Дело № 2-433/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома 17 июня 2010 года
Костромской районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Добровольской Т.В.,
при секретаре Левиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омельченко В.А. к администрации Костромского муниципального района об обязании выдать схему расположения на кадастровом плане, предоставлении земельного участка собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Омельченко В.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1956,5 кв.м, по адресу: <адрес>
На данном земельном участке по данному адресу: <адрес> расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, общей площадью 91,2 кв.м, инв. №, лит.А, а.
Омельченко В.А. обратился в суд с иском к администрации Костромского муниципального района, администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района, Территориальному отделу №1 Управления Роснедвижимости по Костромской области о признании права собственности на земельный участок, расположенный в д. <адрес> «на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности баня, сарай, колодец, просит также обязать Территориальный отдел №1 Управления Роснедвижимости по Костромской области поставить данный земельный участок на кадастровый учет. Обосновывая свои требования тем, что он является собственником жилого <адрес> о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права. Согласно акта приемки в эксплуатацию жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ и технического паспорта на жилой дом в состав объекта кроме основного строения входят баня, колодец и два сарая. Дом с постройками возведены на земельном участке, предоставленном ему в собственность, о чем ДД.ММ.ГГГГ ему выдано свидетельство №, где указана площадь 0,15 га. Фактически он использует земельный участок более 0,15 га. Согласно составленному плану на его земельный участок, площадь участка составляет 1956,5 кв.м. В эту площадь не включена территория, на которой расположена баня, колодец и сарай и, которая в первоначальном свидетельстве отмечена как занятая деревьями. ДД.ММ.ГГГГ специалистом-землеустроителем составлен акт установления и согласования границ его земельного участка, где также указана площадь участка, не соответствующая фактически им используемой. Постановлением Главы Кузьмищенского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в свидетельство на право собственности на землю, выданное на его имя ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок 0,15 га, а именно увеличена площадь земельного участка до 1956,5 кв.м., но не до фактически им используемой около 30 соток. Его право собственности на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано соответствующее свидетельство, в котором площадь земельного участка указана в размере 1956,5 кв.м. При этом в кадастром плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, представляющемся на государственную регистрацию права, указано, что площадь участка ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, направленном главе Кузьмищенского поселения указал, что в соответствии с Земельным Кодексом граждане, имеющие в собственности здания, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом с учетом фактического землепользования, и просил в целях обеспечения его права нормального пользования баней, колодцем и сараем, входящими в состав домовладения, обеспечить формирование границ принадлежащего ему земельного участка и включить в общую площадь территории, на которой расположены баня, колодец и сарай. На что тот, в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, указав, что правоустанавливающих документов в администрацию представлено не было, что на самовольно захваченном им земельном участке на территории березовой рощи, расположенной через дорогу напротив фасада его дома не имеется зданий, строений и сооружений, находящихся в его собственности, и что ему надлежит освободить незаконно занятый земельный участок. Данный ответ считает лживым, так как акт приемки в эксплуатацию жилого дома утвержден главой администрации лично, а предоставление земельного участка с включением в его границы так называемой Березовой рощи подтверждаются свидетельством о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в территориальный отдел № 1 Управления Роснедвижимости по Костромской области с заявление о постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположены баня сарай, колодец. На что ему, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что для получении кадастрового паспорта ему необходимо представить документ, удостоверяющий право собственности (аренды) на земельный участок с приложением плана. ДД.ММ.ГГГГ он обратился на имя главы администрации Костромского района и главы Кузьмищенского сельского поселения о предоставлении ему в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 0,1 га, где начиная с ДД.ММ.ГГГГ года расположены пасека, помещения для зимнего содержания пчел, колодец, баня.ДД.ММ.ГГГГ года данное заявление ему было возвращено с резолюцией главы Кузьмищенского сельского поселения, где указано, что данный земельный участок относится к землям общего пользования. Считает, что отказ в предоставлении ему в собственность земельного участка, которым он пользуется с ДД.ММ.ГГГГ года в границах сложившегося землепользования не соответствует ст. 36 земельного Кодекса.
Впоследствии Омельченко В.А. неоднократно уточнял свои исковые требования, несколько меняя основания и требования.
Окончательно, адресовав свои исковые требования к администрации Костромского муниципального района, по вышеуказанным основаниям просит обязать администрацию Костромского муниципального района выдать ему схему расположения на кадастровом паспорте или кадастровой карте <адрес> ориентировочной площадью 0,1 га, на котором расположены баня, сарай и колодец, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка предоставить ему на основании договора купли-продажи в собственность указанный земельный участок.
В судебном заседании истец Омельченко В.А. поддержал свои исковые требования в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ году он обратился с просьбой к директору совхоза «<данные изъяты>» выделить ему земельный участок для выращивания овощей и разведения пчел и написал заявление. На что через неделю ему сообщили, что решением правления ему выделен участок. Он с землемером приехал на участок, который все замерил, забил колышки, и сказал ему, чтобы он пользовался земельным участком. Это был пустырь на краю поля, свалка, которую он разобрал. Он разработал землю под картошку, поставил все для пчел. До ДД.ММ.ГГГГ года он пользовался земельным участком, когда услышал, что эти пустыри передают в сельский совет. Он написал заявление в сельский совет, чтоб узаконили землю и разрешили строительство на ней. Разрешение на строительство он получил. Построил дом и живет в нем. Три года назад он узнал, что, как оказывается, половина участка находится у него незаконно. Хотя березовую рощу на 90 процентов посадил он. То, что глава сельской администрации пишет, что это территория общего пользования - чистейшая неправда, ей никто не пользуется. Если бы он знал, что эта земля не его, он бы с женой не копал там колодец. Ему дали разрешение на строительство бани, колодца, пасеки, разрешение на пользование недрами. Подтверждает, что мимо него по фасаду дома и земельного участка проходит дорога. Он претендует на земельный участок через дорогу. Это не его подпись на приложении к акту согласования границ землевладений и землепользователей населенного пункта <адрес>. Это подделка. До ДД.ММ.ГГГГ года земли были в распоряжении колхоза. Потом их передали в сельский совет. Он пришел в сельсовет и написал заявление о выделении ему земельного участка. Почему выделили ему другой земельный участок, а не тот который он сейчас просит, не может ответить. Когда пришли замерять границы принадлежащего ему земельного участка, он не проконтролировал и ушел в дом, пока землеустроители замеряли. И они замерили не то, что нужно, не включив требуемый им участок. Это он посадил 80-90% берез, липу и ольху для пчел на этом земельном участке.
Представитель истца Омельченко В.А. по доверенности Жаров Н.Б. в судебном заседании поддержал исковые требования своего доверителя, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Козлов С.Л. утвердил акт приема в эксплуатацию жилого деревянного дома, где в состав домовладения включены, в том числе, баня, сарай, колодец. Акт утвержден постановлением главы администрации Кузьмищенского сельского поселения. Когда производилось уточнение границ земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ году, которым пользуется Омельченко, чтобы официально зарегистрировать в КОРЦ право на дом и земельный участок, специалист-землеустроитель составила акт согласования границ земельного участка и план на участок земли, переданный в собственность. Омельченко не согласен, каким образом определена площадь земельного участка и его границы, поскольку у него имелось свидетельство о праве собственности на землю с приложением плана земельного участка к нему. Когда специалист-землеустроитель устанавливала границы земельного участка, ею не был учтен акт приемки в эксплуатацию жилого дома. В плане к свидетельству на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ года прямо нарисовано то, что называется рощей. Спорная территория, которая должна входить в границы земельного участка, на который зарегистрировано право собственности, огорожена забором. За Омельченко В.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером. Но границы земельного участка и площадь его определены неверно, с нарушением нормативных актов, действовавших на период ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому его доверителем были заявлены требования о признании права собственности на соответствующую территорию. Межевание не проводилось. Омельченко неоднократно обращался в администрацию Костромского муниципального района и сельскую администрацию о предоставлении спорной территории в качестве самостоятельного участка, так как право собственности у него зарегистрировано, четких границ не установлено, что следует из кадастрового плана. Поскольку в кадастровом плане указано, что границы четко не установлены, ссылаются на нормативную базу, в соответствии с которой спорная территория должна входить в зарегистрированную территорию, так как на ней находятся объекты, входящие в состав домовладения. И речь идет не о включении земельного участка, а о территории. Считает, что нельзя на сегодняшний день четко установить, какие границы земельного участка, переданного в собственность Омельченко. И отсутствие межевания не может быть препятствием к оформлению права собственности. Право Омельченко В.А. нарушается тем, что администрация Костромского муниципального района и администрация Кузьмищенского сельского поселения не признают его законным владельцем этого спорного земельного участка. Омельченко с того момента, когда ему был передан земельный участок под строительство, и позднее когда зарегистрирован в ДД.ММ.ГГГГ году, считает, что пользовался этой территорией на праве собственности. Когда тому предоставлялся этот земельный участок, включая и спорную территорию, никакой дороги между участками не было. Они не доверяют материалам инвентаризации земель, так как он их не подписывал. Дорога может быть и была запланирована, но фактически ее не было и ею никто не пользовался. Только когда за домом Омельченко В.А. построили другой дом, стали говорить об этой дороге. В настоящее время истребуемый Омельченко В.А. земельный участок находится через дорогу, площадь участка 8 соток. Но Омельченко В.А. думал, что этот участок входит в тот участок, который ему предоставили в собственность. Омельченко говорит, что увеличение площади участка произошло не за счет участка, который за домом, который ему обмерили. Ему не нужен такой большой огород. Он хочет увеличить площадь на тот участок, который находится через дорогу. Что касается возможности заявить спор только, когда будут данные кадастрового инженера, то они считают, что можно спор заявить до того, как будут проведены кадастровые работы. Кроме того, это не отдельный земельный участок. Им нужна земля, где находятся объекты, входящие в состав дома. В свидетельстве же о государственной регистрации указана просто площадь. Четкой обозначенной территории нет. Они просят признать, что зарегистрированный за Омельченко участок находится через дорогу. Речь ведут о приватизации земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ. Считает, что они уже обращались с заявлением в порядке этой статьи в администрацию района. Омельченко уже с ДД.ММ.ГГГГ года обращается в администрацию, указывая фактические основания в своих заявлениях. Возможно, он мог неграмотно сформулировать свои требования, но смысл понятен. Есть ответ администрации Костромского района от ДД.ММ.ГГГГ года. Также есть письмо администрации от ДД.ММ.ГГГГ, где разъясняется, что нужно подать заявление, согласовав его с главой администрации Кузьмищенского сельского поселения. ДД.ММ.ГГГГ Омельченко обращался к главе сельского поселения, но получил отказ. Есть также ответ на обращение от Рейха от ДД.ММ.ГГГГ. И снова после этого письма Омельченко обращался к главе сельского поселения. Спор возник, так как обе администрации и районная, и сельского поселения, говорят, что они не будут рассматривать этот вопрос, так как это территория общего пользования. Свидетельство о государственной регистрации права есть только на жилой дом, технический паспорт которого включает объекты, находящиеся на спорной территории. Других свидетельств у Омельченко нет.
Представитель ответчика - администрации Костромского муниципального района по доверенности Смирнова Е.Н., в судебном заседании исковые требования не признала. И пояснила, что как они понимают, Омельченко основывает свои требования на ст.36 Земельного кодекса РФ. Им не учтено, что в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ земельный участок предоставляется в собственность на условиях платности, равной десятикратной ставке земельного налога для собственников. Для получения земельного участка в собственность по основаниям ст.36 ЗК необходимо предоставление правоустанавливающих документов на объект недвижимости, документы о правах на недвижимость, кадастровый паспорт на земельный участок и паспорт гражданина. Это им сделано не было. Если бы Омельченко предоставил все необходимые документы для этого, вопрос бы решился в административном порядке путем принятия ненормативного акта администрацией. Также признание права собственности на земельный участок может быть, только если земельный участок индивидуализирован. Но в отношении испрашиваемого земельного участка не произведены кадастровые работы, он не стоит на кадастровом учете. Омельченко не провел межевание земельного участка. Землеустроитель сельской администрации не обладает правом проведения кадастровых работ. На момент ДД.ММ.ГГГГ года главы сельских поселений не могли уже вносить изменения в ранее выданные правоудостоверяющие документы. Каким образом в данном случае это сделано и внесены изменения в размер земли, непонятно. Закон внесение изменений в правоудостоверяющий документ при внесении изменений в площадь не предполагал. Вопрос о включении в границы земельного участка дополнительной площади, а равно и уточнение границ такого участка, решается не в рамках судебного процесса, а рамках проведения кадастровых работ и проведения кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка. При этом результатом таких работ, проведенных кадастровыми инженерами, является межевой план, составляемый в двух экземплярах, один из которых передается заказчику. В свою очередь, заказчик обращается в органы государственного земельного кадастра с заявлением о кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка. И результатом действий по кадастровому учету является выдача заявителю через 30 дней кадастрового паспорта участка с указанием уточненной площади и характерных точек участка либо отказ в его выдаче по основаниям, предусмотренным ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». После получения соответствующих документов заявитель обращается в УФРС с приложением документа, подтверждающего право собственности, то есть со свидетельством о государственной регистрации права собственности, и кадастровым паспортом по уточненной площади. В свою очередь, УФРС регистрирует площадь участка, исходя из сведений, указанных в кадастровом паспорте, а не в свидетельстве, и выдает свидетельство по уточненной площади либо отказывает в выдаче, если усмотрят какие-либо основания. Однако у Омельченко уже зарегистрирован земельный участок по большей площади в рамках «дачной амнистии», чем это указано в его документе. При проведении межевых работ кадастровым инженером должно учитываться, что прирост земельного участка не должен превышать установленный размер для данного вида разрешенного использования в Костромской области - предельный минимальный размер 6 соток, а Омельченко уже превысил на 4 сотки. Кадастровых работ Омельченко не заказывал, межевание не проводилось. Также, при согласовании межевого плана с соответствующими службами учитывается, что границы земельного участка не могут быть разорваны, они должны быть цельными. Никто не поставит земельный участок, который разрывается дорогой, на кадастровый учет под единым номером. Закон о «дачной амнистии» дал право государственным органам регулировать право собственности, исходя из сведений земельного кадастра. Уточнение границ земельного участка было возможно с ДД.ММ.ГГГГ года с момента принятия закона о «дачной амнистии». В данном случае внесение изменений в постановление главы администрации не требовалось. Гражданин должен был принести только заявление. Омельченко уже уточнил эту территорию в 19 соток, и ее никто не оспаривает. То есть, Омельченко уже уточнил границы земельного участка и сейчас опять хочет уточнить границы земельного участка, но сейчас порядок уже изменился. Предоставление земельного участка предусматривается разными статьями. В порядке ст.36 ЗК, если у гражданина есть объект недвижимости, а участок не сформирован, то он приносит заявку, они составляют кадастровый план квартала. В случае, если кадастровый паспорт земельного участка у заявителя отсутствует, орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления настоящего заявления выдает схему расположения земельного участка заявителю, а межевание делается на основании этих землеустроительных работ. С готовым межевым планом заявитель идет в Территориальный отдел Роснедвижимости и ставит этот участок на кадастровый учет. Кадастровый паспорт заявитель приносит к ним и, они уже отвечают заявителю. Все ранее принятые заявления от Омельченко не содержали просьбы о выдаче схемы расположения земельного участка. Считает, что эти исковые требования преждевременны, так как вопрос о предоставлении земельного участка в порядке ст.36 ЗК еще не рассматривался администрацией. Омельченко В.А. вообще никогда не обращался в администрацию в рамках ст.36 ЗК РФ. Никаких документов с его стороны в администрацию не поступало и, думает, что не поступит, так как жилой дом, на который у него зарегистрировано право собственности, находится на другом земельном участке, в реестре значится 15 соток. В рамках судебного разбирательства предъявлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом. Позиция УФРС такова, что каждый объект дома должен заноситься в реестр недвижимого имущества отдельно. Данное свидетельство подтверждает право собственности Омельченко на жилой дом, находящийся через дорогу от спорного земельного участка и объектов на нем. Колодец вообще не может быть объектом недвижимости, поскольку это скважина в земле для пользования водой. Кроме того, в соответствии со ст.8 ГК РФ право собственности на объект недвижимости возникает с момента государственной регистрации. Настаивает, что Омельченко к ним в порядке ст.36 ЗК не обращался. Омельченко В.А. разъяснялся существующий порядок и положения закона, причем первоначальный ответ был достаточно подробным. В рамках многочисленной переписки на протяжении нескольких лет с Омельченко В.А., было проведено общее собрание местных жителей, которые категорически против размещения на спорном участке пасеки, так как это мешает их жизни. Также материалы инвентаризации изготовлены в ДД.ММ.ГГГГ году, через 10 лет после того, как Омельченко, как он указывает, начал пользоваться земельным участком. Они изготавливались независимыми людьми, которые не увидели там земельного участка на момент ДД.ММ.ГГГГ года, это ясно видно из материалов инвентаризации. Если бы земельный участок был огорожен, это было бы указано в материалах инвентаризации. Наоборот указано, что расположена березовая роща. Также спорный земельный участок не может быть предоставлен и сформирован, так как на нем есть березовая роща. Березовую рощу продать нельзя. Если говорить о формировании земельных участков в населенном пункте для ведения личного подсобного хозяйства, то это можно сделать только исключительно на торгах. И если участок будет сформирован, осуществляется соответствующая оценка, размещается необходимая информация на газетных сайтах.
Представитель ответчика Территориального отдела № 1 Управления Роснедвижимости по Костромской области - Жарковский В.М. исковые требования не признал и пояснил, что учетом земель занимается кадастровая палата, заявки от граждан принимает территориальный отдел. Какие документы им поступают, они те и берут на регистрацию. На кадастровом учете у Омельченко В.А. состоит земельный участок размером 19 соток. Каждый земельный участок имеет свой кадастровый номер. Одно хозяйство, имея землю, может иметь земельные участки с несколькими кадастровыми номерами, так как в хозяйстве может быть несколько земельных участков. Так может быть и у гражданина. Это регулируется ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Под единым номером нельзя зарегистрировать разные земельные участки, не представляющие единое целое. Сейчас указывается точный ориентир направления, где находится другой земельный участок. Раньше до 2001 года можно было узаконить до 6 соток. После ДД.ММ.ГГГГ года все уточнения границ и размера проводятся только с межеванием. Сейчас Омельченко не может без проведения межевых работ уточнить границы. Если Омельченко хочет узаконить то, что ранее уточняли до ДД.ММ.ГГГГ года, то можно без межевания. В <адрес> была инвентаризация земель. И то, что было не востребовано между частными владениями, государственная собственность. Что и отражено на плане в материалах инвентаризации как земли общего пользования. Все эти «кусочки» на схеме в материалах инвентаризации под одним кадастровым номером.
Представитель третьего лица - глава администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Козлов С.Л. возражал против удовлетворения исковых требований Омельченко В.А. и пояснил, что участок, выданный Омельченко вокруг его дома, вполне определен и отражен в материалах инвентаризации земель. За документы, подписанные им и его предшественником, несет полную ответственность. Они выписаны на тот земельный участок, который значится в материалах инвентаризации. На участок, о котором идет речь, нет никаких документов, и на строительство на котором также нет документов. Это территория общего пользования. Омельченко ставил свою подпись в материалах инвентаризации, где это отражено. Сейчас произошел самозахват земельного участка. Это действия незаконные. Это самозахват территории общественного пользования. Официально колхоз не передавал эту территорию, она колхозу не принадлежала. Эта территория не относится к землям сельхоз назначения. Это земли населенных пунктов. Внутри этих земель есть еще территория разрешенного использования: это территория общего пользования и территория для ведения личного подсобного хозяйства. В материалах инвентаризации серым цветом обозначена земля общего пользования. Где и указана эта территория, являющаяся березовой рощей. Ни дорога, ни роща не могли быть выделены для строительства. Омельченко получил землю на общих основаниях. На основании постановления Сельская администрация выдала свидетельство на землю. Он получил участок размером 15 соток на основании существующих документов. Омельченко был предоставлен земельный участок за домом. Уточнение размера земельного участка делалось из-за того, что сначала намерили шагами, а потом рулеткой. Омельченко подписывал акт уточнения границ земельного участка. Отмечает, что всегда все измерения и уточнения землеустроители обязательно осуществляют в присутствии собственника земельного участка. И раньше Омельченко не возражал против территории сзади дома. На момент предоставления земельного участка он не знает, была ли дорога, а сейчас она есть. Подпись Омельченко в материалах инвентаризации есть, что территория напротив дома - территория общего пользования. Там действительно пасека и еще что-то. Там примерно 10 соток. Акт приема в эксплуатацию жилого дома был им подписан, но, наверно, без учета построек напротив дома. Насчет них Омельченко никогда не обращался. Однозначного толкования, что эти сооружения входят в акт приемки, нет. Где на момент составления акта находились баня и сарай, он не знает, акт он подписывал не глядя. Они предъявляли Омельченко В.А. претензии насчет застройки территории общего пользования. Которой он пользуется давно, что они не оспаривают. Он в курсе, что до ДД.ММ.ГГГГ года там была пасека. Их обязывают составлять реестр зеленых насаждений, они ходят и считают деревья, описывается примерное расположение деревьев и их количество. Реестр на эти березы составлен. И березы на спорном участке являются сквером, который не может быть предоставлен в собственность.
Суд, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с Законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки являются объектами земельных отношений. Согласно ст.261 ГК РФ земельные участки являются объектом права собственности.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.11.1 ЗК РФ - земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Пункт 1 ст. 28 ЗК РФ предписывает предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду за плату.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
При этом закон предусматривает исключительное право на приватизацию земельных участков для собственников (и владеющих на законных основаниях) зданий, строений, сооружений, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и устанавливает порядок предоставления.
Окончательно сформулированные и предъявленные требования Омельченко В.А. о выдаче схемы и предоставлении на основании договора купли-продажи земельного участка в собственность в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, как следует из искового заявления основаны на положениях ст.36 ЗК РФ
Согласно которой -
1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ.
5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судом установлено, что признается и подтверждается сторонами, что Омельченко В.А. в <адрес> принадлежит земельный участок размером 1956,50 кв.м. Будучи несогласным, что ему принадлежит только данный земельный участок, без учета его землепользования с 1984 года земельным участком, где у него расположена пасека, баня, колодец, он претендует на расположенный напротив его дома через дорогу земельный участок площадью примерно 0,1 га.
Фактические обстоятельства дела таковы.
Решением администрации Кузьмищенского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № Омельченко В.А. для ведения личного подсобного хозяйства был выделен земельный участок площадью 0,13 га, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство № на право собственности на землю.
Постановлением Кузьмищенской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выдаче свидетельств на право собственности на землю, в том числе и Омельченко В.А. в <адрес> 0,15 га.
На основании данного постановления Кузьмищенской сельской администрацией Омельченко В.А. было выдано свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ серии №, где указано, что Омельченко В.А. на праве частной собственности принадлежит земельный участок общей площадью 0,15 га.
Постановлением и.о. главы администрации Кузьмищенского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в свидетельство на землю от ДД.ММ.ГГГГ серии №, выданное Кузьмищенской сельской администрацией Омельченко В.А. были внесены изменения: в графе «общей площадью» вместо 0,15 га читать 1956,50 кв.м., в строке «описание собственности» добавить «категория земель - земли населенных пунктов».
В соответствии с кадастровым паспортом на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером №, Омельченко В.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1956,5 кв.м. Разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Также указано, что площадь участка ориентировочная; сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке; сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия: № от ДД.ММ.ГГГГ Омельченко В.А. на основании свидетельства на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1956,5 кв.м, по адресу: <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Еще до выдачи свидетельства о праве собственности на землю и выдачи кадастрового паспорта, и на протяжении последующих трех лет Омельченко В.А. испрашивает дополнительно земельный участок размером 0,1 га, на котором находится колодец, баня, пасека. Причем испрашивает по различным основаниям. Что суд расценивает как понимание и знание того, что в упрощенном порядке он узаконивал землю и уточнял границы на землю, расположенную около дома и за домом.
Так, ДД.ММ.ГГГГ Омельченко В.А. обратился в администрацию Костромского муниципального района с просьбой дать ответ по вопросу узаконивания земельного участка, который он занимает больше 20 лет, на котором находится колодец, баня, омшаник и пасека. Согласно закону о пчеловодстве он имеет право узаконить этот участок земли в 10 соток.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Костромского муниципального района на заявление Омельченко В.А. сообщила, что согласно ст.34 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством (в том числе для ЛПХ) устанавливается органами местного самоуправления. Согласно Положению о порядке предоставления земельных участков, не связанных со строительством от ДД.ММ.ГГГГ, необходимо направить в администрацию Костромского муниципального района заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования, размера, местоположения с визой главы поселения. В течение двух недель будет рассматриваться вопрос о предоставлении участка на заявленных условиях, далее будет опубликовано информация о предоставлении земельного участка в газете «Волжская новь». Если в течение 15 дней с момента опубликования не поступит обращений иных граждан, то необходимо будет произвести межевание, После чего будет произведена оценка рыночной стоимости, далее выносится постановление главы администрации района о предоставлении земельного участка в собственность по рыночной цене, далее заявителем осуществляются мероприятия по постановке участка на кадастровый учет и заключается договор купли-продажи.
ДД.ММ.ГГГГ Омельченко В.А. на имя главы администрации Костромского муниципального района было направлено заявление с просьбой решить вопрос о выделении ему дополнительного земельного участка площадью 10 кв.м в <адрес>, так как он занимается разведением пчел и согласно ст.8 ФЗ «О пчеловодстве» для выполнения указанных функций ему предоставляется право на дополнительную земельную площадь. Учитывая то, что на общем собрании в <адрес> подавляющее большинство жителей деревни проголосовало за то, чтобы узаконить этот участок земли, на котором находятся баня, пчелопасека, омшаник, колодец, участок он занимает с ДД.ММ.ГГГГ года, просит принять решение об узаконивании им этого участка.
ДД.ММ.ГГГГ администраций Костромского муниципального района Омельченко В.А. было сообщено, что в связи с тем. что испрашиваемый участок относится к землям общего пользования, то на основании п.12 ст.85 ЗК не подлежит приватизации.
ДД.ММ.ГГГГ Омельченко В.А. обратился в администрацию Костромского муниципального района с просьбой разрешить узаконить ему земельный участок в <адрес>, который он занимает с ДД.ММ.ГГГГ года. Это был пустырь и свалка мусора всей деревни. Он вывез мусор, вырубил кустарник, посадил много деревьев, выкопал колодец, построил баню и омшаник для пчел. На этом участке находится пчелопасека. Он согласен узаконить данный участок 10,5 соток на любых условиях, желательно выкупить.
На данное заявление администрация Костромского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что для решения необходимо представить в администрацию Костромского муниципального района заявление, согласованное с главой поселения, копию паспорта, ситуационный план, план с промерами и описанием границ, акт установления и согласования границ земельного участка согласованный со смежными землепользователями.
ДД.ММ.ГГГГ Омельченко В.А. обратился в администрацию Костромского муниципального района с просьбой разрешить узаконить ему земельный участок в <адрес>, который он занимает с ДД.ММ.ГГГГ года. Это был пустырь и свалка мусора всей деревни. Он вывез мусор, вырубил кустарник, посадил много деревьев, выкопал колодец, построил баню и омшаник для пчел. На этом участке находится пчелопасека. Он согласен узаконить данный участок 10,5 соток на любых условиях, желательно выкупить. На данном заявлении имеется резолюция главы администрации Кузьмищенского сельского поселения, где указано, что данный земельный участок относится к землям общего пользования (березовая роща).
ДД.ММ.ГГГГ Омельченко В.А. на имя главы администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района было направлено заявление с указанием, что в кадастровом паспорте на земельный участок указано, что площадь участка ориентировочная; сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке; сведения об участке подлежат уточнению при межевании. Акт установления и согласовании границ земельного участка, составленный ДД.ММ.ГГГГ с ним не согласован. В связи с чем, в целях обеспечения его права нормального пользования баней, колодцем и сараем, входящими в состав домовладения, просит обеспечить формирование границ принадлежащего ему земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства. В этих целях просит во внесудебном порядке внести изменения в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и организовать новое межевание земельного участка, предусмотрев включение границы и в общую площадь принадлежащего ему земельного участка территории, на которой расположены баня, колодец и сарай.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Кузьмищенского сельского поселения в ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ Омельченко В.А. было указано, что согласно записи в похозяйственной книге № на странице 22 (лицевой счет №) в собственности Омельченко В.А. имеется земельный участок площадью 1500,00 кв.м, расположенный в <адрес>, выделенный ДД.ММ.ГГГГ для ведения личного подсобного хозяйства. На данном участке расположен дачный жилой дом. Документов, подтверждающих сдачу дома в эксплуатацию, государственную регистрацию данного объекта, а также технического паспорта в администрацию Кузьмищенского сельского поселения предъявлено не было. Поэтому объект значится как незавершенное строительство. Постановлением главы Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № действительно были внесены изменения, уточняющие используемую площадь выделенного земельного участка путем фактического замера специалистами администрации. Размер уточненной площади составил 1956,50 кв.м. Производимые замеры и указанное Постановление никакого отношения к самовольно захваченной территории Омельченко В.А. не имеет. Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ на самовольно захваченном Омельченко В.А. земельном участке на территории березовой рощи, расположенной через дорогу напротив фасада его дома, не имеется зданий, строений и сооружений, находящихся в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении Омельченко В.А. На данном земельном участке имеются незаконные постройки, которые подлежат сносу согласно п.2 ч.1 ст.60 и ст.76 ЗК РФ. Данный земельный участок представляет собой березовую рощу и является территорией общественного пользования, которой имеет право беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц. В связи с вышеизложенным Омельченко В.А. надлежит освободить данный незаконно занятый земельный участок, снести установленный вокруг него забор и очистить участок от мусора. В случае невыполнения этого требования участок будет освобожден принудительно за счет Омельченко В.А.
ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом №1 Управления Роснедвижимости по Костромской области Омельченко В.А. на заявление по вопросу выдачи кадастрового паспорта на земельный участок в <адрес> было сообщено, что для получения кадастрового паспорта на используемый участок ему необходимо предоставить в территориальный отдел документ, удостоверяющий право собственности (аренды) на земельный участок с приложением плана. За копий данных документов (при их утере) он может обратиться а администрацию Кузьмищенского сельского поселения. Если таковые документы отсутствуют, то следует обратиться в администрацию Костромского муниципального района с ходатайством о предоставлении земель.
ДД.ММ.ГГГГ администраций Костромского муниципального района Омельченко В.А. разъяснено, на его обращения ему неоднократно направлялись письменные разъяснения, был осуществлен выезд не место совместно сотрудниками областной думы. Участок им самовольно захвачен, на нем размещены пасека, баня, колодец, участок обнесен забором. Участок находиться на территории березовой рощи, которая является территорией общего пользования. В связи с чем участок не может быть предоставлен. Кроме того, неоднократно поступали жалобы от жителей <адрес> в связи с укусами пчел.
ДД.ММ.ГГГГ Омельченко В.А. в адрес администрации Костромского муниципального района и администрации Кузьмищенского сельского поселения было направлено заявление, где он просит предоставить ему в собственность для ведения личного подсобного хозяйства площадью 0,1 га, где с ДД.ММ.ГГГГ года расположены пасека, помещения для зимнего содержания пчел, колодец, баня. Данный земельный участок ему был выделен в ДД.ММ.ГГГГ году совхозом «<данные изъяты>».
На данном заявлении имеется резолюция главы администрации Кузьмищенского сельского поселения, где указано, что данный земельный участок относится к землям общего пользования.
Из вышеприведенного видно, что Омельченко В.А. испрашивал дополнительно земельный участок, на что ему разъяснились законные основания для предоставления и необходимые документы, также указывалось, что испрашиваемая земля является землей общего пользовании, даже предлагалось снести забор и снести строения.
Итак, в собственности у Омельченко В.А. в <адрес> имеется земельный участок площадью 1956,5 кв.м, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом. Омельченко В.А. испрашивает не сформированный, не стоящий на кадастровом учете земельный участок, площадью 0,1 га, находящийся через дорогу от его дома. То есть отдельный огороженный им земельный участок, на котором у него расположены баня, пасека, колодец, указывая, что он данным участком фактически пользуется длительное время, и всегда считал его своим.
То, что участок огорожен, и на нем расположены пасека, баня колодец, а равно, что участком пользуется Омельченко В.А., ответчики признают, считая, что он самовольно захватил данный участок.
Допрошенные судом свидетели подтвердили обстоятельства землепользования Омельченко В.А.
Свидетель М. пояснила, что рядом с <адрес> у нее дача. Она ходит в деревню часто, проходит всегда мимо дома Омельченко. Раньше на месте участка Омельченко была овражина, в ней мусор, кустарник рос. В настоящий момент участок Омельченко обнесен забором, со стороны деревни остались отпечатки овражины. Она видела, что Омельченко привозил грунт, вывозил мусор, сажал деревья. На территории, огороженной забором, находятся ульники, банька. Раньше рядом с его домом не было никаких домов. Это был пустырь, и Омельченко был на нем один. Изначально баня была там построена. Дома появились в начале ДД.ММ.ГГГГ. Его земельный участок находится посередине, у Омельченко есть соседи. В настоящее время сделали дорогу. Машины ездят по центральной дороге, сворачивают и мимо дома Омельченко едут. В настоящий момент есть улица. Ульники и баня находятся напротив дома, через дорогу.
Свидетель Д. пояснила, что она родилась в <адрес>. Омельченко В.А. появился у них давно около 30 лет. В то время когда начал строиться Омельченко, участок был очень заброшенный. Пожилой мужчина до Омельченко там держал пчел. Там, где роща, раньше был ивняк, в нем была яма, где был свален мусор. Никакой рощи не было, когда стал строиться Омельченко. Сначала строил дом, а ульники стояли еще до строительства дома. Рядом с домом Омельченко соседей не было, это был пустырь. Он там жил один. Там даже улицы не было, когда Омельченко начал строиться. Сейчас эта территория огорожена забором, на ней располагается баня, колодец, дровяник, ульи. Все эти объекты всегда находились на этом месте, около 30 лет уже на этом месте. Ульи и баня находятся через дорогу от дома.
Свидетель М. пояснил, что с Омельченко знаком с ДД.ММ.ГГГГ года. Помнит, как однажды заехал с Омельченко в <адрес> за землемером, потом в <адрес> поехали, землемер там что-то измерял. Недели через две он привозил песок. Засыпал яму на участке Омельченко. Потом он все огородил. Сейчас там баня, колодец, ульи. Кругом дома пустырь, соседи только через участок. Постройки там уже лет двадцать как построены. Дорога мимо его дома проходила не всегда.
Суд находит неубедительными доводы истца, что он всегда считал, что именно этот участок принадлежит ему, что он законно выделен совхозом <данные изъяты> и он думал, что уточнение границ должно включать данный участок.
За приобретением земли в собственность Омельченко В.А. обращался в сельскую администрацию (ведающую в то время данными вопросами), постановление о выделении выносила сельская администрация и свидетельство о праве собственности на землю также выдавала администрация. То есть Омельченко В.А. знал распорядителя земель. Данные земли всегда входили в состав населенного пункта. И выделял или не выделял директор совхоза землю Омельченко не имеет значения. Существенно то, что Омельченко В.А. обратился в сельскую администрацию за предоставлением ему земли в собственности, каковая ему в размере 15 соток и была предоставлена. Причем администрация предоставляла именно ту землю, которая в настоящее время юридически закреплена и именно в том размере и местоположении. Омельченко В.А. также знал, о какой конкретно земле шла речь. Поскольку на данном, а не испрашиваемом земельном участке, построил дом, оформил его в собственность.
Также, согласно материала инвентаризации земель населенного пункта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года ясно видно, что земельный участок под №, занимаемый Омельченко В.А. идет последним в ряду по улице. И если продолжить красную линию (если Омельченко В.А. и не знал о дороге), то земельный участок Омельченко оканчивается на ряду со всеми участками по краю дороги, выходящей из деревни.
Насколько данная дорога была оживленная, и как хорошо сделана, не имеет значения. В любом случае дорога не могла быть предоставлена в собственность и земельный участок именно Омельченко В.А., чтобы сделать тупиком проезжую улицу, не мог быть предоставлен.
Кроме того, суд находит и недоказанным, что Омельченко В.А. об этом не знал, полагая, что дорога составляет часть его земельного участка.
Напротив, согласно материалам инвентаризации земель населенного пункта Брино и по описательной части и согласно схемы ясно и четко видно, что Омельченко В.А. пользуется земельным участком № размером 0,15 га, расположенным вдоль дороги внутри населенного пункта. Через дорогу находится земля общего пользования, на которую он в настоящее время претендует.
Суд доверяет материалам инвентаризации, доказательственное значение которой и объективное отражение действительности не утрачивается от того, подписана она или нет Омельченко В.А. Инвентаризация проведена Костромским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием, никак не заинтересованном в землепользовании в <адрес>. Инвентаризация земель ставит своей целью именно инвентаризацию с целью определения фактического и юридического землепользования в конкретном населенном пункте. А согласование границ, определение их законности, не является целью инвентаризации, хоть акт согласования и составляется. Из данного акта видно, что часть землепользователей его вообще не подписывала.
Из материалов инвентаризации земель населенного пункта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года усматривается, что Омельченко В.А. был включен с список землепользователей данного населенного пункта, но за ним числится земельный участок под №, а земельный участок, на который в настоящее время претендует Омельченко В.А. расположен через дорогу от его земельного участка и находится на территории общего пользования.
Что полностью соответствует данным похозяйственной книги № Кузьмищенской сельской администрации за ДД.ММ.ГГГГ годы, лицевой счет № в <адрес> собственником которого является Омельченко В.А., в пользовании находится 0,20 га земли, в том числе 0,15 га в собственности.
Также все это соответствует акту установления (восстановления) и согласования границ земельного участка площадью 1956,50 кв.м., расположенного в <адрес>, составленному ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Омельченко В.А., межевых споров по границам земельного участка не выявлено. Именно на принадлежащий на праве собственности Омельчено В.А. участок составлен данный акт.
Суд находит несостоятельными доводы истца, что он не знал, по какой земле составляется акт, не видел, как проводились обмеры, уйдя в дом. Обмеры проводятся должностными лицами, несущими ответственность за достоверность указываемых сведений, проводятся в присутствии заинтересованного лица. И суд не доверят пояснениям истца, когда он, будучи заинтересованным, ушел в дом, оставив решение вопроса иным лица. Суд находит несостоятельным, что должностные лица единолично без присутствия собственника земельного участка проводили обмеры его земельного участка. Но, кроме того, Омельченко В.А. будучи взрослым, дееспособным человеком подписывает акт, где эти сведения отражены, что подтверждает его согласие с указываемыми в акте сведениями.
Желание же иметь определенный земельный участок, мнение гражданина, что спорный участок принадлежит ему, фактическое землепользование не дают гражданину никаких прав на принадлежащий государству земельный участок. Равно как длительность землепользования не имеет никакого юридического значения.
Право собственности на земельный участок у гражданина может возникнуть только строго по предусмотренным в законе основаниям.
Омельченко В.А. в настоящее время основывает свои требования на земельный участок, как собственник находящихся на нем принадлежащим ему на праве собственности объектов недвижимости.
Как указывалось выше в порядке ст.36 ЗК РФ только собственники зданий, строений сооружений имеют безоговорочное, безусловное право на приватизацию земельных участков в размерах фактического землепользования на условиях платности.
Но, как установлено судом, Омельченко В.А. не является собственником расположенных на данном земельном участке зданий, строений сооружений и соответственно такового права у него не возникло.
Действительно, согласно акту приемки в эксплуатацию жилого усадебного дома от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному постановлением главы Кузьмищенской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, был введен в эксплуатацию усадебный жилой дом Омельченко В.А., площадью 60,7 кв.м, в том числе жилой 35,5 кв.м, с кухней 25,2 кв.м, на участке площадью 1500 кв.м, Дом огорожен деревянным забором и при нем выстроены надворные постройки: сарай - 20 м.кв., баня - 15 м.кв.
Суду представлен технический паспорт Костромского отделения Костромского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> В состав объекта входят: основное строение, пристройка, сарай, баня, колодец, сарай. Правообладателем объекта значится Омельченко В.А.
Однако, ни технический паспорт, ни акт приемки в эксплуатацию никак не подтверждают право собственности на объекты. Данное лишь представляет техническое описание объектов и возможность эксплуатации, не являясь правоустанавливающим документами.
В соответствии со ст.8 ГК РФ Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия: № от ДД.ММ.ГГГГ Омельченко В.А. на основании свидетельства на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, технического паспорта на жилой № от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 91,2 кв.м, инв. №, лит.А, а по адресу: <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Суду представлено дело правоустанавливающих документов Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области на дом <адрес>, где видно, что право собственности у Омельченко В.А. зарегистрировано только на жилой дом и земельный участок площадью 1956,5 кв.м.
По сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит их отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Сведения об объекте заносятся на основании документов, удостоверенных органом по учету объектов недвижимого имущества. Согласно представленному на государственную регистрацию техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного ФГУП «Ростехинвентаризация» жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью 91,2 кв.м состоит из основного строения литер А, пристройки литер а1. Сараи - литер 1,4, баня - литер 2, колодец - литер 3 в состав жилого дома не входят.
ДД.ММ.ГГГГ в УФРС по Костромской области поступило заявление № от Омельченко В.А. на государственную регистрацию права собственности на жилой дом по вышеуказанному адресу в упрощенном порядке. ДД.ММ.ГГГГ была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр прав и было выдано свидетельство о государственной регистрации прав серия №
Государственная регистрация прав носит заявительный порядок. Для того, чтобы зарегистрировать права на постройки (сараи, баню, колодец) необходимо обратиться в УФРС по Костромской области с заявлениями в письменной форме с приложением квитанции, подтверждающей оплату государственной пошлины за государственную регистрацию.
Таким образом, Омельченко В.А. на праве собственности принадлежит лишь жилой дом, общей площадью 91,2 кв.м, расположенный в <адрес>. Данный дом располагается на уже принадлежащем ему на праве собственности земельном участке. Согласно положений закона никаких иных объектов недвижимости принадлежащих ему на праве собственности у него не имеется.
И требования Омельченко В.А. о предоставлении ему на основании договора купли-продажи земельного участка не основаны на законе. Равно как о выдаче схемы, каковая предполагается выдаче при отсутствии государственного кадастрового учета земельного участка при подаче заявления на приватизацию (которого, суд находит из представленного, Омельченко В.А. в администрацию района и не подавал).
Кроме того, возможно, испрашиваемый земельный участок и не может быть передан в собственность согласно п.12 ст.85 ЗК РФ.
Постановлением главы администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Реестр зеленых насаждений на территории Кузьмищенского сельского поселения. В данном реестре указано, что решением о создании озелененной территории от ДД.ММ.ГГГГ года, территория в <адрес> площадью 1000 кв.м., принадлежащая на праве собственности Муниципальному образованию Кузьмищенское сельское поселение, входит в реестр зеленых насаждений в населенных пунктах <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ. На данной территории произрастает 21 береза.
А потому, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о полном отказе в удовлетворении исковых требований Омельченко В.А., как не основанных на законе и необоснованных.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Омельченко В.А. к администрации Костромского муниципального района об обязании выдать схему расположения на кадастровом плане или карте деревни <адрес>, ориентировочной площадью 0,1 га, о предоставлении данного земельного участка в собственность на основании договора купли-продажи, отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Костромской областной суд через районный суд.
Судья: Добровольская Т.В.