2-94/2010 года



Дело № 2 - 94/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2010 г. Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Лепиной Л.Л. при секретаре Джурко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску огороднического некоммерческого товарищества «Весна» к ФГУ «Государственный природный заповедник «Кологривский лес», администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района, администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Огородническое некоммерческое товарищество «Весна» обратилось в суд с иском к ФГУ «Государственный природный заповедник «Кологривский лес», администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района, администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании права собственности на земельный участок, обязании администрации Костромского муниципального района передать земельный участок в собственность. Свои требования обосновало тем, что постановлением главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № учреждено огородническое некоммерческое товарищество «Весна», <данные изъяты>, решение о государственной регистрации изменений и дополнений в Устав принято Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ В интересах членов огороднического некоммерческого товарищества «Весна» были приняты меры для перевода закрепленного в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер №, свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № в собственность товарищества «Весна». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Костромского муниципального района Костромской области в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности отказано с мотивировкой о невозможности передачи в связи с тем, что рассматриваемый земельный участок входит в состав ФГУ «Государственный природный заповедник «Кологривский лес», что противоречит постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. С целью исполнения просьбы, изложенной в письме Администрации Костромского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, был направлен запрос в ФГУ «Государственный природный заповедник «Кологривский лес», на который ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, по содержанию противоречащий ранее указанному постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и пункту № приложения № распределения общей пощади создаваемого государственного природного биологического доместикационного лосиного заказника и его охраняемой зоны по землепользователям, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 21 сентября 2001 г. № 401. Кроме того, сам факт передачи рассматриваемого земельного участка площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер № товариществу «Весна» в постоянное (бессрочное) пользование противоречит позиции, изложенной в обжалуемых письмах и нормам п. 7 ст. 95 ЗК РФ. На основании ст. 28 ФЗ от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно. В связи с этим, а также со ссылкой на ст. 28 ЗК РФ, ст. 28 ФЗ от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» истец просит признать земельный участок площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер № не включенным в состав земель ФГУ «Государственный природный заповедник «Кологривский лес», обязать администрацию Костромского муниципального района Костромской области передать данный земельный участок в собственность огороднического некоммерческого товарищество «Весна».

В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования: просит обязать администрацию Костромского муниципального района передать бесплатно в собственность огороднического некоммерческого товарищества «Весна» земельные участки площадью <данные изъяты> кв. м, относящиеся к имуществу общего пользования, расположенные на территории площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером №.

Представитель истца - председательогороднического некоммерческого товарищества «Весна» - Ролдугин В.Т. в суде уточненные исковые требования поддержал, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении,

Представитель ответчика - ФГУ «Государственный природный заповедник «Кологривский лес» им. М.Г.Синицына» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в телефонограмме, адресованной суду, просил провести судебное заседание в его отсутствии. В своем отзыве на исковое заявление указал, что ОНТ «Весна» учреждено в ДД.ММ.ГГГГ., в том же году ему выделен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер № Согласно п. № приложения № «Распределения общей площади создаваемого государственного природного биологического доместикационного лосиного заказника и его охранной зоны по землепользователям», Постановления губернатора Костромской области от 21 сентября 2001 г. № 401 в состав земель, размещенных в районе расположения Заказника и не включаемых в его состав, входят, в том числе, и «коллективные огороды». В связи с этим ФГУ «Государственный природный заповедник «Кологривский лес» не считает себя надлежащим ответчиком.

Представитель ответчика - администрации Минского сельского поселения администрации Костромского муниципального района - Золотова Л.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании уточненные исковые требования признала, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ. спорные земли были преданы администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, затем земли были переданы ОНТ «Весна». ФГУ «Государственный природный заповедник «Кологривский лес» был образован в ДД.ММ.ГГГГ то есть спорный земельный участок не мог быть образован из земель заповедника.

Представитель ответчика - администрации Костромского муниципального района - Смирнова Е.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в суде уточненные исковые требования не признала, поскольку не представлено достоверных сведений о том, что спорный земельный участок не входит в состав земель «Государственный природный заповедник «Кологривский лес».

Представители третьих лиц - Управления Роспироднадзора по Костромской области - Красавин А.Р., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Управления Роснедвижимости по Костромской области - Жарковский В.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,в судебном заседании не возражали против удовлетворения уточненных требований истца, поскольку первоначально спорный земельный участок был выделен ОНТ «Весна», ФГУ «Кологривский лес» был образован позднее.

Представители третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области Ланцова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Румянцева О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,в судебном заседании считали, что установить достоверно статус спорного земельного участка в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем оставляют разрешение спора на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 10 ст. 3 Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. в случае принудительного прекращения в соответствии с настоящей статьей права постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельных участков, которые предоставлены федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и полномочия по распоряжению и управлению которыми в соответствии с настоящей статьей переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых в соответствии с настоящей статьей принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, указанным федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельные участки, равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения, включенным в границы населенных пунктов.

Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 с. 24 настоящего Кодекса.

2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

В силу п.12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с п. 6 ст. 95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

Согласно п. 5 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не подлежат приватизации земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной.

Судом установлено следующее.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № у ОПХ «Минское» изъят земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, <данные изъяты>, и передан дополнительно в ведение Минского сельского совета для обеспечения местного населения земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства.

Государственный природный заказник «Сумароковский», <данные изъяты>, имеющий статус особо охраняемой природной территории федерального значения, образован Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 368.

Постановлением главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрировано огородническое некоммерческое товарищество «Весна» ОПХ «Минское».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, огородническому некоммерческому товариществу «Весна», <данные изъяты>, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок для огородничества, общей площадью <данные изъяты> га по адресу: <адрес>, предоставленный на основании постановления главы Минской с/а Костромского района № от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Губернатора Костромской области от 21 сентября 2001 г. № 401 «О внесении изменений в постановление главы администрации области от 1 октября 1998 года № 586» определены земли, размещенные в районе расположения создаваемого доместикационного лосиного заказника и не включаемые в его состав. К их числу относятся коллективные огороды (Приложение № указанного постановления).

По сведениям территориального Управления Росимущества по Костромской области, территория государственного природного заказника федерального значения «Сумароковский» находится на участках лесного фонда, зарегистрированного в собственность Российской Федерации (свидетельства о государственной регистрации права собственности №, №, №).

На основании Положения о Федеральном государственном учреждении «Государственный природный заказник «Кологривский лес» им. М.Г. Синицына», утвержденного приказом МПР России от 15 марта 2007 г. № 59, государственный природный заказник федерального значения «Сумароковский», расположенный в Костромском и Красносельское районах Костромской области, находится в ведении ФГУ «Государственный природный заказник «Кологривский лес» им. М.Г.Синицына».

Согласно кадастровому плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок (№), расположенный в границах участка, адрес ориентира: <адрес> разрешенное использование - для ведения огородничества, площадью <данные изъяты> кв.м (площадь ориентировочная), принадлежит огородническому некоммерческому товариществу «Весна» на праве постоянного бессрочного пользования.

Согласно справке Минского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, ОНТ «Весна» площадью <данные изъяты> кв. м на основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ входит в состав земель сельскохозяйственного назначения Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области. Целевое назначение - ведение огородничества. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, с учетов вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ОНТ «Весна» об обязании администрации Костромского муниципального района о передаче бесплатно в собственность земельных участков площадью <данные изъяты> кв. м по следующим основаниям.

Во-первых. Первоначально (постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №) земельный участок площадью <данные изъяты> га был передан от ОПХ «Минское» в ведение Минского сельского совета для обеспечения местного населения земельными участками для ведения личных подсобных хозяйств. Государственный природный заповедник «Сумароковский» (находящийся в настоящее время в ведении ФГУ ГПЗ «Кологривский лес» им.М.Г.Синицына») был образован Постановлением от 5 апреля 1999 г. № 368, то есть после выделения указанного земельного участка Минскому сельскому совету.

Судом установлено, что в дальнейшем (постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №) именно из земель Минского сельского поселения был выделен земельный участок ОПТ «Весна». Данный факт подтверждает то обстоятельство, что выделенные ОНТ «Весна» в постоянное (бессрочное) пользование земли находились в ведении администрации Минского сельского поселения, в противном случае администрация не имела бы полномочий на распоряжения указанной землей.

Кроме того, пунктом № Приложения № Постановления губернатора Костромской области от 21 сентября 2001 г. № 401 «О внесении изменений в Постановление главы администрации области от 1 октября 1998 г. № 586» определено, что коллективные огороды, размещенные в районе расположения создаваемого доместикационного лосиного заказника, не включены в его состав. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями ответчика. Указанное Постановление имеет силу до настоящего времени. Таким образом, сведений о том, что спорные земельные участки в настоящее время входят в состав земель ФГУ ГПЗ «Кологривский лес» им.М.Г.Синицына» суду не представлено.

Во-вторых. Испрашиваемые ОНТ «Весна» земельные участки не входят в перечень земель, на которые федеральным законом установлен запрет на приватизацию.

Согласно проекту организации территории огороднического некоммерческого товарищества «Весна», находящейся по адресу: <адрес>, проведенного ООО <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ площадь земельных участков составляет <данные изъяты> кв. м.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования огороднического некоммерческого товарищества «Весна» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При подаче искового заявления истцом было заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины до принятия решения по существу, которое судом было удовлетворено.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

С учетом приведенных выше норм права ответчик - администрация Костромского муниципального района подлежит освобождению от уплаты госпошлины.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования огороднического некоммерческого товарищества «Весна» удовлетворить.

Обязать администрацию Костромского муниципального района передать бесплатно в собственность огороднического некоммерческого товарищества «Весна» земельные участки площадью <данные изъяты> кв. м, относящиеся к имуществу общего пользования, расположенные на территории земельного участка площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Костромской облсуд через райсуд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Федеральный судья Л.Л. Лепина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200