№ 2-559/2010



Дело № 2-559/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кострома 22 июля 2010 года

Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Комаровой Е.Н., при секретаре Сопачевой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Зайцевой А.Н. об оспаривании действий администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Зайцева А.Н. обратилась в суд с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование требования указывает, что ее семья состоит из 3 человек: она, муж З. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Жилого помещения в собственности никто из членов семьи не имеет. Фактически семья проживает и зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, в квартире, предоставленной им по договору найма С. (мать заявительницы). Постоянную регистрацию семья имеет в <адрес> по месту жительства родителей. Администрация Минского сельского поселения отказала семье в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании ст. 52 п.3 ЖК РФ, указав, что постоянным местом жительства семьи является <адрес>

Впоследствии <данные изъяты> уточнила заявленные требования и просила признать незаконным отказ администрации Минского сельского поселения Костромского района в постановке на учет ее семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать ее семью нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом права на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей».

В судебном заседании заявительница Зайцева А.Н. требования поддержала и пояснила, что она около ДД.ММ.ГГГГ проживает в <адрес> в однокомнатной квартире, принадлежащей ее матери С. на основании договора найма. В данной квартире она зарегистрирована по месту пребывания ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с З. в ДД.ММ.ГГГГ году родила дочь. Муж и дочь также зарегистрированы по месту пребывания в <адрес>. Постоянную регистрацию она и дочь Т. имеют в <адрес>, по адресу: <адрес>. Муж постоянно зарегистрирован в <адрес> по адресу: <адрес>. Однако указанные жилые помещения принадлежат родителям. Они же своей семьей живут в <адрес> и намерены остаться проживать в сельской местности, своего жилья в собственности или по договору социального найма не имеют. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Минского сельского поселения с заявлением о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей». Однако решением жилищно-бытовой комиссии ей было отказано в постановке на учет со ссылкой на ст. 52 п. 3 Жилищного кодекса РФ, рекомендовано обратиться в органы местного самоуправления в г. Костроме, поскольку постоянная регистрация у нее и мужа в <адрес>. Считает отказ незаконным.

Глава администрации Минского сельского поселения Исаева Л.М. требования не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию сельского поселения обратилась Зайцева А.Н. с заявлением о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и представила необходимый пакет документов в подтверждение того, что она и члены ее семьи не имеют жилья в собственности или по договору социального найма. Зайцева А.Н. с семьей зарегистрирована по месту пребывания в <адрес> на основании договора найма. Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Зайцевой А.Н. отказано в постановке на учет в связи с тем, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства, а не по месту пребывания, а согласно документам, представленным Зайцевой А.Н., местом ее жительства и членов ее семьи является <адрес>

Суд, выслушав участников, процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Аналогичная норма содержится в ст. 3 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 года № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма».

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Данные Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675.

В соответствии с п. 5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

В силу п. 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п. 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства наряду с другими документами - документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст.1 Положения об администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района администрация Минского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

На основании ст. 4 Положения администрация Минского сельского поселения наделена Уставом Минского сельского поселения полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам власти в пределах компетенции, определенной действующей компетенции.

Как видно из материалов дела, семья Зайцевой А.Н., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, состоит из трех человек: она, муж - З., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, и дочь - З.Т., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ

Зайцева А.Н. с дочерью зарегистрирована по адресу: <адрес>. З. зарегистрирован по адресу: <адрес>

Ни Зайцева А.Н., ни ее супруг не являются нанимателями жилого помещения в г. Костроме и Костромской области по договору социального найма, а также не являются собственниками жилых помещений, проживают по договору найма в квартире по адресу: <адрес>, и зарегистрированы по месту пребывания. В подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на территории г. Костромы данная семья не участвовала.

Данные обстоятельства подтверждены соответствующими справками из компетентных органов, представленными в жилищно-бытовую комиссию администрации Минского сельского поселения вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о принятии семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, указанные сведения представлены в материалы гражданского дела.

Таким образом, семья Зайцевой А.Н. является молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом права на участие подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

ДД.ММ.ГГГГ Зайцева А.Н. обратилась в администрацию Минского сельского поселения с заявлением о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

На заседании жилищно-бытовой комиссии ДД.ММ.ГГГГ заявление Зайцевой А.Н. о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» рассмотрено, что подтверждается протоколом заседания комиссии <данные изъяты>

Решением жилищно-бытовой комиссии администрации Минского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Зайцевой А.Н. в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на территории Минского сельского поселения отказано в связи с тем, что местом жительства членов молодой семьи Зайцевых является город Кострома.

Суд считает вышеуказанное решение незаконным, при этом исходит из следующего.

Местом жительства, по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Постоянно или преимущественно проживать в определенном месте гражданин может в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством РФ. Местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные им жилые помещения

Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в ее конституционно-правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Статья 3 вышеуказанного Закона устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Изложенное свидетельствует о том, что отношения по регистрации граждан по месту пребывания и жительства являются самостоятельным видом общественных отношений (самостоятельная сфера) и находятся за пределами жилищных отношений.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 05 октября 2000 года № 199-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 КЗоТ Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, Законе РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Зайцева А.Н., до замужества См., зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Из договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между собственником жилого помещения С. и Зайцевой А.Н., следует, что Зайцевой А.Н. предоставлено право проживания в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>

По вышеуказанному адресу сроком до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован муж заявительницы З., дочь заявительницы зарегистрирована сроком до ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, судом установлено, и не опровергнуто заинтересованным лицом, что постоянным местом жительства Зайцевой А.Н. и членов ее семьи является д. Куликово Минского сельского поселения Костромского района.

Следовательно, решение жилищно-бытовой комиссии администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района об отказе в постановке на учет семьи Зайцевых в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по мотиву обращения в ненадлежащий орган местного самоуправления является незаконным.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Зайцевой А.Н. об оспаривании действий администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (протокол <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в постановке Зайцевой А.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Признать семью ФИО3 нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом ее права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» по постоянному месту жительства в д. Куликово Минского сельского поселения Костромского муниципального района.

Администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района обязана не позднее месяца со дня получения решения сообщить в суд и Зайцевой А.Н. об исполнении решения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е. Н. Комарова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200