Дело №2-76/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома 18 января 2010 года
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Добровольской Т.В.,
при секретаре Толстиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района обратилась в суд с заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Администрации Кузьмищенского сельского поселения исполнительного сбора, с которым они не согласны, поскольку постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство в отношении должника администрации Кузьмищенского сельского поселения в интересах взыскателя Г. по исполнению обязанности администрации предоставить Г. вне очереди жилое помещение по договору социального найма и установлен срок для должника для добровольного исполнения 3 дня со дня получения постановления. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, предлагалось в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. В соответствии с данным требованием администрацией Кузьмищенского сельского поселения в адрес судебного пристава-исполнителя было направлено Уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием обстоятельств, являющихся объективно непреодолимыми и делающими невозможным исполнение исполнительного документа в указанный срок, как в добровольном, так и в принудительном порядке. Но несмотря на это судебным приставом-исполнителем Шириным Д.А. было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора, в котором не были учтены и оценены обстоятельства, указанные в уведомлении. В связи с чем действия судебного пристава-исполнителя необоснованными и незаконными.
В судебном заседании представитель заявителя глава администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Козлов С.Л. поддержал заявленные требования, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении. Дополнив, что он считает, что при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора не было учтено уведомление, которое было направлено ими в адрес службы судебных приставов, где указано о невозможности исполнения решения суда. Считает, что судебный пристав недобросовестно пользуется своими правами, поскольку администрация Кузьмищенского сельского поселения не имеет возможности исполнить решение суда о выделении квартиры Г., о чем говорилось и в устной и в письменной формах. Единственной причиной непредставления жилья Г. является отсутствие возможности в представлении жилья по договору социального найма, уже 10 лет жилье никому не предоставляется. Они согласны с данным требованием и при первой возможности сделают то, что от них зависит. На данный момент они не могут ни построить, ни приобрести жилье. Только за то, что они не имеют такой возможности, они должны заплатить <данные изъяты> рублей. Судебные приставы не хотят этого понимать. Просто не возможно в течение 3 дней исполнить решение суда, как это указано в постановлении. Считает, что данное постановление вынесено несправедливо, незаконно и необоснованно. Для исполнения решения суда они собрали все необходимые документы по выделению жилья Г. Они в настоящее время, больше ничего сделать не могут.
Представитель заинтересованного лица судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП России по Костромской области Ширин Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района. Пояснив, что действительно ДД.ММ.ГГГГ им было возбуждено вышеуказанное исполнительное производство в отношении должника администрации Кузьмищенского сельского поселения. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена сторонам своевременно. Должником копия постановления была получена ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ им, в соответствии с п.2 ст.12 ФЗ «О судебных приставах» и ст.6 ФЗ «Об исполнительном производстве», главе администрации Кузьмищенского сельского поселения было выставлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Г. вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Данное требование не исполнено до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Козлов С.Л. был предупрежден об уголовной ответственности, предусмотрено ст.315 УК РФ. Также с него было взято объяснение по неисполнению судебного решения. ДД.ММ.ГГГГ им было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, в связи с неисполнением судебного решения, а также в связи с непринятием всех мер к исполнению решения суда. В уведомлении главы администрации Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ нет подтверждений того, что неисполнение решения суда связано с наступлением чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера устанавливается с должника-организации в размере <данные изъяты> рублей. Считает, что администрация Кузьмищенского сельского поселения не исполнила судебное решение, не предоставила полный пакет документов, подтверждающих их действия по исполнению судебного решения. В объяснении судебному приставу-исполнителю глава администрации Кузьмищенского сельского поселения Козлов С.Л. пояснил, что после получения постановления о возбуждении исполнительного производства не предпринимал никаких действий. Должник мог бы обратиться в администрацию <адрес> муниципального района, либо в администрацию <адрес>, наверное, они могли бы предоставить ей хотя бы временное жилье.
Представитель заинтересованного лица Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП России по Костромской области по доверенности Ларионова Г.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района. Пояснив, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем законно, на основании ФЗ «Об исполнительном производстве». Все требования закона были соблюдены. Считает, что администрация Кузьмищенского сельского поселения должна была изыскать возможность по предоставлению жилья Г. Но ни одной попытки администрацией предпринято не было. Уведомление из администрации Кузьмищенского сельского поселения было оценено судебным приставом-исполнителем. Исходя, в том числе, и из данного уведомления, было внесено постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение решения суда. Сам факт того, что уведомление было получено, зарегистрировано, говорит о том, что он со всеми другими доказательствами положено в основу вынесенного постановления. Судебный пристав-исполнитель, прежде чем выносить постановление, опросил главу администрации Кузьмищенского сельского поселения по поводу исполнения решения суда.
Рассмотрев заявление, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.
Статья 13 ГПК РФ предусматривает обязательность вступивших в законную силу судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Ни затруднительность исполнения решений суда, ни отсутствие именно для этих целей материальных средств не освобождают должника и не могут освобождать от исполнения решений суда, вынесенных в защиту прав, интересов заинтересованных лиц.
В случае неисполнения решений суда осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возложено законом на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, что указано в законе «Об исполнительном производстве», детально регулирующего порядок, условия принудительного исполнения и ответственность должника.
В соответствии со ст.36 ч.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 года с последующими изменениями Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 21.07.2009 года были удовлетворены исковые требования прокурора Костромского района в интересах Г. к администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района. На администрацию Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района была возложена обязанность предоставить Г. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП по Костромской области на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Костромским районным судом Костромской области было возбуждено исполнительное производство № в отношении должника администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района.
Должнику предложено в срок 3 дня со дня получения настоящего постановления, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Должник также предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст.30 ч.1 Закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 года с последующими изменениями - Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», к которой отсылает вышеуказанная ст.30 как раз и предусматривает исполнительский сбор.
Как указанной в данной статье - Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. 2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. 3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
Итак, как установлено судом в соответствии с законом судебным приставом-исполнителем при возбуждении исполнительного производства было предложено должнику Администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района добровольно исполнить решение суда, установлен срок, должник предупрежден, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин, предоставленный для добровольного исполнения будет взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района в Отдел судебных приставов №1 г. Костромы УФССП по Костромской области было направлено уведомление, в котором указано, что согласно списку очередности в улучшении жилищных условий на получение жилья вне очереди Г. состоит под №1. Уже более 10 лет на территории Кузьмищенского сельского поселения строительство муниципального жилья не ведется ввиду отсутствия бюджетных средств на эти цели. Других источников пополнения муниципального жилого фонда у Кузьмищенского сельского поселения не имеется. Поэтому в настоящее время предоставление администрацией Кузьмищенского сельского поселения жилья Г. не представляется возможным. Перспектива приобретения муниципального жилья для дальнейшего выделения нуждающимся в улучшении жилищных условий в Кузьмищенском сельском поселении не просматривается. Администрация Кузьмищенского сельского поселения признает законность требований по внеочередному выделению жилья Г., указанные в исполнительном документе. Но вышеуказанные обстоятельства являются объективно непредотвратимыми и делающими невозможным исполнение исполнительного документа в срок, как в добровольном, так и в принудительном порядке.
Указываемые администрацией обстоятельства существовали и на момент вынесения решения суда, возможно будут существовать и далее, но это как указывалось выше не освобождает от гражданско-правовой ответственности, которую возложил на администрацию суд, ни от выполнения решения суда.
В своем уведомлении администрация ставит в известность об отсутствии материальной возможности, фактически указывая о том, что решение не будет исполняться ни в добровольном, ни в принудительном порядке, как они считают ввиду невозможности, по их мнению, по объективно непредотвратимым обстоятельствам.
Никаких чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, то есть непреодолимой силы, делающей невозможным исполнение решение суда, в уведомлении не указано, и не имелось. Никаких чрезвычайных событий, стихийных бедствий и т.п. на территории Кузьмищенского сельского поселения не было.
Затруднительность исполнения, отсутствие бюджетных средств на данные цели не освобождают администрацию от исполнения решения суда. Напротив, законом возлагается на должника обязанность исполнения решения суда.
Администрация же Кузьмищенского сельского поселения после вынесения решения суда никаких попыток для его исполнения не предпринимала, не ставя вопрос об измени способа и порядка решения, не обращаясь ни в соответствующие органы или к спонсорам за финансовой поддержкой.
В связи с неисполнением администрацией Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района без уважительных причин вышеуказанного исполнительного документа, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП по Костромской области ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании с должника (администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района) исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП по Костромской области в адрес администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района было направлено требование о предоставлении Г. вне очереди жилого помещения по договору социального найма в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Данное требование было получено главой администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно глава администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района, как руководитель организации должника, судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП по Костромской области был предупрежден, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда, а равно воспрепятствования его исполнению, может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст.315 УК РФ.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем в соответствии с законом, в установленном порядке и в определенном законом размере обоснованно в связи с неисполнением решения суда было вынесено постановление о взыскании с администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. И никаких оснований для его отмены не имеется.
В связи с чем требования заявителя администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района об отмене постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района исполнительного сбора отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Костромской областной суд через районный суд.
Судья: Добровольская Т.В.