Дело №2-743/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома 7 октября 2010 года
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Добровольской Т.В.,
с участием прокурора Шадриной М.Д.,
при секретаре Левиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Андрианова В.Б. о признании постановления окружной избирательной комиссии об аннулировании регистрации кандидата в депутаты незаконным и об его отмене,
У С Т А Н О В И Л:
Решением политического совет Костромского районного Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 02.10.2010 года № 16 в соответствии со ст.88 Избирательного Кодекса Костромской области, ст.ст.10.627, 14.8.3 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» Андрианов В.Б. был отозван из кандидатов в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.
Постановлением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 от 03.10.2010 года № 4 «Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №5 В.Б. Андрианова» на основании решения политического Совета Костромского районного местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 02.10.2010 года № 16, ст.ст. 88, 152 Избирательного Кодекса Костромской области была аннулирована регистрация Андрианова В.Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5, было аннулировано удостоверение зарегистрированного кандидата по одномандатному избирательному округу № 5 В.Б. Андрианова, признано утратившим силу постановление окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 от 03.09.2010 года №3 «О регистрации В.Б. Андрианова кандидатом в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №5.
Андрианов В.Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным данного постановления и отмене его. По тем основаниям, что Президиумом Регионального политического совета Костромского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» его кандидатура была согласована для выдвижения местными отделениями Партии кандидатом в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района. Постановлением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 от 03.09.20010 года № 3 «О регистрации В.Б. Андрианова кандидатом в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу «5», он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты. Решением Политического Совета Костромского районного местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 02.10.2010 года № 16 его кандидатура была отозвана из кандидатов в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5. Постановлением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 от 03.10.20010 года № 4 «Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №5 В.Б. Андрианова его регистрации в качестве кандидата в депутаты была аннулирована. Считает, что данное постановление избирательной комиссии принято с грубым нарушением избирательного законодательства и подлежит отмене. По тем основаниям, что орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе отозвать этого кандидата, этот список кандидатов, представив свое решение об отзыве в избирательную комиссию не позднее чем за 5 дней до дня голосования ( в том числе повторного голосования). Кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Решение об этом должно быть принято избирательным объединением с соблюдением порядка отзыва кандидатов и исключения их из списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющим право участвовать в выборах, а в отношении отзыва кандидата - также при наличии оснований, определенных в Уставе политической партии в соответствии с подпунктом «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях». Решение об отзыве кандидата, исключении из списка кандидатов, принятое с нарушением порядка и условий, предусмотренных уставом политической партии, не может служить основанием для аннулирования регистрации кандидата, регистрация кандидата (списка кандидатов) в указанных случаях аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), которая обязано проверить правильность оформления представленных документов, соблюдение избирательным объединением установленной процедуры принятия решения об отзыве кандидата, списка кандидатов. В решении Политсовета имеется ссылка на ст.10.6.27 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия», которая содержит в себе основания для отзыва зарегистрированных кандидатов в депутаты. Однако, в решении не приводится конкретного основания, которое в соответствии с Уставом может послужить отзыву кандидата. Согласно пункта 14.7.14.1 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» Местный политический совет выдвигает тайным голосованием по согласованию с региональным политическим советом либо с Президиумом регионального политического совета. В случае, установленном п.13.9.10.14 Устава, кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления, в том числе на выборные должности глав муниципальных образований административных центров субъектов Российской федерации. В таком же порядке должно приниматься решение об отзыве кандидата. Он не был уведомлен о заседании местного политического совета. Ему ничего не известно об основаниях, которые могли послужить его отзыву. В соответствии с пунктом 14.7.4. Заседания Местного политического совета созываются секретарем совета. Секретарь совета не созывал данное заседание. Решение местного политического совета должно быть подписано также секретарем совета, а ни его заместителем. На заседании избирательной комиссии ему также никто не смог объяснить, что могло было послужить для аннулирования его регистрации. Указанные нарушения позволяют признать действия избирательной комиссии и Постановление окружной избирательной комиссии по выборам депутата Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 от 03.10.2010 года № 4 незаконным. В связи с чем просит признать данное постановление незаконным и отменить его.
В судебном заседании Андрианов В.Б. поддержал свое заявление, подтвердив вышеизложенные обстоятельства, пояснив, что решение о выборе его в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района в числе иных 18 лиц было принято на конференции, состоявшейся 18.06.2010 года. Утверждает, что была именно конференция (впоследствии говорил, что общее собрание). На конференции присутствовали члены партии первичных организаций от всех поселений. Решение было принято тайным голосованием, раздавались бюллетени, избирался президиум. Данную конференцию готовил в том числе и он, как председатель исполкома. Региональное отделение партии утвердило список, выдвинутый конференцией. А потом уже политический совет направил списки в избирательную комиссию. Соответственно, решение, которое было принято конференцией, может отменить только конференция, что предусмотрено в п.14.6.7 Устава партии «Единая Россия» И политсовет не вправе был отзывать его из кандидатов в депутаты. Данное могло быть решено только на конференции и пункт 14.8.3 Устава в данном случае не применим. Также не было надлежащего уведомления его о заседании политсовета. С 8 утра до 17 часов он находился по ул.Маршала Новикова, 7, но ему никакого официального извещения от секретаря политсовета про заседание, назначенное на 2 октября, не было. Не было приглашения с повесткой заседания. Признает, что ему позвонил после 16 часов на сотовый телефон руководитель исполкома Блохин Б.А., который сообщил ему, что завтра собирается политсовет. Тему заседания он даже не спрашивал, а Блохин Б.А. ему не сообщил. Он сказал Блохину Б.А., что не будет участвовать. Когда он был в Москве, ему позвонил председатель избирательной комиссии и сообщил, что в отношении него будет рассматриваться вопрос. Он сказал, что не может приехать. А 4 октября при рассмотрении кассационной инстанцией ему было вручено постановление избирательной комиссии. И будучи несогласным с ним, он тут же написал заявление в суд. Согласно имеющимся документам, выписке из решения политического совета заседание проводил и председательствовал заместитель секретаря. В то время как не может председательствовать исполняющий обязанности. Согласно ст.14.9.7 Устава может только секретарь. Заместитель секретаря может председательствовать и вести собрание согласно ст.14.10 только в отсутствие секретаря. Но по представленному протоколу от 02.10.2010 года видно, что секретарь политсовета Солодов С.Л. принимал участие в заседании. И заместитель секретаря Рейх В.Г. не мог председательствовать. Что является нарушением. Никаких нарушений, предусмотренных ст. 10.6.27, указанной в решении он не допускал. Ничего указанного в ст.ст.10.6.27.3 - 10.6.27.8 у него не имеется. Не считает, что он допустил нарушения, указанные в ст.ст. 10.6.27.1, 10.6.27.2 Устава. Не считает каким-либо нарушением, что после выдвижения партией на главу Костромского муниципального района Честнова С.М. выдвинул свою кандидатуру и зарегистрировался кандидатом на эту должность. Поскольку это его конституционное право. Свою кандидату он выдвинул после того, как другой член партии Солодов С.Л. также сам выдвинул свою кандидатуру и был зарегистрирован. Но партия почему-то никаких претензий к Солодову С.Л. не имеет и никаких мер не принимает.
В судебном заседании представитель заявителя Волнухин Д.Н. по доверенности со всеми полномочиями поддержал заявление по указанным в нем доводам и дополнил, что после ознакомления с материалами дела из отзыва Избирательной комиссии Костромского муниципального района от 05.10.2010 года № 429 видно, что Андрианов В.Б. на комиссии не присутствовал. Его интересы представляла Дмитриева С.В. - член избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Указанные законом полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса не содержат в себе представительских функций. Кандидат Андрианов В.Б. не был уведомлен о заседании комиссии, чем грубо нарушены его права. Дмитриева С.В. была назначена членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса кандидатом на должность главы местного самоуправления Костромского муниципального района Андриановым В.Б. К моменту заседания избирательной комиссии, регистрация кандидата на должность главы местного самоуправления, назначившего Дмитриеву С.В. членом комиссии, была отменена. И Дмитриева С.В. не могла представлять кандидата в депутаты Андрианова В.Б. на заседании комиссии, и не могла предъявлять претензии от имени кандидата. В протоколе № 16 от 02.10.2010 года видно, что Секретарь местного политического совета политической партии «Единая Россия» Солодов С.Л. присутствовал на заседании. Но протокол подписан заместителем секретаря Рейхом В.Г., что противоречит уставу. Протокол и Решение не могут являться действительными, так как подписаны неуполномоченным на то лицом. В соответствии с п.14.9.3 Устава секретарь председательствует на заседаниях Местного политического Совета. Также не была соблюдена процедура созыва совета. В соответствии с п.14.9.10 Устава секретарь обязан обеспечить созыв. Решение № 12 от 18.08.2010 года о выдвижении Андрианова В.Б. кандидатом в депутаты принималось Политсоветом на основании решения Общего собрания Костромского районного местного отделения ВПП «Единая Россия» от 18.06.2010 года. Следовательно, политсовет не мог принимать решение, противоречащее решению Общего собрания. И в соответствии с п.14.6.7 Устава принятие решения об отзыве кандидата - это компетенция конференции. В решении политсовета имеется ссылка на ст.10.6.27 Устава политической партии «Единая Россия», которая содержит в себе основания для отзыва зарегистрированных кандидатов в депутаты. Но в решении не приводится конкретных действий, что ему вменяется в вину.
Представитель заинтересованного лица председатель избирательной комиссии Костромского муниципального района Куликов В.Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления и пояснил, что комиссия не разделяет членов комиссии с правом совещательного голоса назначенными кандидатами на тот или иной статус. Андрианов В.Б. написал заявление на члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса Дмитриеву С.В. В данном случае они просто ставят назначенного кандидатом членом комиссии с правом совещательного голоса. И Дмитриева С.В. имела полномочие на представление интересов Андрианова В.Б. Он уведомил Андрианова В.Б. 2-го октября по телефону, что от политсовета пришел отзыв его с кандидата в депутаты, и что комиссия будет рассматривать вопрос о его исключении из кандидатов. Андрианов В.Б. сказал, что его не будет. И на комиссии 3.10.2010 года присутствовала и представляла интересы Андрианова В.Б. Дмитриева С.В. с правом совещательного голоса. Кроме того, она не могла представлять его интересы только после 4-го октября, когда состоялось кассационное рассмотрение дела об исключении его из кандидатов на должность главы Костромского муниципального района. Список кандидатов в избирательную комиссию был представлен политическим советом и указанные лица были зарегистрированы кандидатами в депутаты. При регистрации была указана статья устава и решение общего собрания. 02.10.2010 года политсовет принял решение об отзыве Андрианова В.Б., какие полномочия имеются у него по Уставу и что соответствует Кодексу. Им по Избирательному Кодексу предоставляется только решение политсовета. Выдвигает кандидатов в депутаты политсовет и отзывает политсовет согласно ст.75 Избирательного кодекса. По Избирательному Кодексу они обязаны известить о приятном решении исключенного кандидата, что они на следующий день после вынесения решения и сделали.
Согласно представленному отзыву председателя избирательной комиссии Костромского муниципального района Куликова В.Б. 02.10.2010 года в 11.00 часов в окружную избирательную комиссию было представлено решение Местного политического Совета Костромского местного отделения Всероссийской политической партии «Едина Россия» от 02.10.2010 года №16 об отзыве Андрианова В.Б. из кандидатов в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №5. Окружная избирательная комиссия в соответствии со ст.88, 152 Избирательного <адрес> утвердила постановление «Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № В.Б. Андрианова». Постановление в соответствии с Кодексом должно быть принято комиссией в течение суток. Андрианов В.Б. на комиссии не присутствовал. Его интересы представляла Дмитриева С.В. - член избирательной комиссии Костромского муниуципального района с правом совещательного голоса. Замечаний, претензий в адрес комиссии с ее стороны не было. Копия постановления Дмитриевой С.В. была передана по окончании заседания комиссии, ДД.ММ.ГГГГ Куликовым В.Б. была передана копия вышеуказанного постановления Андрианову В.Б.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле определением суда, <адрес> отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» заместитель секретаря политического Совета Рейх В.Г. возражал против удовлетворения заявления и пояснил, что политсовет решает все необходимые текущие вопросы партии. Секретарем политического Совета местного отделения является Солодов С.Л. Солодов С.Л. возложил на него полномочия по исполнению обязанностей секретаря политсовета в июле 2010 года. Солодов С.Л. присутствовал на заседании политического Совета ДД.ММ.ГГГГ при принятии решения об отзыве Андрианова В.Б. Поскольку обязанности секретаря политсовета были возложены на него, то он и провел заседание. Председатель исполкома Блохин Б.А. извещал Андрианова В.Б. о заседании политсовета. На что Андрианов В.Б. ответил. Что он занят и не придет. Не знает, о чем конкретно у них был разговор. И говорил ли Блохин Б.А. Андрианову В.Б. о повестке дня. Но, считает, что Андрианов В.Б. не мог не знать, о чем будет рассматриваться вопрос. Поскольку уже велись кулуарные разговоры и руководство партии высказывало недовольство действиями Андрианова В.Б. Знает, что с ним разговаривал член регионального политсовета. Председатель Регионального отделения Журавлев говорил, что это неправильно. На заседании комиссии рассматривался вопрос о возможности рассмотрения вопроса об отзыве и проведении заседания без участия Андрианова В.Б. Так как он был извещен, члены политсовета решили провести заседание без него. Из 15 человек политсовета присутствовало 11. Кворум был. Андрианов В.Б. был отозван из кандидатов в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района большинством голосов при 10 за и одном воздержавшемся. По пункту ДД.ММ.ГГГГ.2 устава партии за совершение действий, направленных на дискредитацию партии, противоречащих интересам партии и ее подразделений, несоблюдение партийной дисциплины. Поскольку из трех выдвинутых кандидатов на должность главы самоуправления Костромского муниципального района, среди которых не было Андрианова В.Б., Честнов С.М. набрал большинство голосов. И решением партии именно Честнова С.М. было решено выдвигать в кандидаты Главы самоуправления от партии «Единая Россия» И как член партии Честнов С.М. подал заявление на регистрацию его в кандидаты главы самоуправления. Потом другой член партии Андрианов В.Б. в нарушение решения партии собрал голоса и «самовыдвинулся» также в кандидаты главы самоуправления Костромского муниципального района. Такие действия идут вразрез с решением партии, противоречат ее интересам, наносят ей политический ущерб, дискредитируют ее. До заседания политсовета они консультировались с региональным отделением партии и на заседании присутствовала представитель регионального отделения партии Подгорнова И.Р. Это не указано в протоколе, так как данное необязательно. Признает, что в решении политсовета от ДД.ММ.ГГГГ № указана только общая статья нарушений, за которые могут отозвать кандидата ст.10.6.27. Когда он подписывал не обратил на это внимание, возможно, это упущение. Но Андрианов В.Б. отозван именно за данные нарушения. Он предлагал в самом решении указать основание отзыва, но политсовет решил не писать полной формулировки. Партия была недовольна действиями Андрианова В.Б. недовольство высказывалось. Обращением в суд об отмене регистрации Андрианова В.Б. кандидатом на должность главы Костромского муниципального района также было «высказано недовольство партии». Действия политсовета были согласованы с региональным отделением партии. Действительно при выдвижении кандидатов они согласовывают кандидатов с региональным отделением партии. А при отзыве кандидатов этого не требуется. Никакого общего собрания или конференции ДД.ММ.ГГГГ не было. Это была процедура выяснения мнения членов партии по предлагаемым кандидатом и определение их рейтинга. И решался вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты областной думы. Что касается самовыдвижения Солодова С.Л., то это было поручение партии, вызванное ее политическими соображениями.
Рассмотрев заявление, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) - одно из основных прав гражданина и важнейший элемент его правового статуса в демократическом обществе.
В реализации данного права существенную роль играют политические партии как основные коллективные участники избирательного процесса.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона «О политических партиях» № 95-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями и дополнениями - Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Согласно п.4 ст.3 названного Федерального закона основными целями деятельности политических партий являются формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов
В соответствии с п.1 ст.36 указанного закона Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
Условия, порядок выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты партией отзыва кандидатов, исключения кандидатов подробно регламентирован действующим избирательным законодательством.
В соответствии со ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Согласно ст.38 п.16 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Для исключений Федерации допущен к распределению депутатских мандатов (федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Для исключений Федерации»), а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом. На основании указанного решения без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которой переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона) в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, и регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии).
Указанный закон содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым возможны исключение кандидата из заверенного списка кандидатов избирательной комиссией при принятии ею решения о регистрации списка кандидатов (п.26 ст.38) аннулирование избирательной комиссией (п.п.1, 2, 3 ст.76) и отмена судом (п.9 ст76) регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов. К числу таких оснований относятся обстоятельства, исключающие участие гражданина в выборах в качестве кандидата либо связанные с нарушением им требований избирательного законодательства.
По этим же основаниям, а также по основаниям, предусмотренным уставом политической партии или иного избирательного объединения кандидаты, выдвинутые по одномандатному (многомандатному) избирательному округу могут быть отозваны избирательным объединением, а кандидаты, включенные избирательным объединением в список кандидатов и зарегистрированные избирательной комиссией исключены из этого списка.
В соответствии со ст.38 п.32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов. Кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Согласно подпункта «к» п.2 ст.21 Закона «О политических партиях» - Устав политической партии должен содержать положения, определяющие, основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов.
Аналогично согласно ст.73 <адрес> «Избирательный <адрес>» - Списки кандидатов в депутаты <адрес> Думы по областному избирательному округу выдвигаются политическими партиями, а в случаях, предусмотренных уставами политических партий, и их региональными отделениями списки кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования по муниципальному избирательному округу (если уставом муниципального образования предусмотрено замещение депутатских мандатов представительного органа по пропорциональной избирательной системе) выдвигаются избирательными объединениями. <адрес> списка кандидатов, муниципального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия уведомляется в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Также в соответствии с ч.ч.1, 2 ст.75 Избирательного <адрес> - Выдвижение списков кандидатов в депутаты по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, списков кандидатов по областному избирательному округу, списков кандидатов по муниципальному избирательному округу, кандидатов на должность главы муниципального образования политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях»: политической партией - на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации; региональным отделением политической партии - на конференции или общем собрании регионального отделения политической партии; иным структурным подразделением политической партии - общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения.
В соответствии с ч.15 Избирательного <адрес> - После представления списка кандидатов, выдвинутых по областному избирательному округу, по муниципальному избирательному округу, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в состав списков кандидатов и в порядок размещения в них кандидатов не могут быть внесены изменения, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов либо по их личным заявлениям, либо в связи с отзывом кандидатов избирательным объединением, либо в связи со смертью кандидата, либо в связи с вынуждающими обстоятельствами, либо в связи с исключением кандидата из списка кандидатов решением избирательной комиссии.
В соответствии с ч.3 ст.88 Избирательного <адрес> - Избирательное объединение (орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов) в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого по единому избирательному округу, по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, список кандидатов, выдвинутый по областному избирательному округу, муниципальному избирательному округу, исключить некоторых кандидатов из списка кандидатов, в порядке, предусмотренном уставом избирательного объединения. Кандидат в депутаты, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за пять дней до дня голосования,
В соответствии с ч.3 ст.88 Избирательного <адрес> - На основании полученного заявления (решения избирательного объединения либо органа избирательного объединения) избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, в течение суток аннулирует регистрацию кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из соответствующего списка кандидатов, о чем незамедлительно уведомляет лицо, в отношении которого принято это решение, и выдает ему копию указанного решения.
В соответствии с ч.2 ст.152 Избирательного <адрес> - Регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата, списка кандидатов, представленных в избирательную комиссию в соответствии с частями первой-третьей статьи 88 настоящего Кодекса, а также в связи со смертью кандидата.
Итак, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что политическая партия в соответствии с федеральным законом и (или) со своим уставом вправе исключить отдельных кандидатов из выдвинутого ею списка кандидатов, зарегистрированного избирательной комиссией (что предусмотрено и в Избирательном кодексе <адрес>).
Согласно представленным материалам и фактическим обстоятельствам дела, которые сторонами признаются, судом установлено следующее.
Решением Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были назначены выборы депутатов Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> четвертого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением политического совета <адрес> местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьями 73, 75 Избирательного <адрес> статьей ДД.ММ.ГГГГ.1. Устава ВВП «Единая Россия» был выдвинут список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатным округам в количестве 16 кандидатов в установленном порядке размещения в нем кандидатов согласно приложению. В списке кандидатов депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> четвертого созыва, выдвинутого <адрес> местным отделением ВВП «Единая Россия» по одномандатным избирательным округам Приложения № по одномандатному округу № состоит Андрианова В.Б..
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Политического совета <адрес> местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» в соответствии со ст.14.7.14.1. Устава партии и решения общего собрания <адрес> местного отделения ВВП «Единая Россия» от ДД.ММ.ГГГГ решено выдвинуть кандидатов в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> согласно приложению.
Постановлением Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № был заверен список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> четвертого созыва, выдвинутых местным отделением Политической партии «Единая Россия» по одномандатным избирательным округам в количестве 16 человек. Было постановлено направить копию заверенного списка по одномандатным избирательным округам, соответствующим окружным избирательным комиссиям.
Постановлением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № Андрианов В.Б. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № и было постановлено выдать удостоверение кандидата в депутаты.
Решением политического совета <адрес> Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии со ст.88 Избирательного <адрес>, ст.ст.10.6.27., 14.8.3. Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» Андрианов В.Б. был отозван из кандидатов в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Постановлением Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № «Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № В.Б. Андрианова» на основании решения политического <адрес> местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от ДД.ММ.ГГГГ №, ст.ст. 88, 152 Избирательного <адрес> была аннулирована регистрация Андрианова В.Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №, было аннулировано удостоверение зарегистрированного кандидата по одномандатному избирательному округу № В.Б. Андрианова, признано утратившим силу постановление окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации В.Б. Андрианова кандидатом в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района <адрес> четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Судом проверены полномочия органа избирательного объединения, принявшего решение от отзыве кандидата, соблюдение этим органом принятия решения, а также наличие оснований для принятия такого решения.
Помимо пояснений заинтересованных лиц о процедуре выдвижения кандидатов, отзыва, конкретно о заседании политсовета ДД.ММ.ГГГГ суду пояснили свидетели.
Так, допрошенный в качестве свидетеля руководитель Местного исполнительного комитета <адрес> местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Блохин Б.А. показал суду, что на нем, как на руководителе местного исполкома лежит организация по подготовке кандидатур кандидатов в различные выборные органы власти. Также он является членом политического совета местного объединения партии. Непосредственно выдвигает кандидатов в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Местный политический совет, опираясь на мнение политического отделения. Для этого выносят кандидатуры на обсуждение, чтобы услышать мнение партийной организации и определить рейтинг кандидатов, что не всегда совпадает. К исключительной компетенции местного политического совета согласно ст. ДД.ММ.ГГГГ.1. Устава относится выдвижение кандидатов по согласованию с региональным отделением. Отзывает депутатов тоже местный политический совет без согласования, что предусмотрено ст.14.8.3 Устава. Местный политический совет состоит из 15 человек. Которые находятся в ограниченном пространстве и постоянно общаются между собой. Неоднократно членами политсовета между собой обсуждались действия Андрианова В.Б., выдвинувшего свою кандидатуру вопреки решению партии в кандидаты на должность главы местного самоуправления. Они с Андриановым В.Б. часто встречались и он неоднократно тому, чтобы тот прекратил свою деятельность. Предупреждал, что того за его действия могут исключить из партии и отозвать из кандидатов. Перед заседанием политсовета он лично уведомил Андрианова В.Б. по телефону, что в 9 часов ДД.ММ.ГГГГ состоится заседание политсовета по вопросу нарушения им партийной дисциплины, и что он обязан явиться, что будет решаться вопрос об отзыве. Нарушение состоит в том, что при голосовании по выдвижению кандидатов на должность главы района наибольший рейтинг голосов набрал Честнов С.М., которого партия и выдвинула кандидатом на должность главы <адрес>, а Андрианов В.Б. выдвинулся сам на эту же должность. Чем причинил партии политический ущерб. Нет уверенности, какой бы был результат по выборам главы. И в случае победы Андрианов В.Б., Андрианов В.Б. должен был бы делать выбор и может быть вступил бы в другую партию. А партия не должна работать на другую партию. Они борются за каждый голос и заинтересованы в избрании выдвинутого ими кандидата. Было бы еще не так страшно, если бы Андрианов В.Б. просто зарегистрировался и все. Но он навязал борьбу их кандидату, члену свей же партии. И получилось, что их член партии борется против них же. Андрианов В.Б. выдвинулся после выдвижения на эту же должность другого члена партии Солодова С.Л. Солодов С.Л. выдвинулся в помощь Честнову С.Н. Солодов С.Л. ведет себя тихо и сам снимет свою кандидатуру. И пусть бы даже когда Андрианов В.Б. выдвинулся и все. Партия к этому сначала отнеслась без настороженности. Но он в определенный момент развернул активную борьбу с Честновым С.М., в том числе на встречах с избирателями. 1,5 недели партия не реагировала. Думали, что это «игры». Потом Андрианова В.Б. стали уговаривать прекратить эту деятельность. Разговаривал и он, и глава района. Но Андрианов В.Б. говорил, что его поддерживают, руководство и главы поселений. Но лично он этому не верит. Поскольку партия свое мнение высказала, а главы поселений ничего не решают, решают избиратели. После чего стали решать, что надо снять Андрианова В.Б. с выборов. И ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание политсовета по вопросу Андрианова В.Б. на заседании присутствовала заместитель руководителя исполкома регионального отделения партии Подгорнова И.Р., которая выступила, рассказав, что включает в себя нарушения и какие меры могут быть приняты.И политсовет пришел к выводу, что за такие нарушения нужно исключить Андрианова В.Б. из кандидатов в депутаты. Такое же мнение и регионального отделения партии.
Допрошенная в качестве свидетеля заместитель руководителя регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Подгорнова И.Р. показала суду, что она как работник регионального отделения курирует вопросы партийного строительства. Она присутствовала на заседании местного политического совета и пояснила, какие меры согласно Устава партии можно предпринять к Андрианову В.Б. Процедура отзыва депутата такова. Если местное отделение выдвинуло кандидатов, то оно и отзывает. Андрианов В.Б. был отозван на основании ст.ст. ДД.ММ.ГГГГ.1, ДД.ММ.ГГГГ.2 Устава. Так как, если партия приняла решение, то оно должно выполняться всеми членами партии. До решения могут высказываться различные мнения и идти споры. Но после решение должно выполняться. Партия до выдвижения кандидатов организует рейтинговое голосование и проводится рейтинг голосов. Как было и в случае выдвижения кандидата на главу района. Выдвигается кандидатура местным политическим советом. Предложенные кандидатуры обсуждаются и согласовываются. Решение политсовета представляется в избирательную комиссию. На главу Костромского муниципального района партией был выдвинут Честнов С.М. И Андрианов В.Б. не мог себя выдвигать. При этом Андрианов В.Б. развернул активную борьбу. Стал порочить кандидата, который был выдвинут партией. Знает, что Журавлев разговаривал с Андриановым В.Б., чтобы тот прекратил свою деятельность. Солодову С.Л. предложено снять свою кандидатуру, и он согласился. Андрианов В.Б. пошел на внутрипартийную борьбу, дискредитацию местного отделения партии, самой партии, нанес политический ущерб, поскольку внутрипартийные распри приводят избирателя к мыслям, что в партии не все благополучно, ненормально отнесся к решению вышестоящего органа, не выполнил решение партии. Внутрифракционная борьба самая опасная, чего партии не надо. А Андрианов В.Б. привел партию к внутренним распрям. И обосновано было принято решение об отзыве его из кандидатов в депутаты. Что касается собрания от ДД.ММ.ГГГГ, то никакой конференции не было. Это было собрание актива. Есть четкие условия для созыва конференции. Конференция может быть созвана для выдвижения кандидатов, когда не может выдвинуть политсовет. В партии принято положение о проведении праймериза для определения рейтинга кандидатур кандидатов. Проводится рейтинговое тайное голосование. Оно может проводиться различными путями. В данном случае ДД.ММ.ГГГГ это было проведено в форме собрания. Итоги рейтингового голосования и данного собрания не могут быть обязательны. Могут учитываться при решении вопроса о выборе кандидатур в кандидаты.
Итак, согласно положений закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст.ст. 2, 38) Политическому <адрес> Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», как избирательному объединению структурного подразделения политической партии дано право принимать решение о выдвижении кандидатов, равно как отозвать кандидата и в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения.
Как указано в п. 6.1. Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» Согласно п.6.1 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия», утвержденному на І Съезде Партии с изменениями и дополнениями, внесенными на ІІ Съезде ДД.ММ.ГГГГ, ІІІ Съезде ДД.ММ.ГГГГ, ІV Съезде ДД.ММ.ГГГГ, V Съезде ДД.ММ.ГГГГ, VІ Съезде ДД.ММ.ГГГГ, VІІІ Съезде ДД.ММ.ГГГГ (первый этап) и ДД.ММ.ГГГГ (второй этап), ІХ Съезде ДД.ММ.ГГГГ, Х Съезде ДД.ММ.ГГГГ Всероссийской политической партии «Единая Россия» - Структуру партии составляют региональные, местные и первичные отделения партии. Согласно п.6.3. - местные отделения создаются в пределах территории одного муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения, входящих в состав одного субъекта Российской федерации. Согласно п.6.7. - Региональные местные и первичные отделения являются структурными подразделениями партии и действуют на основании настоящего устава.
Согласно п.14.1 Устава Партии местное отделение является структурным подразделением Партии и осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего муниципального образования: муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения, входящих в состав одного субъекта РФ.
Согласно п.14.3 Устава Партии руководство местным отделением Партии осуществляют руководящие органы местного отделения - Конференция (Общее собрание) местного отделения, Местный политический совет.
Согласно п.14.7.1 Устава местный политический совет является постоянно действующим коллегиальным политическим руководящим органом местного отделения Партии.
При этом, согласно п.14.7.14.1 Устава Партии Местный политический совет выдвигает тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленном п.13.9.10.14 Устава, кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления, в том числе на выборные должности глав муниципальных образований административных центров субъектов РФ, за исключением органов местного самоуправления муниципальных образований административных центров соответствующих субъектов РФ при наличии в этом административном центре нескольких отделений Партии.
И Решением политического совета Костромского районного местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 18 августа 2010 года был выдвинут список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатным округам, где в числе других, где по одномандатному округу № был выдвинут Андрианов В.Б..
Ни федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни устав партии не предусматривают никакого решения общего собрания, или конференции для выдвижения кандидатов.
Действительно, в выписке из протокола № 12 от 18 августа 2010 года заседания Политического совета Костромского районного местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» имеется ссылка на решение общего собрания Костромского районного местного отделения ВВП «Единая Россия» от 18.06.2010 года.
Но данное суд не находит основополагающим, обязательным и решающим при выдвижении кандидатов в депутаты.
Во-первых, как указано выше, это не предусмотрено законом.
Во-вторых, из представленного суду протокола от 18.06.2010 года не следует, что именно решение по данному собранию является основанием для выдвижения кандидатов. Данный протокол от 18.06.2010 года №1 обозначен, опять же, как протокол заседания Местного политического совета Костромского районного местного отделения ВПП «Единая Россия» (где присутствовал Андрианов В.Б. и оглашал результаты голосования), на котором были оглашены результаты внутрипартийного голосования в первичных отделениях партии и который утвердил протокол Счетной комиссии предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты Костромской областной Думы и решил направить протокол заседания с результатами голосования по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами. Судя по протоколу № 2 от 18.06.2010 года заседания счетной комиссии было голосование по определению кандидатур. При этом определялись голоса за ту или иную кандидатуру и определен рейтинг. Что соответствует рейтинговому голосованию. Имелся ли еще какой-либо протокол (хотя стороны об этом не поясняют) суду не представлено. Андрианов В.Б., бывший руководитель исполкома, поясняет, что все документы должны находиться у действующего руководителя исполкома Блохина Б.А. Блохин Б.А. утверждает, что Андрианов В.Б. ему дела не сдавал.
Но в любом случае данное решение заседания политсовета или общего собрания, проведенное за месяц до объявления выборов как такового решения о выдвижении кандидатов не принимало. Данное решение было принято после объявления выборов политическим советом 18.08.2010 года. Предварительное рейтинговое общее собрание и является именно предварительным, рейтинговым. Ссылка на него не запрещена и допустима, что не меняет принципов и установленных законом требований для выдвижения кандидатов в депутаты.
Необоснованны доводы заявителя и его представителя, что принятие решения от отзыве кандидата на основании п.14.6.7. Устава отнесено к исключительной компетенции конференции.
В своих пояснениях представитель заявителя прямо указывает, что к компетенции Конференции (общего собрания) относится принятие решения об отзыве кандидата, выдвинутого по единому избирательному округу Конференцией местного отделения партии.
Пункт 14.6.7. Устава гласит к компетенции Конференции (общего собрания) относится принятие решения об отзыве кандидата, выдвинутого по единому избирательному округу Конференцией Местного отделения партии.
Статья 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.2002 года в п.31 дает понятие единого избирательного округа, как избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы и отдельно в п.33 понятие одномандатного избирательного округа - избирательный округ, в котором избирается один депутат.
В отношении Андрианова В.Б. не только никогда конференции или общего собрания по выдвижению его в депутаты не проводилось (анализ чего приведен выше), но он никогда и не выдвигался депутатом по единому избирательному округу. (хотя даже и по единому избирательному округу местному политическому совету согласно п.14.7.14.4 дано право отзывать кандидата в депутаты).
Вышеприведенные положения Федерального закона «О политических партиях» во взаимосвязи с другими его положениями о правомочиях политической партии по принятию собственной программы и устава означают, что политическая партия вправе и обязана самостоятельно определять условия, при которых граждане могут стать ее членами, а также участвовать в ее деятельности, в том числе в качестве кандидатов в составе списка кандидатов на выборах.
Граждане, реализуя свое активное избирательное право, голосуют не только за конкретных кандидатов, внесенных в список, выдвинутый избирательным объединением - политической партией, а по существу, отдают голоса за соответствующую политическую партию, ее политический курс и предвыборную программу. Из этого следует, что право политической партии как избирательного объединения выдвигать список кандидатов в депутаты предполагает и возможность самостоятельно (в установленных законом пределах) вносить изменения в этот список путем исключения из него отдельных кандидатов, в том числе не по вынуждающим обстоятельствам.
При этом в отношении кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатному (многомандатному) избирательному кругу, подпунктом «к» пункта 2 ст. 21 Федерального закона «О политических партиях» и пунктом 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» политической партии предоставлено право отозвать своих кандидатов не только по основаниям, предусмотренным федеральным законом, но и по основаниям, предусмотренным уставом политической партии.
Помимо приведенных положений закона, согласно Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» п.14.8.3. - Местный политический Совет исключает кандидатов из списка кандидатов выдвинутого местным отделением партии, заверенного (зарегистрированного) избирательной комиссией соответствующего уровня, отзывает кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, выдвинутых местным отделением Партии по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, по основаниям, предусмотренным п.10.6.27 настоящего Устава.
Согласно п.10.6.27. Устава Партии основаниями для отзыва, исключения кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности являются:
п.10.6.27.1. нарушения кандидатом требований избирательного законодательства, Устава Партии, невыполнение решений руководящих органов Партии и ее структурных подразделений;
п.10.6.27.2. совершение кандидатом действий, направленных на дискредитацию Партии, противоречащих интересам Партии, наносящих ей политический ущерб;
п.10.6.27.3. согласие кандидата на выдвижение его и (или) на включение в список другой политической партии;
п.10.6.27.4. непредставление кандидатом необходимых документов и сведений для выдвижения, заверения, регистрации кандидата (списка кандидатов) в установленные сроки или представление их в ненадлежащем виде;
п.10.6.27.5. личное письменное заявление кандидата;
п.10.6.27.6. тяжелая болезнь или стойкое расстройство здоровья кандидата;
п.10.6.27.7. признание кандидата судом недееспособным;
п.10.6.27.8. вступление в отношении кандидата в законную силу приговора суда.
В решении политического совета Костромского районного Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 02.10.2010 года № 16 указано, что соответствии со ст.88 Избирательного Кодекса Костромской области, ст.ст.10.6.27, 14.8.3 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» Андрианов В.Б. отзывается из кандидатов в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.
В данном решении ссылка дана на общий пункт, предусматривающий все основания. Данное не является серьезным нарушением и устранимо.
Совершенно очевидно, что пункты 10.6.27.3. - 10.6.27.8. не относятся к Андрианову В.Б., что все и поясняют.
И хотя Андрианов В.Б. и его представитель указывают, что непонятно, что Андрианову В.Б. вменяется в вину и не приводится конкретных действий, послужившим отзыву, все же пункты с 3 по 8 Андрианов В.Б. в отношении себя обоснованно исключает.
Из чего уже можно сделать вывод, что отзыв произошел по снованиям, предусмотренным п.10.6.27.1. и (или) п. 10.6.27.2.
Оставшиеся пункты 10.6.27.1. и 10.6.27.2. это нарушения кандидатом требований избирательного законодательства, Устава Партии, невыполнение решений руководящих органов Партии и ее структурных подразделений и совершение кандидатом действий, направленных на дискредитацию Партии, противоречащих интересам Партии, наносящих ей политический ущерб.
Именно данные основания как пояснили представитель заинтересованного лица Костромского районного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» заместитель секретаря политического Совета Рейх В.Г., свидетели Блохин Б.А. и Подгорнова И.Р., занимающие должностные посты члены партии, оба принимавшие участие в заседание политического совет 02.10.2010 года.
Но, более того, как следует из указанного решения, судя только по наличию резолютивной части, это выписка из протокола заседания. Согласно протоколу заседания политического совета Костромского районного Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 02.10.2010 года, представленному избирательной комиссии в полном тексте решения политического совета указано: «Отозвать Андрианова В.Б. из кандидатов в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области по одномандатному избирательному округу № 5, выдвинутого ранее Местным политическим советом Костромского районного Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» и зарегистрированного избирательной комиссией Костромского муниципального района за нарушение Андриановым В.Б. требований устава партии, невыполнение решений руководящих Органов партии, совершение действий, направленных на дискредитацию Партии, противоречащих интересам партии.
Что и соответствует пунктам 10.6.27.1., 10.6.27.2. Устава.
Сам Андрианов В.Б. не считает, что он допустил какие либо дискредитирующие действия или нарушил Устав или не выполнил решение партии.
При этом как следует и на что все указывают, и что не оспаривает Андрианов В.Б., оговаривая, что он имеет право сам выдвигать свою кандидатуры на должность главы района, данные инкриминируемые Андрианову В.Б. действия непосредственно связаны и следуют из самовыдвижения Андрианова В.Б. на должность главы Костромского муниципального района.
Согласно материалам гражданского дела № 2-706/2010г. по заявлению Честнова С.М. о признании незаконным решения избирательной комиссии Костромского муниципального района Костромской области от 07.09.2010 года «О регистрации В.Б. Андрианова кандидатом на должность главы Костромского муниципального района Костромской области» и что подтверждают все участники процесса Честнов С.М., выдвинутый Костромским районным местным отделением Политической партии «Единая Россия», постановлением Избирательной комиссии Костромского муниципального района от 28.08.2010 года был зарегистрирован кандидатом на должность главы Костромского муниципального района. Постановлением Избирательной комиссии Костромского муниципального района от 07.09.2010 года Андрианов В.Б. в порядке самовыдвижения был зарегистрирован кандидатом на должность главы Костромского муниципального района.
То, что Костромским районным местным отделением политической партии «Единая Россия» кандидатом на должность главы Костромского муниципального района был выдвинут именно и только Честнов С.М. также никем не оспаривается. Андрианов В.Б. знал о принятом решении, судя по всему сам принимал участие в принятии данного решения.
Партия, выдвигая конкретного кандидата, рассчитывает на победу в выборах и занятие данной должности выдвинутым ею кандидатом. Андрианов Б.В., будучи членом этой же партии, и более того, членом политсовета, зная о принятом решении партии, самовыдвигается на эту же должность, тем самым не выполняет решение партии, однозначно постановившей кому баллотироваться на данную выборную должность. Что при таких фактических обстоятельствах не требует обоснований.
Суд находит обоснованными и убедительными доводы представителей партии, что, выдвинув свою кандидатуру и проводя активную избирательную кампанию Андрианов В.Б. в силу того, что его противником на выборах является его однопартиец своими действиями порождал внутрипартийную борьбу, и что в случае победы в тех или иных выборах могло повлечь и внутрифракционную борьбу. Суд полагает возможным, что при таких выборах, когда борются два кандидата одной партии и за одно место, и при этом очевидно, не всегда корректно, у избирателей может сложиться неблагоприятное мнение о партии, что дискредитирует партию, может привести к потере части голосов избирателей или при их распределении между кандидатами одной партии, не дающим право на победу при первом туре. Что само по себе и все вместе противоречит интересам партии и наносит ей политический ущерб.
Доводы Андрианова В.Б. о том, что имеет право выдвигаться кандидатом и на должность главы района, в свете соблюдения партийной дисциплины, не могут быть приняты во внимание. Права самовыдвигаться Андрианова В.Б. никто не лишал, что он и сделал. Однако, данное решение Андрианова В.Б. неизбежно влекло нарушение партийной дисциплины. В чем он не мог не отдавать себе отчет. Причем партия и не запрещала ему участвовать и таким образом в выборах, но имела право и, скорее всего, когда целями партии являются формирование общественного мнения, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов, должна была, отреагировать на возникающие с этим последствия. Андрианов В.Б. решил участвовать в выборах главы Костромского муниципального района, но это не исключает применение партией мер, предусмотренных уставом.
Также суд не может принять во внимание доводы, что другой член партии Солодов С.Л. также раньше Андрианова В.Б. выдвинул свою кандидатуру на должность главы района. Поскольку предметом данного судебного разбирательства являются основания отзыва Андринова В.Б., а не действия Солодова С.Л. Также, членами партии приведены убедительные доводы и причины, по которым пока к Солодову С.Л. никаких мер не принимается. Кроме того, как ясно по пояснениям участников процесса, возражений против чего Андрианов В.Б. не высказал, методы и способы участия в выборах на данную должность у Андрианова В.Б. и Солодова С.Л. различны. Что в случае с Андриановым В.Б. не устраивает партию.
Суд находит, что у партии имелись достаточные основания, предусмотренные Уставом для отзыва Андрианоа В.Б. из кандидатов депутаты. Что и было решено на заседании политического совета Костромского районного Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» 02.10.2010 года.
В соответствии п.14.7.4. Устава Партии заседания Местного политического совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседания Местного политического совета созываются Секретарем, а в его отсутствие - заместителем Секретаря Местного политического совета по его письменному поручению. Заседание Местного политического совета считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов. На заседаниях Местного политического совета могут присутствовать Руководитель Местного исполнительного комитета и его заместители, члены МКРК.
Согласно п.14.7.1 Устава Партии решения принимаются большинством голосов зарегистрированных на заседании членов Местного политического совета (за исключением случаев, установленных настоящим Уставом) при наличии кворума. Форма голосования определяется Местным политическим советом.
Как видно из решения и протокола заседания политического совета Костромского районного Местного отделения от 02.10.2010 года решение принято большинством голосов при необходимом кворуме 11 человек из 15 членов действующих членов политсовета. По данным основаниям решение и не оспаривается.
Доводом незаконности и неправомочности заседания и вынесенного решения вдвигается. Что при присутствовавшем на заседании секретаре политсовета вел заседание и подписывал решение заместитель секретаря.
Согласно п.14.7.3 Устава Партии местный политический совет избирает из своего состава Секретаря и заместителей Секретаря Местного политического совета на срок полномочий Местного политического совета открытым голосованием большинством голосов от числа членов Местного политического совета, зарегистрированных на заседании Местного политического совета, при наличии кворума.
Пункт 14.9.3. указывает, что секретарь Местного политического Совета председательствует на заседаниях Местного политического Совета.
Данный пункт Устава в свет всех положений устава ограничительному толкованию не подлежит. Данное полномочие секретаря не является неотчуждаемым и вовсе не исключает ведение собрания иным лицом, даже не заместителем. Запрета в уставе не имеется.
В Уставе в п.14.10. в тоже время предусмотрено, что во время отсутствия Секретаря Местного политического Совета по его письменному поручению или по решению регионального политического совета либо Президиума Генерального совета партии.
Суду представлено распоряжение секретаря Местного политического Совета Костромского районного местного отделения от 28.07.2010 года, что в соответствии со ст.14.10 Устава он поручает с 29.07.2010 года исполнять обязанности секретаря местного политического совета заместителю секретаря Рейху В.Г.
Который и проводил заседание 02.10.2010 года и подписывал внесенное решение от отзыве Андрианова В.Б.
При этом п.14.10. не указывает конкретные случаи отсутствия секретаря, что не дает оснований однозначно считать, что это должно быть именно физическое отсутствие. В своем распоряжении о поручении исполнения обязанностей заместителем секретаря, секретарь политсовета в качестве причин возложения обязанностей указал убытие на пенсию и невозможность исполнять обязанности секретаря. Что можно расценивать как отсутствие именно секретаря, как должностного лица. Иначе до избрания иного секретаря политсовет оставался бы без руководства, чего быть не может.
Кроме того, заседание проходило при участии 11 человек из 15 членов политсовета, на котором присутствовал и секретарь. Правомочный орган и сам присутствовавший секретарь, наделенный полномочиями поручения своих обязанностей заместителю возражений против ведения заседания заместителем не высказывали, выразив свое согласие, что они правомочны решать.
Далее, что касается извещения Андрианова В.Б. о заседании политсовета, то он был надлежащим образом извещен, что сам и не отрицает, но отказался принимать участие в заседании.
Член политсовета Блохин Б.А. утверждает, что он сообщил о повестке дня Андрианову В.Б. Суду также представлен акт об оповещении Андрианова В.Б. о заседании Местного политического Совета Блохиным Б.А. и Смирновой О.Г. и сообщении ему повестки дня. У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля и представленному акту.
Кроме того, Устав партии «Единая Россия» не предусматривает ни способов оповещения, не предписывает обязательного указания повестки дня, ни обязательного участия кандидата в депутаты, при решении вопроса об отзыве его из кандидатов.
Что не может иметь существенного юридического значения.
Таким образом, решение Местного политического Совета Костромского районного местного отделения от 02.10.2010 года принято полномочным избирательным органом с соблюдением процедуры и порядка принятия решения.
Данное решение и протокол заседания политсовета от 02.10.2010, где указаны основания отзыва Андрианова В.Б., что давал избирательной комиссии учесть имеются ли основания для отзыва депутата, 02.10.2010 года направлены в избирательную комиссию Костромского муниципального района Костромской области.
Председателем избирательной комиссии Костромского муниципального района Андрианов В.Б. поставлен в известность о рассмотрении комиссией 03.10.2010 года вопроса о его исключении в связи с поступившим из избирательного объединения отзыва, что Андрианов В.Б. не оспаривает.
И 03.10.2010 года вынесено постановление избирательной комиссии об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Андрианова В.Б.
04.10.2010 года постановление избирательной комиссии вручено Андрианову. В.Б.
Суд ввиду отсутствия заявления Андрианова В.Б. не имеет возможности оценить, имела ли полномочия Дмитриева С.В. представлять его интересы, как назначенная членом избирательной комиссии кандидатом на должность главы местного самоуправления, а не кандидатом в депутаты Собрания депутатов. Но поскольку Андрианов В.Б. не присутствовал, то представление его интересов членом избирательной комиссии путь и назначенной кандидатом на должность главы местного самоуправления не может ущемлять его прав.
Решение избирательной комиссии вынесено в соответствии с требованиями закона, Избирательного Кодекса Костромской области, в установленные сроки, права и законные интересы кандидат соблюдены, нарушений процедуры не имеется.
А потому, суд находит внесенное постановление Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 от 03.10.2010 года № 4 «Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №5 В.Б. Андрианова» законными и обоснованными, и не подлежащими отмене, приходя к выводу от отказе в удовлетворении требований заявителя Андрианова В.Б.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198, 260-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Андрианова В.Б. о признании постановления Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 от 03.10.20010 года № 4 «Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №5 В.Б. Андрианова» незаконным и об его отмене отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 5 дней в Костромской областной суд через районный суд с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Добровольская Т.В.