Дело № 2 - 8/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома 18 февраля 2010 года
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,
при секретаре Разыграевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аксеновой Т. В. о признании незаконными отказов администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Аксенова Т.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными отказов администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Свои требования мотивировала тем, что для участия в Федеральной программе «Социальное развитие села до 2012 года» по направлению «молодой специалист» ей необходимо было собрать и представить ряд документов, в том числе быть признанной нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим заявлением Аксенова Т.В. обратилась в Администрацию Караваевского сельского поселения - по месту своей постоянной регистрации, указала место работы: учитель в школе в <адрес>; основания для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а именно, отсутствие у нее договора социального найма жилого помещения, желание участвовать в программе «Молодой специалист», справку о составе семьи, справку из <данные изъяты> о том, что договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> расторгнут с ней в ДД.ММ.ГГГГ по причине увольнения из <данные изъяты>, справки из БТИ и регистрационного центра об отсутствии жилья в собственности, ксерокопию паспорта. Указанные документы были у нее приняты, но ДД.ММ.ГГГГ заявитель получила отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях за № со ссылкой на пп. 4б п. 2 ст. 5 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». После обращения в администрацию Караваевского сельского поселения для разъяснения оснований отказа, ей вновь отказали в принятии на учет, о чем сообщили ДД.ММ.ГГГГ за №. Заявитель считает указанные отказы незаконными, поскольку они должны содержать конкретные основания, предусмотренные п. 1 ст. 54 ЖК РФ, а не ссылку на Закон Костромской области от 22.11.2005 г. № 320-ЗКО, должен быть точно указан недостающий документ. Также указала, что в обжалуемых отказах исходящие номера не соответствуют датам отправления. Кроме того, считает, что имелись достаточные основания для признания ее нуждающейся в жилых помещениях и постановке на учет.
Заявитель Аксенова Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в телефонограмме, адресованной суду, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, по доводам, изложенным в заявлении, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Истомина Н.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что заявление Аксеновой Т.В. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях было рассмотрено на заседании жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в соответствии со ст. 3 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан ведется органами местного самоуправления по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а Аксеновой Т.В. не был представлен документ, подтверждающий право пользования занимаемым жилым помещением на территории Караваевского сельского поселения, тогда как <данные изъяты> были представлены сведения о том, что с ДД.ММ.ГГГГ она по месту регистрации в общежитии <адрес> не является нанимателем жилого помещения, принадлежащего <данные изъяты> и договор найма с ней расторгнут, в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Аксеновой Т.В. было отказано. Именно указанные основания были изложены в письмах, адресованных Аксеновой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ. Пояснила также, что несоответствие исходящих номеров на указанных письмах тем датам, когда они были отправлены, можно объяснить технической ошибкой и существенного значения, по мнению администрации, это не имеет. Ссылку в письмах, адресованных Аксеновой Т.В., на Закона Костромской области от 22.11.2005 г. № 320-ЗКО считает обоснованной, поскольку он принят с учетом требований ЖК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела по иску ФГОУ ВПО «КГСХА» к Аксеновой Т.В. о признании утратившей право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 г. № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, учет граждан ведется администрациями городских округов, городских и сельских поселений (далее - местная администрация) по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Редакция указанной нормы, действующая в настоящее время, также к органам, ведущим учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относит органы местного самоуправления по месту жительства граждан.
Согласно п.п. 3-5 ст. 6 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 г. № 320-ЗКО (в ред. Закона Костромской области от 06.07.2009 N 490-4-ЗКО) по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов, указанных в ч. 2 ст. 5 настоящего Закона, орган, осуществляющий принятие на учет в течение 30 рабочих дней со дня принятия заявления о принятии на учет принимает решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет.
Орган, осуществляющий принятие на учет, вправе принять решение об отказе в принятии на учет только по основаниям, предусмотренным статьей 54 ЖК РФ.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Предыдущая редакция указанной нормы регламентировала аналогичный порядок принятия заявлений о принятии на учет местной администрацией.
В соответствии со ст. 5 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 г. № 320-ЗКО (в ред. Закона Костромской области от 06.07.2009 N 490-4-ЗКО), устанавливающей перечень документов, необходимых для принятия на учет, гражданин представляет в орган, осуществляющий принятие на учет, заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, к которому прилагает, документы, подтверждающие предусмотренные жилищным законодательством основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в том числе, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи.
Таким образом, законодательство, регулирующее порядок признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях и постановки его на учет, действующее как на момент возникновения спорных правоотношений, так и в настоящее время, органом, осуществляющим соответствующий учет, определяет орган местного самоуправления по месту жительства заявителя.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно пояснениям представителя администрации Караваевского сельского поселения причиной отказа в постановке на учет Аксеновой Т.В. послужили сведения, представленные <данные изъяты> о фактическом непроживании заявителя по месту регистрации - в общежитии <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, и отсутствие в представленных ею документах сведений, подтверждающих обратное, либо свидетельствующих о фактическом проживании на территории Караваевского сельского поселения. На что и было указано в обжалуемых отказах и предложено заявителю заключить с <данные изъяты> договор найма жилого помещения по месту регистрации.
Из заявления Аксеновой Т.В. следует, что при обращении в администрацию ею были представлены следующие документы и указаны основания для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении: отсутствие договора социального найма жилого помещения, желание участвовать в программе «Молодой специалист», справка о составе семьи, справка из <данные изъяты> о том, что договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ по причине увольнения, справки из БТИ и регистрационного центра об отсутствии жилья в собственности, ксерокопия паспорта.
Также адрес фактического проживания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявителем указан, как <адрес>, и то обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени она на территории Караваевского сельского поселения фактически не проживает, а лишь сохраняла регистрацию по адресу: <адрес>, Аксеновой Т.В. не оспаривается.
Факт непроживания Аксеновой Т.В. по месту регистрации на территории Караваевского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на момент обращения в администрацию поселения ДД.ММ.ГГГГ, установлен и вступившим в законную силу решением Костромского районного суда от 10 декабря 2009 года по делу по иску ФГОУ ВПО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия» к Аксеновой Т.В. о признании утратившей право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.
Так же согласно справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Аксенова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ нанимателем комнаты <адрес> не является, так как договор по найму жилого помещения и оплате за коммунальные услуги был расторгнут, в связи с прекращением трудовых отношений.
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ комната <адрес> передана в наем В. на время работы.
В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ комната <адрес> передана в наем С. на время работы.
Кроме того, согласно свидетельству №, выданному территориальным пунктом УФМС России по <адрес> в <адрес> Аксенова Т.В. на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих о фактическом проживании Аксеновой Т.В. на территории Караваевского сельского поселения на момент обращения в администрацию, суду не представлено, а материалами дела напротив установлен факт непроживания заявителя на указанной территории, суд приходит к выводу, что отсутствовали законные основания для постановки Аксеновой Т.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении администрацией Караваевского сельского поселения.
В свою очередь доводы заявителя о том, что в письмах администрации не конкретизированы основания, послужившие отказом, и исходящие номера не соответствует датам отправления, суд находит несостоятельными, поскольку закон не содержит установленной формы отказа в постановке на учет, обжалуемые отказы мотивированы и содержат указания на причину отказа и рекомендации по ее устранению, а несоответствие исходящих номеров не является существенным для разрешения данного спора.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что обжалуемые Аксеновой Т.В. отказы администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района соответствуют нормам жилищного законодательства и не нарушаю права заявителя, поскольку реализовать свое право в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Аксенова Т.В. не лишена возможности по месту постоянного проживания, в связи с чем заявление Аксеновой Т.В. о признании незаконными отказов администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Аксенова Т. В. о признании незаконными отказов администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказать
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Федеральный судья С.Ю.Иванова