№ 2-360/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2010 г. г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
с участием представителя истца Полякова С.А.,
представителя ответчика Друзьякиной Л.В.,
представителей третьих лиц Евдокимовой С.В.,
при секретаре судебного заседания Гороховой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриценко Я.Я. к администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании решения комиссии при администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 19 марта 2010 г. незаконным и возложении обязанности признать нуждающимся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Гриценко Я.Я. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании решения комиссии при администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 19 марта 2010 г. незаконным и возложении обязанности признать нуждающимся в жилом помещении. Свои требования обосновывает тем, что он фронтовик, ветеран Великой Отечественной Войны, проживает в доме сына, расположенном по адресу: <адрес>. Занимает с женой в доме комнату площадью 17 кв.м. В марте 2010 г. он обратился в администрацию Самсоновскго сельского поселения Костромского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В ответе главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что решением комиссии при администрации от 19 марта 2010 г. отказано в удовлетворении его заявлении, на основании ст. 53 ЖК РФ, в связи с тем, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия. В декабре 2006 года между ним и его сыном был оформлен договор дарения жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу. Причиной заключения договора послужил то, что дом фактически строил сын на свои средства и для себя. Дом был оформлен на заявителя с целью облегчения налогового бремени. По окончании строительства, договор дарения был передан фактическому владельцу. Намерений ухудшить жилищные условия заявитель не преследовал. Президентской программы по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, тогда не существовало и знать о том, что она появится через три года, заявитель знать не мог. Умысла намеренно ухудшать жилищные условия у него не было, цели состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он не преследовал, о чем свидетельствует направление его обращения о постановке на учет по истечении трех лет с момента заключения сделки. Таким образом, отказ администрации сельского поселения о постановке его на учет, противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ, ФЗ «О ветеранах», Указу Президента РФ «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». На основании изложенного истец просит признать решение комиссии при администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 19 марта 2010 г. незаконным и возложить на администрацию Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность признать его нуждающимся в жилом помещении.
Представитель истца Гриценко Я.Я. - Поляков С.А., действующий по доверенности серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, строил своими силами и на свои средства сын истца - Г. с 1995 по 1997 годы. Земля под строительство выделялась истцу, поскольку на тот момент у Г. с женой дело шло к разводу и чтобы при разводе не делить данный дом, разрешение на строительство дали Гриценко Я.Я. Гриценко Я.Я. не является членом семьи Г., так как они фактически живут отдельно, совместного хозяйства не ведут, истец с супругой занимают в доме комнату площадью 17 кв.м. Несмотря на то, что Г. зарегистрирован в указанном доме, фактически около трех лет он с женой и ребенком проживают в <адрес>. В настоящее время они планируют вернуться в <адрес> и проживать в своем доме, однако совместное проживание семьи Г. с родителями невозможно. Договор поднайма между Гриценко Я.Я. и Г. не заключался.
Представитель ответчика администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Друзьякина Л.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), исковые требования Гриценко Я.Я. не признала.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Нода В.Ю. - глава администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района, пояснил, что участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. В настоящее время в жилом доме, принадлежащем на праве собственности Г.по адресу <адрес>, в котором он зарегистрирован с октября 2009 года., совместно с ним зарегистрированы с 1997 года и проживают его родители:Гриценко Я.Я. и Гриценко А.М. На протяжении того времени пока Г. являлся главой Самсоновского сельского поселения истцу Гриценко Я.Я. как участнику ВОВ по его заявлениям неоднократно предоставлялась бесплатно недвижимость, а именно ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления истца, причиной которого было желание иметь отдельное жилье, ему выделен земельный участок площадью 0,15 га для строительства дома и обзаведения хозяйством по адресу <адрес>; в1999 году истцу продано здание по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ Гриценко Я.Я. бесплатно выделен земельный участок площадью 15 соток под этим домом; в мае 1999 года Гриценко Я.Я. бесплатно на территории <адрес> выделен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 0,15 га; в декабре 2000 года ему же дополнительно к 15 соткам земли по адресу <адрес>, был выделен земельный участок площадью 0,07 га.Таким образом, видно, что Гриценко Я.Я. ранее воспользовался льготой, предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона «О ветеранах» на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Если рассматривать Г. и Гриценко Я.Я. как одну семью, в администрации Самсоновского сельского поселения имеются документы на земельный участок в 32 сотки в <адрес>, который принадлежал на основании свидетельства № Г., и на котором в настоящее время производится строительство трёх жилых домов разными физическими лицами.Первоначально Г. в 1991 году строил для себя и своей семьи дом, расположенный по адресу: <адрес>, который он переписал на своих дочерей при разводе с первой женой. В 1995 году Гриценко Я.Я. прибыл с <адрес> в <адрес>, написал заявление о предоставлении ему земля для строительства дома для того, чтобы проживать отдельно от сына. Построенный дом принадлежал Гриценко Я.Я. до 2006 г., а потом он передал его своему сыну Г. За второй женой Г. числится 1/2 доля в праве на квартиру, расположенную в <адрес>. На территории Самсоновского сельского поселения ни у жены, ни у сына Г., регистрации нет. Г. тоже проживает и работает в <адрес>, в <адрес> приезжает только на выходные. Таким образом, осуществить постановку истца в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не предоставляется возможным.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области Евдокимова С.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 141), полагает исковые требования Гриценко Я.Я. не подлежащими удовлетворению. Не оспаривает тот факт, что Гриценко Я.Я. является участником ВОВ, однако считает, что истец не является нуждающимся в жилье. Гриценко Я.Я. приехал к своему сыну Г. из <адрес> Сначала проживал в доме у сына по адресу: <адрес>, потом построил себе отдельный дом и являлся его собственником до 2006 года. В 2006 году Гриценко Я.Я. подарил свой дом сыну Г., поэтому в течение пяти лет он не может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье. До настоящего времени Гриценко Я.Я. проживает в данном доме вместе со своей супругой, они проживают в вдвоем, условия для проживания достойные.
Представитель третьего лица Департамента финансов Костромской области - Романов В.И., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 142), в судебном заседании 19 мая 2010 года пояснил, что отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соответствует требованиям действующего законодательства, исковые требования не подлежат удовлетворению. Учитывая, что на момент заключения договора дарения (декабрь 2006 года) право участников ВОВ на меры социальной поддержки уже было предусмотрено законом «О ветеранах», ссылка истца на возникновение права на улучшение жилищных условий исключительно в рамках Указа Президента РФ не состоятельна. Действие истца по безвозмездной передаче принадлежавшего ему на праве собственности дома является намеренным, привело к ухудшению его жилищных условий, поскольку договор дарения является безвозмездной сделкой. Учитывая это и тот факт, что истец после заключения договора дарения обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, истец при дарении дома имел намерение приобрести правовой статус, позволяющий воспользоваться правом на постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель третьего лица - Межрайонного комитета социальной защиты населения опеки и попечительства - Молодова О.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 140), в предыдущем судебном заседании пояснила, в результате выезда по месту жительства истца по адресу: <адрес>, по заданию суда установлено, что по данному адресу проживает Гриценко Я.Я. и его супруга. Помимо всех удобств в виде газа, отопления, водо- и электроснабжения, водоотведения, дом оборудован техникой: имеется микроволновая печь, стиральная машина автомат. Общая площадь дома составляет 74 кв.м., он состоит из 4 комнат, кухни, санузла и ванны. Нельзя говорить, что Гриценко Я.Я. пользуется одной комнатой, так как данная комната не изолированная, в ней из мебели стоит только кровать. Видно, что другими помещениями в доме пользуются. Ни Гриценко Я.Я., ни его супруга не скрывают, что их сын с семьей живут в <адрес>, приезжают к ним на выходные, они с женой и ребенком общаются, неприязненных отношений между ними нет.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица ОГУ «Центр социальных выплат», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Выслушав представителя истца Полякова С.А., представителей ответчика Нода В.Ю., Друзьякину Л.В., представителей третьих лиц Евдокимову С.В., Романова В.И., Молодову О.В., допросив свидетелей Г., А., Д., обозрев материалы надзорного производства прокуратуры Костромского района Костромской области № по обращению Гриценко Я.Я., и, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.ч. 3, 4 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ
Категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.
Гриценко Я.Я. является ветераном Великой Отечественной Войны, что подтверждается записями военного билета серии № (л.д. 41-45) и удостоверением ветерана серии <адрес> (л.д. 5). Данный факт не оспаривался в ходе судебного разбирательства лицами, участвующими в деле.
Статья 23.2. ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации. ... полномочия по обеспечению жильем, в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 названного закона, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно подп. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. «а»-«ж» и «и» подп. 1 п. 1 ст. 2 названного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, среди которых обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Таким образом, положения ФЗ «О ветеранах», Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 предусматривают основания и порядок обеспечение жильем не всех ветеранов Великой Отечественной Войны, а только нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
ДД.ММ.ГГГГ Гриценко Я.Я. обратился в администрацию Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя его тем, что он является ветераном Великой Отечественной войны, зарегистрирован в доме, принадлежащем его сыну, членом его семьи не является, занимает с женой в доме комнату площадью не более 16 кв.м. (л.д. 31).
ДД.ММ.ГГГГ данное заявление истца было рассмотрено комиссией при администрации Самосновского сельского поселения по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма. По результатам рассмотрения Гриценко Я.Я. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям, предусмотренным ст. 53 ЖК РФ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ., л.д. 32, уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 33).
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор дарения между Гриценко Я.Я. (Дарителем) с одной стороны и Г. (одаряемым) с другой стороны, согласно которому Гриценко Я.Я. передал в дар своему сыну Г. земельный участок площадью 2 200 кв.м. с расположенным на нем домом с пристройками и постройками по адресу: <адрес>
На момент заключения названного договора дарения право на получение жилья, как участника Великой Отечественной Войны Гриценко Я.Я. было предоставлено статьей 15 ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ, согласно которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах». Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Изданный Президентом Указ от 07 мая 2008 г. № 714 предписывает соответствующим органам исполнительной власти завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку.
Поэтому доводы искового заявления о том, что Гриценко Я.Я., заключая договор дарения, не мог знать о том, что данный Указ в будущем будет издан, суд находит не состоятельным, так как право на улучшение жилищных условий было представлено ему ранее, в 2004году - Федеральным законом «О ветеранах», а не Указом Президента.
Тем не менее, вывод комиссии при администрации ответчика о намеренном ухудшении жилищных условий Гриценко Я.Я. передачей собственности - жилого помещения, по договору дарения своему сыну Гриценко Я.Я., по мнению суда, не обоснован, так как никакого ухудшения именно жилищных условий Гриценко Я.Я. при этом не произошло.
Суд считает, что хотя основание, по которому Гриценко Я.Я. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является неправомерным, данное обстоятельство не влияет на принятое комиссией при администрации Самсоновского сельского поселения решение по существу вопроса. Поэтому, данное решение нельзя признать незаконным.
Как усматривается из материалов дела, Гриценко Я.Я. до 01 января 2005 г. не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, следовательно, для того, чтобы признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, необходимо обратиться к нормам Жилищного кодекса РФ.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма содержатся в ст. 51 ЖК РФ:
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела усматривается, что Гриценко Я.Я. на момент обращения с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имел в собственности недвижимого имущества, что подтверждается справкой Костромского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80) и уведомлением Управления федеральной регистрационной службы по Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36)
Истец проживает в жилом доме, общей площадью 74,71 кв. м., жилой площадью 50,82 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, который представляет благоустроенный со всеми удобствами дом, что следует из выписки из лицевого счета № (л.д. 23) и пояснений специалиста Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства Молодовой О.В., осуществившей выход по данному адресу (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.152-153 и акта обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 143).
В данном жилом доме с 1997 года зарегистрированы истец Гриценко Я.Я., его супруга Гриценко А.М. с 1997 г., сын истца Г. с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №р (л.д. 59).
То есть, на каждого зарегистрированного члена семьи в данном доме приходится более учетной нормы, установленной решением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (л.д. 25) в 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека: 74, 71 : 3 = 24,9 кв.м.
Указанное жилое помещение после регистрации названного выше договора дарения с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности сына истца Г., (свидетельством о государственной регистрации права серии №, л.д. 13).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Гриценко Я.Я. распорядился, как собственник, своим имуществом по безвозмездной односторонней сделке, передав принадлежащий ему дом сыну Г. При этом Гриценко Я.Я. не ухудшил свои жилищные условия, поскольку за ним и его супругой в силу п. 4 договора дарения сохранилось право регистрации и право проживания, о чем одаряемый Г. на момент подписания договора дарения знал и не возражал (л.д. 48).То что Гриценко Я.Я. по состоянию на настоящее время иных жилых помещений на праве собственности не имеет, основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении, не является.
Само право проживания предполагает использование жилья как особого блага в целях проживания в нем. При этом право проживания в данном случае носит не временный, а бессрочный характер. То есть, Гриценко Я.Я. как пользовался данным домом на момент когда являлся его собственником, так и продолжает им пользоваться после безвозмездной передачи его в собственность сыну. Что опять же подтверждает тот факт, что жилищные условия Гриценко Я.Я. не ухудшились. Право пользования жилым помещением изначально возникло у самого Гриценко Я.Я. не из семейных отношений с нынешним собственником жилого помещения, а на ином правовом основании, как у собственника жилого помещения.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства было достоверно установлено, что Гриценко Я.Я. является членом семьи собственника дома - Г. К данному выводу суд пришел по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Постановлением от 02 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 четко определил, кто считается членом семьи собственника жилого помещения: это, прежде всего, супруг, дети и родители собственника. Для признания названных лиц, членами семьи собственника жилого помещения достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Свидетель Г., приходящийся сыном истцу Гриценко Я.Я., в судебном заседании от 19 мая 2010 г. пояснял, что ранее он со своей семьей проживал в доме, расположенном по адрес: <адрес>. Когда у него с первой женой отношения подошли к разводу, он решил строить дом. В 1995 году к нему в гости приехал отец Гриценко Я.Я., который написал заявление, о выделении ему земельного участка для строительства дома, так как отец собирался переехать на постоянное место жительства в <адрес> и собирался жить отдельно. Все документы на землю и разрешение на строительство дома были оформлены на отца. В 1995 году Г. начал строительство дома по <адрес>, дом строил своими силами и на свои средства. В 1997 году дом был сдан в эксплуатацию и в этом же году из Украины приехали его родители Гриценко Я.Я. и Гриценко А.М. и стали проживать в этом доме. В 1998 году Г. развелся с первой женой и стал проживать с родителями. В 1998 году он вновь женился, в 2000 году родился сын. Он со своей семьей продолжал жить в доме родителей. После того, как отец оформил право собственности на дом, он составил завещание на Г., а потом, чтобы не было проблем с другим сыном, он решил дом подарить Г. В настоящее время Г. прописан и проживает в доме по адресу: <адрес>. С осени 2008 года по ДД.ММ.ГГГГ Г. работал в <адрес>, работал 15 дней, потом приезжал в <адрес>. В настоящее время работы нет, и он проживает в доме с родителями. Возможно потом он опять уедет в <адрес>. С отцом у него разные семьи, разные бюджеты. Жена с сыном проживают в Иваново, но постоянно приезжают в <адрес>. Отец нуждается в жилье, поскольку он проживает в комнате 12 кв.м., ему нужна тишина и спокойствие.
Таким образом из пояснений Г. следует, что с 1998 года по настоящее время он проживает вместе со свои родителями в <адрес> В этот же дом он привел свою вторую жену, у них родился ребенок. До осени 2008 года он постоянно и непрерывно проживал вместе с родителями. Только с осени 2008 года по ДД.ММ.ГГГГ его проживание в названом доме с родителями перестало носить непрерывный характер, так как он работал в <адрес>. Но опять же из его объяснений следует, что 15 дней он работал в <адрес>, а потом приезжал к родителям. В настоящее время он опять проживает с родителями, так как в <адрес> нет работы. Его довод о том, что у них с отцом разные семьи, так как у них разные бюджеты, не состоятелен, поскольку данный факт, как отмечалось выше, не является критерием для определения совместного проживания.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что проживая с сыном -собственником жилья, его родители априори являются членами его семьи, как субъекты жилищных правоотношений.
Кроме того, Г. как собственник жилого помещения, в котором проживает истец, не возражает против проживания в нем своего отца Гриценко Я.Я., для которого оно является постоянным местом жительства, и где он зарегистрирован с 1997 года.
Не принимает во внимание суд довод свидетеля Г. о том, что его отец нуждается в жилом помещении так как ему нужен покой.
Суду представлено заявление Гриценко Я.Я. адресованное главе администрации Костромского района от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просит разрешить строительство индивидуального жилого дома для семьи в составе двух человек. При этом в данном заявлении его причиной истцом указано желание «иметь отдельное жилье» (л.д. 65). Право собственности на данный дом длительное время было зарегистрировано в установленном законом порядке за Гриценко Я.Я.Таким образом, право собственности на дом возникло изначально только у Гриценко Я.Я. Какой-либо договоренности между Гриценко Я.Я. и Г. о создании общей собственности на дом не имелось.
Сам по себе факт содействия со стороны сына в строительстве дома Гриценко Я.Я. не может служить достоверным доказательствомтому, что именно он, Г., являлся фактически его собственником.
Не заслуживают внимания и те пояснения свидетелей Г., А., Д., которые пояснили, что дом <адрес> строился силами с средствами Г., поскольку земельный участок и разрешение на строительство дома выдавались именно на имя Гриценко Я.Я. по его личному заявлению (постановление главы Самсоновсокой сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66) постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации Костромского района и области (л.д. 67).
Кроме того, в процессе рассмотрения дела пояснения представителя истца Полякова С.А., свидетеля Г., являющегося сыном истца, и сам текст искового заявления содержат противоречивые данные о целях оформления права собственности на жилой дом <адрес> на истца Гриценко Я.Я. Поэтому, суд оценивает их критически, так как, они опровергаются исследованными в суде письменными доказательствами, и названные выше лица являются лицами, заинтересованными в исходе дела.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства, судом достоверно установлено, что Гриценко Я.Я. является членом семьи собственника жилого дома Г. Иных оснований для признания нуждающимся в жилом помещении, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, судом не установлено, доказательств их наличия со стороны представителя истца не представлено. То, что истец в жилом помещении занимает комнату площадью менее 16 кв.м., о чем Гриценко Я.Я. указывает в иске, основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий не является, для определения нуждаемости учитывается общая площадь жилого помещения, порядок же пользования жилым помещением зависит от соглашения его собственников.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании решения комиссии при администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 19 марта 2010 г. незаконным и о возложении обязанности признать нуждающимся его в жилом помещении.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Гриценко Я.Я. в удовлетворении исковых требований к администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании решения комиссии при администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 19 марта 2010 г. незаконным и возложении обязанности признать нуждающимся в жилом помещении отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда через Костромской районный суд Костромской области.
Судья О.В. Гурьянова