Дело № 2 - 26/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2010 года
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Ивановой С.Ю.
с участием заместителя прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Моисеева С.Н.,
при секретаре Сопачевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района о возложении обязанности по обеспечению подачи населению питьевой воды, в соответствии с требованиями СанПиН,
УСТАНОВИЛ:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района о возложении обязанности по обеспечению подачи населению питьевой воды в соответствии с требованиями СанПиН.
В обоснование заявленных требований указали, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка соблюдения законодательства при обеспечении населения питьевой водой на территории Костромского муниципального района <адрес>. Проверкой установлено, что в состав Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района входит ряд населенных пунктов, в том числе д. <адрес> при этом администрацией Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района обеспечение населения указанных деревень питьевой водой осуществляется с нарушениями требований законодательства.
В частности, не определен балансодержатель источников нецентрализованного водоснабжения; не организован лабораторно-производственный контроль качества питьевой воды в колодцах; в радиусе 50м от колодцев расположена жилая застройка с источниками загрязнения (выгребные туалеты, удобрения и т.д.), не проводится чистка и дезинфекция колодцев, отсутствует отмостка по периметру оголовка всех колодцев, не обеспечено качество питьевой воды, соответствующее гигиеническим нормативам, из нецентрализованных источников питьевого водоснабжения по микробиологическим, санитарно-химическим показателям.
Таким образом, нарушены права потребителей услуг водоснабжения - жителей д. <адрес> Костромского района, установленные ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой питьевая вода должна быть безопасной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Поскольку, граждане как потребители лишены возможности получать услуги питьевого водоснабжения качества, требуемого санитарными норами и правилами, в соответствии со ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» просили обязать администрацию Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района обеспечить подачу населению д. <адрес> Костромского района питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения», путем принятия мер по прочистке и дезинфекции колодцев, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Моисеев С.Н. исковые требования поддержал, уточнив, что способ обеспечения подачи питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН, администрация поселения вправе определить самостоятельно, на свое усмотрение, в связи с чем не настаивали на удовлетворении требований путем обязания администрации принять меры по прочистке и дезинфекции колодцев.
Представитель ответчика - глава администрации Самсоновского сельского поселения Нода В.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал.
Указал, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относиться владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности поселения. Согласно статье 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в собственности муниципальных районов, городских и сельских поселений и городских округов может находиться соответствующее имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03г., № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципальных образований сельских поселений относится организация в границах сельских поселений электро-, тепло-, газа- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом. Эти отношения являются смежными с отношениями по предоставлению коммунальных услуг. Причем организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения не означает, что органы местного самоуправления сельского поселения должны сами осуществлять электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения. Это предпринимательская деятельность, которая должна осуществляться коммерческими организациям, независимо от организационно-правовых форм, но не органами местного самоуправления. В этой сфере полномочия органов местного самоуправления устанавливаются прежде всего Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». В соответствии с данным Постановлением под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Для реализации своих полномочий в сфере ЖКХ органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Также считал, что проверка проведенная органами Роспотребназора проведена с нарушением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения санитарная охрана источников», поскольку согласно требованиям п.6.5 и п. 6.6, если при контроле качества воды в скважине, колодце, каптаже отмечено превышение микробиологических и (или) химических показателей по сравнению с нормативами, то следует выполнить повторный отбор проб воды и провести дополнительные исследования в объеме микробиологических и (или) химических показателей, по которым отмечено превышение норматива. Стойкое ухудшение качества воды по микробиологическим и (или) химическим показателям в ряде повторно отобранных проб требует установления его причины и устранения. Мероприятия по устранению ухудшения качества воды включают в себя чистку, промывку и при необходимости профилактическую дезинфекцию с последующим составлением акта. Однако повторные исследования проведены не были. Поэтому требовать проведения мероприятий по чистке и дезинфекции источников нецентрализованного водоснабжения межрайонная прокуратура не вправе. Указал, что проведение мероприятий по чистке и дезинфекции указанных источников нецентрализованного водоснабжения на территории Самсоновского сельского поселения нецелесообразно до момента оборудования данных колодцев в соответствие с требованиями санитарных норм и правил. В настоящее время данные источники водоснабжения являются бесхозяйными и до момента принятия их в собственность сельского поселения через процедуру бесхозяйного имущества выделение денежных средств на оборудование данных мест водопользования из бюджета поселения невозможно. Таким образом, проведение чистки и дезинфекции источников водоснабжения возможно, но не в те сроки, что указаны в иске природоохранной прокуратуры.
Кроме того, пояснил, что колодцы в д. <адрес> не являются единственными источниками водоснабжения и у населения имеется возможность употреблять воду из других источников. В связи с чем, в иске просил отказать.
Представитель третьего лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзора по Костромской области в судебное заседание не явились, в ходатайстве, адресованном суду, просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 статьи 14, п. 4 ч. 1 статьи 15 и п. 4 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований относится организация в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Эти отношения являются смежными с отношениями по предоставлению коммунальных услуг.
Согласно уставу муниципального образования Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области полномочиями по решению вопросов местного значения наделяется исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления поселения - администрация поселения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории Самсоновского сельского поселения имеются следующие объекты: колодцы в с. <адрес>
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов:
-соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
-допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;
-обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды;
-запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
-презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Статья 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что государственными санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно требованиям раздела 3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение; содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения; содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники питьевого водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.
В результате проверки, проведенной Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой, по соблюдению законодательства при обеспечении населения питьевой водой на территории Костромского муниципального района, установлено, что на территории Самсоновского сельского поселения, в том числе в с. <адрес> в нарушение п.п. 2.5., 3.3.4., 4.1., 5.5., 5.6., 6.1.,6.2. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 17.11.2002 г., не определен балансодержатель источников нецентрализованного водоснабжения; не организован лабораторно-производственный контроль качества питьевой воды в колодцах; в радиусе 50м от колодцев расположена жилая застройка с источниками загрязнения (выгребные туалеты, удобрения и т.д.; не проводится чистка и дезинфекция колодцев; отсутствует отмостка по периметру оголовка всех колодцев.
Указанные нарушения нашли отражение также в акте проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзора по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, установлено, что в нарушение п. 4.1 указанных санитарных правил не обеспечено качество питьевой воды, соответствующее гигиеническим нормативам, из нецентрализованных источников питьевого водоснабжения по микробиологическим, санитарно-химическим показателям, что подтверждается результатами лабораторных исследований воды.
Так, питьевая вода из нецентрализованных источников питьевого водоснабжения в д. <адрес> не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по содержанию ОКБ (общих колиформных бактерий) и ТКБ (термотолерантных колиформных бактерий), в д. <адрес> не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по содержанию ОКБ, ТКБ и мутности (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №).
В связи с чем имеет место нарушение прав потребителей услуг водоснабжения - жителей д. <адрес> Костромского района, установленные ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой питьевая вода должна быть безопасной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п. 5 ст. 4 указанного Закона, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работы, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Как установлено в ходе рассмотрения дела жители указанных населенных пунктов, как потребители, лишены возможности получать услуги питьевого водоснабжения такого качества, как это требуют санитарные нормы и правила.
Статьей 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Несоблюдение администрацией Самсоновского сельского поселения установленных требований законодательства при обеспечении населения качественной питьевой водой, нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В свою очередь, доводы представителя ответчика суд находит несостоятельными, поскольку способ обеспечения подачи питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН, администрация поселения вправе определить самостоятельно, на свое усмотрение. Кроме того, организация водоснабжения населения не означает, что органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований должны сами осуществлять водоснабжение. К организации в границах соответствующих муниципальных образований водоснабжения населения следует относить обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для водоснабжения населения, относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащему содержанию такого имущества иных форм собственности.
Поскольку в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре, а судом установлено, что обязанность по обеспечению населения на территории Самсоновского сельского поселения питьевой водой, соответствующей санитарным нормам, администрацией поселения в ряде населенных пунктов не исполняется, требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Указание представителя ответчика на то, что у населения д. <адрес> имеется возможность употреблять воду из других источников водоснабжения, кроме указанных колодцев, документально не подтверждено, в связи с чем также не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.194, ч.4 ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района о возложении обязанности по обеспечению подачи населению питьевой воды, в соответствии с требованиями СанПиН, удовлетворить.
Обязать Администрацию Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района обеспечить подачу населению д. <адрес> Костромского муниципального района питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Федеральный судья С.Ю. Иванова