законности исполнения администрацией ФБУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области требований уголовно-исполнительного законодательства РФ, в том числе медико-санитарного обеспечения осужденных. В результате проверки установлено, что требования ст. 101 УИК РФ, предусматривающейлечебно-профилактическуюисанитарно-профилактическую помощь осужденным к лишению свободы, исполняются не надлежащим образом. Установлено использование учреждением при осуществлении медицинской деятельности источника ионизирующего излучения без соответствующей лицензии. Расположенный на территории учреждения рентгеновский кабинет оборудован аппаратом рентгеновским «Про Граф-4000» («АРгЦ-РП»), 2007 года выпуска. Статьей 1 ФЗ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» урегулированы отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 ФЗ. В соответствии с п.4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.02.2004 № 107, под деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения понимается проектирование, конструирование, производство, размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение и утилизация источников ионизирующего излучения, проектирование, конструирование, изготовление и эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения. Согласно п.п. 3, 6 данного постановления, лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а)соблюдение лицензиатом требований законодательства Российской Федерации, санитарно-эпидемиологических требований и требований в области радиационной безопасности и безопасного использования атомной энергии;

б)наличие у лицензиата (за исключением организаций, осуществляющих техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) зданий, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности и безопасного использования атомной энергии;

в)соответствие проектных, конструкторских и технологических решений, оборудования, условий эксплуатации, хранения и утилизации радиационных источников санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности и безопасного использования атомной энергии;

г)соответствие систем учета, производственного контроля, а также физической и радиационной защиты радиационных источников, учета и контроля индивидуальных доз облучения персонала и населения санитарно- эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности и безопасного использования атомной энергии;

д)наличие работников, имеющих надлежащую квалификацию, разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования радиационных источников и соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности и безопасного использования атомной энергии;

е)проведение подготовки и аттестации по вопросам обеспечения радиационной безопасности руководителей и исполнителей работ, специалистов служб радиационной безопасности, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с радиационными источниками;

ж)наличие планов мероприятий по защите работников лицензиата и населения в случае возникновения радиационной аварии;

з)наличие заключения государственной экологической экспертизы по проекту размещения радиационного источника (в случае если энергия частиц радиационного источника превышает 10 МэВ для ускорителей электронов и 100 МэВ для ускорителей заряженных частиц).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» в целях реализации Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2004 г. № 107 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения» и улучшения организации и осуществления лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с 1 июля 2005 г. на территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возложена обязанность по организации и осуществлению лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) при осуществлении соискателем лицензии в рамках указанной деятельности следующих видов работ:

-размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение аппаратов рентгеновских медицинских, включая стоматологические (диагностических и терапевтических; стационарных и переносных);

-размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение дефектоскопов рентгеновских (стационарных и переносных);

-размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение приборов для рентгеноструктурного и рентгеноспектрального анализа;

-размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение приборов рентгеновских технического и технологического контроля (толщиномеров, плотномеров, уровнемеров и других; приборов для досмотра багажа и товаров);

-размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение генераторов нейтронных;

-утилизация источников ионизирующего излучения;

-эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.

Согласно ст. 10 ФЗ от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме этого, администрацией колонии не выполняются требования ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, на основании которого введены в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских аппаратов и проведению рентгенологических исследований. СанПиН 2.6.1.1192-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14 февраля 2003 года с 1 мая 2003 года. В нарушение постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.02.2003 № 8 «О введении в действие СанПиН 2.6.1.1192-03» (вместе с «Санитарными правилами и нормативами. «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. СанПиН 2.6.1.1192-03», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 14.02.2003 года) проведение рентгенологических исследований и рентгенотерапии в учреждении осуществляется без санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности: эксплуатация, хранение, испытания и др. рентгеновского аппарата (аппаратов) в рентгеновском кабинете.

В рентгеновском кабинете учреждения отсутствует следующая документация:

-санитарно-эпидемиологическое заключение на рентгеновские аппараты, как на продукцию, представляющую потенциальную опасность для человека;

-санитарно-эпидемиологическое заключение на проект рентгеновского кабинета;

-технический паспорт на рентгеновский кабинет;

-инструкция по охране труда, включающая требования по радиационной безопасности, по предупреждению и ликвидации радиационных аварий;

-санитарные правила, иные нормативные и инструктивно-методические документы, регламентирующие требования радиационной безопасности.

В соответствии со ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, лечебные исправительные учреждения.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнениеустановленныхсанитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно приказу Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.

В исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований. Все осужденные, прибывшие в исправительное учреждение, на срок до 15 суток помещаются в карантинное отделение, где проходят первичный медицинский осмотр и комплексную санитарную обработку, включающую в себя помывку, обработку одежды в дезкамере, короткую стрижку волос на голове, бороды и усов (для мужчин), подмышечных впадин. Объемы и полнота указанных мероприятий могут определяться медицинскими показаниями. В период пребывания в карантинном отделении осужденные проходят обязательное медицинское обследование, включающее врачебный осмотр, рентгено-флюрографическое, лабораторное исследование, при необходимости применяются другие методы исследований. Полученные при обследовании данные регистрируются в медицинской амбулаторной карте осужденного.

Предоставляемая в исправительном учреждении лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения.

Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 года «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным, а также контроль качества ее оказания осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, в том числе медицинскими управлениями, отделами, отделениями (далее - медицинские службы), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по принадлежности ЛПУ или медицинского подразделения.

Медицинские службы федеральных органов исполнительной власти обеспечивают соблюдение прав пациента при оказании медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, осужденным, за исключением ограничений, предусмотренных федеральными законами.

Организация профилактической, лечебно-диагностической работы обеспечивается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными правовыми актами.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», иными нормативными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, устанавливаемом соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Соблюдениегосударственныхсанитарно-эпидемиологических, противоэпидемических правил и нормативов является обязанностью работников (сотрудников) Учреждений, а установленная законодательством Российской Федерации ответственность за их нарушение распространяется, в том числе, на подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473- 1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных. Нарушение закона в области обращения с источниками ионизирующего излучения, гигиенических требований к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований имеет место с октября 2009 года. По результатам ежемесячных проведенных прокуратурой проверок в адрес администрации внесено 6 представлений об устранении имеющихся в учреждении нарушений закона, в том числе в области обращения с источниками ионизирующего излучения, гигиенических требований к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований.

Однако, более полугода указанные нарушения продолжают иметь место, вследствие чего права осужденных на отвечающее требованиям закона медико-санитарное обеспечение, нарушаются.

В целях соблюдения прав осужденных на надлежащее медицинское обеспечение прокурор просит обязать ФБУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области обеспечить соблюдение законодательства о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, гигиенических требований к устройству и эксплуатации рентгеновских аппаратов и проведению рентгенологических исследований, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Зам. Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Рыжов А.Б. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать ИК-7 получить лицензию на использование рентгеновских аппаратов до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика по доверенности Лаврив Р.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора признал и пояснил, что в настоящее время подготовлен пакет документов, необходимых для получения лицензии на использование рентгеновских аппаратов. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя 3 лица по доверенности Проскурякова С.С., исследовав материалы гражданского дела, суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять признание иска прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях представителем ответчика ФБУ ИК-7 УФСИН по Костромской области о возложении обязанности на ИК-7 получить лицензию на использование рентгеновских аппаратов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФБУ ИК-7 УФСИН по Костромской области получить лицензию на использование рентгеновских аппаратов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 дней.

Судья Е. Н. Комарова