Дело № 2 - 27/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2010 года.
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Ивановой С.Ю.
с участием заместителя прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Моисеева С.Н.,
при секретаре Сопачевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района о возложении обязанности по обеспечению подачи населению питьевой воды, в соответствии с требованиями СанПиН,
УСТАНОВИЛ:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района о возложении обязанности по обеспечению подачи населению питьевой воды, в соответствии с требованиями СанПиН.
В обоснование заявленных требований указали, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка соблюдения законодательства при обеспечении населения питьевой водой на территории Костромского муниципального района <адрес>. Проверкой установлено, что в состав Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района входит ряд населенных пунктов, в том числе: <адрес>, при этом администрацией Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района обеспечение населения указанных деревень питьевой водой осуществляется с нарушениями требований законодательства..
В частности, не определен балансодержатель источников нецентрализованного водоснабжения; за исключением 3 источников водоснабжения; не обеспечено качество питьевой воды, соответствующее гигиеническим нормативам из нецентрализованных источников питьевого водоснабжения по микробиологическим, санитарно-химическим показателям; не организован лабораторно-производственный контроль качества питьевой воды в колодцах; в радиусе 50 м от колодцев расположена жилая застройка с источниками загрязнения (выгребные туалеты, бани и т.д.); не проводится мероприятия по предупреждению ухудшения качества воды (чистка, промывка, профилактическая дезинфекция) колодцев, не обеспечено качество питьевой воды, соответствующее гигиеническим нормативам, из нецентрализованных источников питьевого водоснабжения по микробиологическим, санитарно-химическим показателям.
Таким образом, нарушены права потребителей услуг водоснабжения - жителей <адрес>, установленные ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой питьевая вода должна быть безопасной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Поскольку граждане, как потребители, лишены возможности получать услуги питьевого водоснабжения качества, требуемого санитарными норами и правилами, в соответствии со ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» просили обязать администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района обеспечить подачу населению <адрес> Костромского муниципального района питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Моисеев С.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в заявлении.
Представитель ответчика - глава администрации Сущевского сельского поселения Ковалев Н.И. в судебном заседании исковые требования не признал.
Указал, что администрация Сущевского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, наделенная Уставом поселения полномочиями по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Костромской области. Уставом сельского поселения и Положением об администрации сельского поселения хозяйственная деятельность не предусмотрена, следовательно, администрация сельского поселения не является хозяйствующим объектом. Любое вмешательство в качестве принуждения исполнять хозяйственную деятельность является, противозаконным. Считает, что требования Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры по принуждению администрации поселения к обеспечению подачи населению <адрес> Костромского муниципального района питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения» незаконными и необоснованными. В связи с чем, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзора по Костромской области, привлеченных к участию в деле в качестве третьего лица - Шумилкина М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора поддержала, считала их обоснованными материалами проверки и результатами лабораторных исследований воды.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 статьи 14, п. 4 ч. 1 статьи 15 и п. 4 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований относится организация в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Эти отношения являются смежными с отношениями по предоставлению коммунальных услуг.
Согласно уставу муниципального образования Сущевское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области полномочиями по решению вопросов местного значения наделяется исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления поселения - администрация поселения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории Сущевского сельского поселения имеются следующие объекты: колодцы и родники в <адрес>.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов:
-соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
-допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;
-обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды;
-запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
-презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Статья 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что государственными санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно требованиям раздела 3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение; содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения; содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники питьевого водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.
В результате проверки, проведенной Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой, по соблюдению законодательства при обеспечении населения питьевой водой на территории Костромского муниципального района, установлено, что на территории Сущевского сельского поселения, в том числе в <адрес>, в нарушение п.п. 2.5., 3.3.4., 4.1., 5.5., 5.6., 6.1., 6.2. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 17.11.2002г., не определен балансодержатель источников нецентрализованного водоснабжения; за исключением 3 источников водоснабжения; не обеспечено качество питьевой воды, соответствующее гигиеническим нормативам из нецентрализованных источников питьевого водоснабжения по микробиологическим, санитарно-химическим показателям; не организован лабораторно-производственный контроль качества питьевой воды в колодцах; в радиусе 50м от колодцев расположена жилая застройка с источниками загрязнения (выгребные туалеты, бани и т.д.); не проводится мероприятия по предупреждению ухудшения качества воды (чистка, промывка, профилактическая дезинфекция) колодцев.
Указанные нарушения нашли отражение также в акте проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзора по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, установлено, что в нарушение п.6 указанных санитарных правил не обеспечено качество питьевой воды, соответствующее гигиеническим нормативам, из нецентрализованных источников питьевого водоснабжения по микробиологическим, санитарно-химическим показателям, что подтверждается результатами лабораторных исследований воды.
Так, питьевая вода из нецентрализованных источников питьевого водоснабжения в <адрес> не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по содержанию нитратов, цветности, мутности, по содержанию ОКБ, ТКБ и наличию колифагов (протоколы №.); в <адрес> не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по содержанию нитратов ОКБ и ТКБ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №); в д. <адрес> не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по содержанию ОМИ и ОКБ и мутности (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ); в д. <адрес> не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по содержанию ОКБ и ТКБ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ); в д. <адрес> не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по цветности и мутности (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ); в д. <адрес> не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по содержанию ОКБ и ТКБ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с чем имеет место нарушение прав потребителей услуг водоснабжения - жителей <адрес>, установленные ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой питьевая вода должна быть безопасной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п. 5 ст. 4 указанного Закона, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работы, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Как установлено в ходе рассмотрения дела жители указанных населенных пунктов, как потребители, лишены возможности получать услуги питьевого водоснабжения такого качества, как это требуют санитарные нормы и правила.
Статьей 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Несоблюдение администрацией Сущевского сельского поселения установленных требований законодательства при обеспечении населения качественной питьевой водой, нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В свою очередь, доводы представителя ответчика суд находит несостоятельными, поскольку способ обеспечения подачи питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН, администрация поселения вправе определить самостоятельно, на свое усмотрение. Кроме того, организация водоснабжения населения не означает, что органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований должны сами осуществлять водоснабжение. К организации в границах соответствующих муниципальных образований водоснабжения населения следует относить обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для водоснабжения населения, относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащему содержанию такого имущества иных форм собственности.
Поскольку в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре, а судом установлено, что обязанность по обеспечению населения на территории Сущевского сельского поселения питьевой водой, соответствующей санитарным нормам, администрацией поселения в ряде населенных пунктов не исполняется, требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194, ч.4 ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района о возложении обязанности по обеспечению подачи населению питьевой воды, в соответствии с требованиями СанПиН, удовлетворить.
Обязать Администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района обеспечить подачу населению <адрес> Костромского муниципального района питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Федеральный судья С.Ю. Иванова