Дело № 2-297/10г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кострома 17 мая 2010 года
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Комаровой Е.Н.,
при секретаре Сопачевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аносова А.А. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Комитету социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромскому муниципальному району, Управлению Пенсионного фонда России по Костромской области, ОГУ «Центр социальных выплат» о перерасчете пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии, ежемесячной денежной компенсации взамен продовольствия, ежегодной компенсации на оздоровление,
УСТАНОВИЛ:
Аносов А.А. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Комитету социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромскому муниципальному району, Управлению Пенсионного фонда России по Костромской области о перерасчете пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии, ежемесячной денежной компенсации взамен продовольствия, ежегодной компенсации на оздоровление. Свои требования истец обосновывает тем, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в силу ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление. Ему установлена 3 группа инвалидности вследствие аварии на ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С 30 августа 2007 года он является гражданином РФ, и ему пришлось подтверждать факт участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и связанную с этим инвалдиность. Просит пересчитать и взыскать задолженность по пенсии, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление с 01 сентября 2007 года по 31 декабря 2009 года, обязать ответчиков выплачивать ему ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию на оздоровление в установленном законодательством размере, начиная с 01 января 2010 года.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено ОГУ «Центр социальных выплат» Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Истец Аносов А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что до июня 2007 года он проживал в Киргизии. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вследствие чего приобрел инвалидность. На территории Кыргызской Республики ему было выдано удостоверение инвалида Чернобыльской АЭС № от ДД.ММ.ГГГГ, назначена пенсия, он получал компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию на оздоровление. Приехав в июне 2007 года в Россию на постоянное место жительства, получив 30 августа 2007 года гражданство Российской Федерации, обратился в Пенсионный фонд, Департамент соцзащиты, где ему было указано на необходимость подтвердить участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и инвалидность, так как документы, выданные на территории иностранного государства, недействительны в России. В сентябре 2007 года он обратился в Костромскую ЦРБ, прошел медицинскую комиссию, и 25 октября 2007 года ему была установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию, а не в связи с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В сентябре 2007 года он обратился с Комитет соцзащиты с заявлением об обмене удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС. С февраля 2008 года он стал получать пенсию по инвалидности по общему заболеванию и продолжал сбор документов для подтверждения своего участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, однако в ноябре 2008 года ему было отказано в выдаче нового удостоверения. Удостоверение он получил только 30 марта 2009 года на основании решения суда, установившего факт его участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Решением Российского межведомственного экспертного совета от 27 августа 2009 года была установлена причинная связь развившегося у него заболевания и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и 15 декабря 2009 года он получил удостоверение инвалида. С января 2010 года он стал получать пенсию по инвалидности, установленной в связи заболеванием в период прохождения военной службы. Поскольку факт участия ликвидации аварии на ЧАЭС и получения в связи с этим инвалидности подтвердился, а по не зависящим от него причинам эта процедура заняла длительное время, он считает, что имеет право на получение соответствующей пенсии, а также на установленные законом компенсации с момента получения гражданства РФ, а именно с 01 сентября 2007 года. В связи с этим просит сделать перерасчет пенсии с указанного времени, взыскать задолженность, а также взыскать причитающиеся ему и невыплаченные за период с 01 сентября 2007 года по 31 декабря 2009 года ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию на оздоровление, и обязать ответчиков производить выплату компенсаций в соответствии с законом.
Представитель Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромскому муниципальному району в судебное заседание не явился. Ранее представитель Мухина С.А. в судебном заседании пояснила, что Комитет не является надлежащим ответчиком по данному спору, поскольку вопросами компенсационных выплат участникам и инвалидам вследствие аварии на Чернобыльской АЭС занимается ОГУ «Центр социальных выплат», а вопросами назначения и выплаты пенсий - Управление Пенсионного фонда. Аносов А.А. обращался в Комитет по вопросу обмена удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. 19 сентября 2007 года на заседании комиссии ТОСЗН по Костромскому району было принято решение о выдаче Аносову А.А. удостоверения нового образца. 20 сентября 2007 года были направлены документы в комиссию по оформлению и выдаче удостоверений Департамента соцзащиты области, велась переписка, запрашивались дополнительные документы, и 13 ноября 2008 года в выдаче нового удостоверения Аносову было отказано. Впоследствии документы на Аносова были направлены повторно вместе с решением суда, и в марте 2009 года Департамент выдал Аносову А.А. удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На этом работа Комитета соцзащиты по Костромскому муниципальному району с Аносовым закончилась.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области Лаврова Н.Э. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Аносов А.А. с заявлением о назначении пенсии по инвалидности впервые обратился 14 февраля 2008 года. До обращения в Управление ПФР Аносов А.А. являлся получателем пенсии по инвалидности в Кыргызстане, где выплата пенсии ему прекращена 30 июня 2007 года. В соответствии с Соглашением «О гарантиях прав граждан государств - Участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по данному Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. В соответствии с пенсионным законодательством РФ на основании заявления Аносова А.А. от 14 февраля 2008 года ему назначена трудовая пенсия по 3 группе инвалидности вследствие 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности общего заболевания с 25 октября 2007 года (с момента установления инвалидности), а также с 01 февраля 2008 года назначена социальная пенсия по 3 группе инвалидности 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности вследствие общего заболевания. Для назначения пенсии Аносов представил трудовую книжку, военный билет и справку МСЭ от 25 октября 2009 года об установлении инвалидности. Также с 14 февраля 2008 года Аносову А.А. на основании его заявления назначена единая денежная выплата (ЕДВ) по категории «инвалиды». 06 апреля 2009 года Аносов А.А. обратился заявлением о назначении ему ЕДВ по категории «ликвидаторы 1988-1990 г.г.», предоставив удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС от 30 марта 2009 года, военный билет и решение Костромского районного суда от 13 января 2009 года об установлении факта участия Аносова в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. 01 ноября 2009 года Аносову установлена 3 группа инвалидности вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. На основании его заявлении от 12 ноября 2009 года ему назначено дополнительное ежемесячное обеспечение (ДЕМО) вследствие военной травмы по Указу Президента № 887 от 01 августа 2005 года «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». На основании заявления Аносова от 17 декабря 2009 года ему 01 января 2010 года назначена государственная пенсия по 3 группе инвалидности вследствие заболевания в период прохождения военной службы, ЧАЭС. Для назначения государственной пенсии Аносов А.А. представил удостоверение инвалида от 15 декабря 2009 года справку военкомата Костромского района Костромской области об участии в ликвидации последствий на ЧАЭС. Таким образом, право Аносова А.А. на все причитающиеся ему выплаты по российскому пенсионному законодательству Управление ПФР не нарушены. Законных оснований для назначения ему государственной пенсии по инвалидности вследствие заболевания в период прохождения военной службы, начиная с 01 сентября 2007 года, не имелось, так как на момент обращения в Пенсионный фонд 14 февраля 2008 года срок действия справки об инвалидности вследствие аварии на Чернобыльской АЭС истек, переосвидетельствование в установленный срок Аносов не прошел, а согласно справке от 25 октября 2007 года он являлся инвалидом по общему заболеванию. При указанных обстоятельствах Аносову была назначена трудовая и социальная пенсии по 3 группе инвалидности вследствие общего заболевания. Оснований для перерасчета выплаченной Аносову А.А. пенсии по указанным им доводам не имеется.
Представитель ОГУ «Центр социальных выплат» Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Поцелуев В.П. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и компенсации на оздоровление производится в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 907 от 31 декабря 2004 года. Согласно Правилам выплата таких компенсаций производится на основании заявления граждан, относящихся к указанной категории, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления. Аносов состоит на учете в ОГУ как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС только с мая 2009 года, как инвалид на учете не состоит. На основании его заявления от 30 мая 2009 года Аносову была назначена ежегодная компенсация на оздоровление за 2009 год в сумме <данные изъяты> В 2010 году Аносов с заявлением о выплате ежегодной компенсации на оздоровление не обращался. В то же время после получения удостоверения инвалида вследствие заболеваний, полученных в результате участия в ликвидации аварии на ЧАЭС, Аносов А.А. с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в ОГУ «ЦСВ» не обращался. При обращении с соответствующим заявлением Аносову А.А. будет назначена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров пожизненно, начиная со следующего месяца после подачи заявления. Заявление о выплате компенсации на оздоровление подается ежегодно.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 п.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.
Согласно ст. 11 п.1 пп.1 Закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.
В соответствии со ст. 22 Закона назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина.
Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии со ст. 23 Закона пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
При пересмотре группы инвалидности или причины инвалидности, который влечет увеличение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается со дня изменения группы инвалидности или причины инвалидности.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности, а также социальная пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно.
Аналогичные нормы об условиях назначения рудовой пенсии, перерасчете ее размера предусмотрены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судом установлено, что Аносов А.А. с заявлением о назначении трудовой и социальной пенсии по инвалидности впервые обратился 14 февраля 2008 года. До обращения в Управление ПФР Аносов А.А. являлся получателем пенсии по инвалидности в Кыргызстане, где выплата пенсии ему прекращена 30 июня 2007 года в связи с переселением в Российскую Федерацию.
В соответствии с Соглашением «О гарантиях прав граждан государств - Участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст.1). Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по данному Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями (ст.3).
Согласно ст. 7 Соглашения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
В соответствии со ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Данное Соглашение подписано государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан.
Из пенсионного дела Аносова А.А., заведенного в Республике Кыргызстан следует, что он являлся получателем пенсии по 3 группе инвалидности вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы, связанной с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Пенсия по другому основанию ему не назначалась.
Согласно выпискам из акта освидетельствования <адрес> 3 группа инвалидности, являющаяся основанием для назначения пенсии, была установлена Аносову впервые в 1997 году, последним переосвидетельствованием инвалидность установлена по 11 сентября 2007 года.
Как следует из материалов дела, в бюро медико-социальной экспертизы по Костромской области Аносов А.А. обратился 25 октября 2007 года, то есть по истечении установленного ему для переосвидетельствования срока.
Ему установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию, впервые.
Данное решение бюро МСЭ Аносов А.А. в установленном порядке не обжаловал.
В соответствии со п. 14 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
В соответствии с пенсионным законодательством РФ на основании заявления Аносова А.А. от 14 февраля 2008 года ему назначена трудовая пенсия по 3 группе инвалидности вследствие общего заболевания с 25 октября 2007 года (с момента установления инвалидности), а также с 01 февраля 2008 года назначена социальная пенсия по 3 группе инвалидности вследствие общего заболевания. Для назначения пенсии Аносов представил трудовую книжку, военный билет и справку МСЭ от 25 октября 2007 года об установлении инвалидности.
Также с 14 февраля 2008 года Аносову А.А. на основании его заявления назначена единая денежная выплата (ЕДВ) по категории «инвалиды».
Таким образом, у органа пенсионного обеспечения не имелось законных оснований для назначения Аносову А.А. пенсии по инвалидности, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС, поскольку на момент обращения в ПФР срок действия документов, послуживших основанием для назначения такой пенсии в Кыргызстане, истек, а бюро МСЭ по Костромской области Аносову причиной инвалидности установлено общее заболевание.
30 марта 2009 года Аносов А.А. получил удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в связи с чем 06 апреля 2009 года он обратился заявлением о назначении ему ЕДВ по категории «ликвидаторы 1988-1990 г.г.».
01 ноября 2009 года Аносову установлена 3 группа инвалидности вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
На основании его заявлении от 12 ноября 2009 года ему назначено дополнительное ежемесячное обеспечение (ДЕМО) вследствие военной травмы по Указу Президента № 887 от 01 августа 2005 года «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы».
Решением Российского межведомственного экспертного совета от 27 августа 2009 года была установлена причинная связь развившегося у Аносова А.А. заболевания и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
15 декабря 2009 года Аносову выдано удостоверение инвалида.
01 января 2010 года на основании заявления Аносова от 17 декабря 2009 года и представленных документов ему назначена государственная пенсия по 3 группе инвалидности вследствие заболевания в период прохождения военной службы, ЧАЭС.
Таким образом, оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд полагает, что права Аносова А.А. на все причитающиеся ему выплаты по российскому пенсионному законодательству Управлением ПФР не нарушены, вид пенсии и ее размер устанавливались на основании заявления Аносова и при возникновении у него соответствующего права. Оснований для перерасчета пенсии не имеется.
Аносов А.А. как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году и инвалид вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии со ст. 14 Закона Аносов А.А. имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а в соответствии со ст. 39 Закона - право на получение ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы.
Порядок выплаты указанных компенсаций предусмотрен Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и Правилами выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденными Постановлением Правительства № 907 от 31 декабря 2004 года «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно Правилам для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации заявление (с указанием почтового адреса получателя компенсации или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), с приложением документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
По месту подачи заявления на каждого получателя компенсации формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке.
Уполномоченный орган составляет списки получателей, списки подписываются руководителем этого органа, заверяются печатью и представляются ежемесячно в территориальный орган Федерального казначейства.
Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.
Выплата компенсации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Таким образом, выплата компенсаций на приобретение продовольственных товаров и за вред здоровью носит заявительный характер.
Как установлено судом, Аносов А.А. состоит на учете в ОГУ «Центр социальных выплат» с мая 2009 года только как участник ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС. После получения удостоверения инвалида следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в ОГУ «ЦСВ» ответствующие документы не представил, с заявлением для получения ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров не обращался. При указанных обстоятельствах требования истца о взыскании неполученной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 сентября 2007 года по 31 декабря 2009 года удовлетворению не подлежат.
Требования истца о взыскании неполученных сумм ежегодной компенсации за вред здоровью, начиная с 2007 года, необоснованны, так как впервые в Центр социальных выплат Аносов обратился с заявлением в 2009 году, получил компенсацию за 2009 год. С заявлением о выплате ему компенсации в 2010 году Аносов до настоящего времени не обращался.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Аносову А.А. в иске к Департаменту социальной защиты населения Костромской области, Комитету социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромскому муниципальному району, Управлению Пенсионного фонда России по Костромской области, ОГУ «Центр социальных выплат» о перерасчете пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии, ежемесячной денежной компенсации взамен продовольствия, ежегодной компенсации на оздоровление.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 дней.
Судья Е.Н. Комарова