Дело № 2-31/2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Кострома 26 января 2010 года
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Добровольской Т.В.,
с участием помощника Костромского межрайонного природоохранного прокурора Добриной Е.А.,
при секретаре Толстиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
У С Т А Н О В И Л :
Костромской межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора населенных пунктах поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования обосновывая тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка соблюдения законодательства при обращении сотходами на территории Костромского муниципального района Костромской области. Проверкой установлено, что в состав Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района входят населенные пункты с общей численностью населения 3616 человек, в том числе с. <адрес>.Установлено, что администрацией Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями не организован.В нарушение установленных требований законодательства и п.п. 1.2., 1.З., 1.8., 2.1.З., 2.2.1., 2.2.4., 2.2.9., 2.3.4. Санитарных правил СП 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» Администрацией поселения сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов надлежащим образом не организован, а именно: сбор и вывоз отходов осуществляется населением самостоятельно, а также при организации месячников по благоустройству территории населенных пунктов; система санитарной очистки и уборки территории поселения не разработан; график вывоза жидких отходов отсутствует, график вывоза твердых бытовых отходов не согласован с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзора по Костромской области; контейнерные площадки оборудованы только в 3 из 12 населенных пунктов поселения; дезинфекция контейнеров не производится; периодичностьвывоза мусора с территории поселения не соответствует требованиям санитарных правил (3 раза в неделю вместо ежедневного вывоза в летнее время), что подтверждается актом проверки Управления Роспотребнадзора по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями заместителя главы Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Аристовой И.А.
Впоследствии, прокурор Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры уточнил свои исковые требования, просил обязать Администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно: разработать систему санитарной уборки и очистки территории, график вывоза отходов согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Костромской области, во всех населенных пунктах поселения оборудовать контейнерные площадки, вывоз мусора осуществлять с периодичностью, установленной санитарными правилами, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В окончательном виде просят обязать администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно: согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Костромской области график вывоза отходов в п. <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Добрина Е.А. поддержала исковые требования, подтвердив вышеуказанные обстоятельства.
Представитель ответчика- глава администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Ковалев Н.И., исковые требования признал в полном объеме, пояснив, что все указанное в исковом заявлении соответствует действительности, они начали проводить работу по устранению нарушений, обязуются в установленный срок выполнить все работы по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Последствия признания иска судом разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица- Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромского области - Шумилкина М.В., в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, пояснив, что администрация Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района в настоящее время уже начала устранять указанные в исковом заявлении нарушения.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав являются: восстановление положения, существующего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов:
- соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды;
- запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
- презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, возбудителем инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
В соответствии со ст.22 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района, ст.6 Закона Костромской области от 24.04.2008 года № 304-4-ЗКО «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Согласно ч.6 ст.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны, окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Согласно ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что государственными санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В нарушение установленных требований законодательства и п.п. 1.2., 1.З., 1.8., 2.1.З., 2.2.1., 2.2.4., 2.2.9., 2.3.4. Санитарных правил СП 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» администрацией Сущевского сельского поселения сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов надлежащим образом не организован.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно постановлению администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и актам передачи от ДД.ММ.ГГГГ, здания, строения и сооружения, расположенные в населенных пунктах администрации Сущевского сельского поселения, где не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, приняты администрацией Сущевского сельского поселения в муниципальную собственность и оперативное управление.
Согласно Уставу муниципального образования Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, полномочиями по решению вопросов местного значения наделяется исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления поселения - администрация поселения.
В состав Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района входят населенные пункты с общей численностью населения 3616 человек, в том числе с. <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзора по Костромской области была проведена проверка в отношении администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района в ходе которой установлено, что администрацией Сущевского сельского поселения сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов, а именно: в п. <адрес>, надлежащим образом не организован.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенными Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзора по Костромской области, администрацией Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района сбор и вывоз отходов с территории населенных пунктов надлежащим образом не организован, а именно: сбор и вывоз отходов осуществляется населением самостоятельно, а также при организации месячников по благоустройству территории населенных пунктов; система санитарной очистки и уборки территории поселения не разработан; график вывоза жидких отходов отсутствует, график вывоза твердых бытовых отходов не согласован с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзора по Костромской области; контейнерные площадки оборудованы только в 3 из 12 населенных пунктов поселения; дезинфекция контейнеров не производится; периодичностьвывоза мусора с территории поселения не соответствует требованиям санитарных правил (3 раза в неделю вместо ежедневного вывоза в летнее время).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Костромской области в адрес администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района было выдано предписание № для устранения выявленных нарушений.
Таким образом, судом установлено, что действиями администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района затронуты государственные интересы, выразившиеся в нарушении требований закона, регулирующих установленные государством требования в области охраны окружающей среды.
Данные обстоятельства представитель ответчика - глава администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Ковалев Н.И. признает и подтверждает.
Что также подтвердил представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромского области - по доверенности Шумилкина М.В.
Предлагаемый истцом срок для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями разумен и целесообразен.
Таким образом, требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
А потому, на основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора удовлетворить.
Обязать администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно: согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области график вывоза отходов в п. <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Костромской областной суд через районный суд.
Судья: Добровольская Т.В.