2-383/2010



Дело №2-383/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кострома 10 июня 2010 года

Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Добровольской Т.В.,

адвоката Сахарова, представившего удостоверение № и ордер №,

при секретаре Левиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новожилова Г.В. к администрации Костромского муниципального района, Администрации Середняковского сельского поселения о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Новожилов Г.В. обратился в суд с иском к администрации Костромского муниципального района, Администрации Середняковского сельского поселения о признании права собственности на земельный участок. Свои требования обосновывая тем, что он является владельцем земельного участка площадью 24 сотки, расположенного по адресу: <адрес>. На данном земельном участке находится жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В ДД.ММ.ГГГГ году решением Совета депутатов Середняковского сельского Совета было принято решение о закреплении за каждым владельцем по 25 соток земли. Однако, его матери Н.Е. свидетельство на право собственности на землю не было выдано, также не было ни устных, ни письменных уведомлений о порядке ее оформления и получения свидетельства. После ее смерти в ДД.ММ.ГГГГ году сельская администрация выдала ему только справку согласно завещанию на наследование недвижимого имущества, в отношении земельного участка никаких документов выдано не было. Поэтому он лишен возможности оформить земельный участок в собственность, как по основанию наследования, так и по основанию приватизации. Указанным земельным участком он и его семья пользуется с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Федеральной налоговой службой ему начислялся и им уплачивался земельный налог. Начисление земельного налога производится лицам, являющимся собственниками земельных участков, поскольку земельное законодательство РФ называет только два титула землепользователей - это собственники земли и арендаторы. Арендатором земли он не являлся и не является, так как договор на аренду земли с ним администрация сельского поселения не заключала. Данные обстоятельства подтверждаются налоговыми уведомлениями, поступавшими в его адрес и квитанциями об уплате земельного налога. В соответствии с кадастровым паспортом на спорный земельный участок, данный земельный участок площадью 2400 кв.м отнесен к землям населенных пунктов, правообладателем указана его мать Н.Е., однако видом права обозначена государственная собственность. Согласно справке администрации Середняковского сельского поселения его мать имела в пользовании земельный участок площадью, 0,24 га, находящийся по вышеуказанному адресу, при этом в справке было указано, что участок юридически не оформлен. Он неоднократно обращался для решения данного вопроса в администрацию Середняковского сельского поселения. Полагает, что действиями администрации нарушаются его права на владение и распоряжение земельным участком. В соответствии с ч.1 ст.36 ЗК РФ он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка как собственник здания (дома) расположенного на нем. В ДД.ММ.ГГГГ года он обращался с заявлением на приватизацию земельного участка, однако его просьба осталась без ответа. До настоящего времени он не может добиться от администрации Середняковского сельского поселения ни признания того факта, что в ДД.ММ.ГГГГ году решением Совета депутатов Середняковского сельского Совета было принято решение о закреплении за каждым владельцем по 25 соток земли, ни признания того, что его матери выделен в собственность земельный участок в количестве 24 соток по вышеуказанному адресу, свидетельство на который либо утеряно, либо намеренно скрывается посредником.

Истец Новожилов Г.В. в судебном заседании свои исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представитель истца Новожилова Г.В. - по доверенности Новожилова Е.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении. Пояснила, что данный земельный участок ранее принадлежал ее свекрови Н.Е., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. Она написала завещание, в собственность Новожилову Г.В. перешел только дом, а земля так и осталась. Они дважды вместе с мужем ходили в администрацию и писали заявление о приватизации земли. На заявление им ответа не дали. Администрация предлагала им землю по <данные изъяты> рублей за сотку. Они сделали межевание в ДД.ММ.ГГГГ году. Там им на плане сделали круг-обременение от горловины башни. Межевание они не доделали, так как их заставили утверждать акт. Она и ее муж всю жизнь живут в этой деревне. Второе заявление они подали в ДД.ММ.ГГГГ году, но на первое заявление у них отказа нет. В ДД.ММ.ГГГГ году они просили выделить им землю на основании приватизации. Хотели приватизировать за деньги, не отказывались. В настоящее время они не готовы приватизировать землю по кадастровой стоимости, в администрацию района по этому вопросу они ни разу не обращались. Хотят получить участок в собственность на основании бесплатной приватизации. В суд пошли, поскольку их не устраивает обременение 50 метров от водонапорной башни. Требуют в собственность 24 сотки потому, что столько обрабатывают. И платили всегда за 24 сотки. Непонятно, почему администрацией не была проведена работа со свекровью по выдаче той свидетельства. У них в бессрочном пользовании 24 сотки, но доказательств этого у них нет. Они родились в этой деревне и потому считают, что они имеют право на эту землю. Их живет 6 человек и 24 сотки, это для них немного. Они всю жизнь обрабатывают эту землю и не хотят, чтобы ее отбирали. Бесплатная приватизация есть и они хотят, чтобы она прошла.

Адвокат истца Новожилова Г.В. - Сахаров А.А. поддержал исковые требования, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнив, что заявление Новожиловым Г.В. было подано. Были совершены действия и была рассчитана сумма. Существовал заявительный порядок и, межевание не требовалось. Администрация признает наличие заявления, и непонятно почему тогда в ДД.ММ.ГГГГ году нельзя было выдать свидетельство. Заявление лежало без ответа. Наличие круга на плане - экипировки не означает, что земля не может быть приватизирована. У соседей Новожиловых водоохранная земля находится в собственности, и никто им ничего не предъявляет. Они не возражают, чтобы им запретили возводить там строения или возделывать землю, но пускай она будет в собственности. Они считают, что их требования обоснованы и подлежат удовлетворению. В ДД.ММ.ГГГГ году изменился закон, но Новожилов не отказывался от своего права на приватизацию. Заявление от Новожилова было. Стороны не возражают, что у того есть право на приватизацию. И прокуратура говорит, что есть. У них на оформление уйдет не менее <данные изъяты> рублей, и это при том, что у них есть право. Их требования соответствуют закону. На основании ч.5 ст. 20 ЗК РФ гражданин имеет право на однократную бесплатную приватизацию.

Представитель ответчика администрации Костромского муниципального района - по доверенности Смирнова Е.Н. в судебном заседании исковые требования Новожилова Г.В. не признала. И пояснила, что в ст. 36 Земельного кодекса указано, что исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, сооружений. Данное никто не оспаривает. В письме администрации Костромского муниципального района Новожилову Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ было указано о порядке приобретения права на земельный участок, о невозможности передачи земельного участка собственнику в безвозмездное пользование, было подробно описано, какие действия необходимо произвести и какие документы необходимо представить. Никаких документов от Новожилова Г.В. в администрацию Костромского муниципального района не поступало. В настоящее время Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-а установлена выкупная стоимость равная 10 кратной ставке земельного налога. Если брать выкупную стоимость, то земельный участок Новожиловых получается около <данные изъяты> рублей. Эта стоимость распространяется по всей области. Все более чем подробно было изложено в ответе на заявление, которое приложено к материалам дела. Согласно ст. 20 Земельного кодекса гражданин имеет право приобретения права собственности при бессрочном пользовании. Если бы Новожилов Г.В. предъявил документы, подтверждающие бессрочное право пользования, он мог его приобрести в собственность. Ни Н.Е., ни Новожилов Г.В. таким правом не обладают. В заявлении Новожилова Г.В. ДД.ММ.ГГГГ года в сельскую администрацию не было просьбы о приватизации, в заявлении указано только о предоставлении кадастрового плана на земельный участок. Исходя из этого заявления, нельзя было выдать свидетельства о регистрации права собственности и администрация не должна была реагировать на это заявление. Заявление не содержит требования о предоставлении земельного участка в собственность. Если межевое дело не дошло до органов земельного кадастровой палаты, значит границы земельного участка не определены. Уточнение границ не произошло. После написания заявления было необходимо провести межевание, а они требовали кадастровый паспорт. До вступления в силу Налогового кодекса до 2006 года налогоплательщиками признавались все, кто пользовались земельными участками. Так платили за пользование до 2006 года по спискам владельцев земельными участками подаваемым сельскими администрациями. С 2006 года налоговые органы не имели права брать налог с тех, кто просто пользовался земельным участком, но не обладал правом собственности. Что и указывает сам истец признавая, что с 2006 года квитанции на налоговые платежи не поступают. Кроме того, не может сказать относительно какого объекта представленные истцом квитанции, так как на них нет кадастровых номеров.

Представитель соответчика администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района - по доверенности Чистякова В.В. в судебном заседании исковые требования Новожилова Г.В. не признала. Пояснив, что свидетельства на право собственности они стали выдавать в ДД.ММ.ГГГГ году и только по заявлению граждан. Граждане подавали заявления о передаче им земли, обмеряли землю, согласовывали с соседями, что возражений нет, платили сумму за выдачу свидетельства и выписывалось свидетельство. Что касается Н.Е., то она с таким заявлением не обращалась. У них велись книги регистрации свидетельств, в этой книге Н.Е. нет. Книги велись в хронологическом порядке по датам. Вся приватизация в одной книге. Заявления писались до ДД.ММ.ГГГГ года, Н.Е. за это время не приходила и заявление не подавала. После ДД.ММ.ГГГГ года они свидетельства на право собственности не выдавали. У них в администрации за каждый год есть отдельная книга заявлений поступающих от граждан. В ДД.ММ.ГГГГ году прекратилась выдача свидетельств на право собственности и бесплатная приватизация закончилась, и они не имеют права предоставлять бесплатную приватизацию. В ДД.ММ.ГГГГ году действительно было заявление Новожилова Г.В. для оформления земельного участка, они пояснили, что на основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ стоимость за сотку составляет <данные изъяты> рубля. Новожилов Г.В. сказал им, что не будет покупать по такой цене, развернулся и ушел. Возможно, им тогда надо было потребовать от него написать отказ, но они этого не сделали. В ДД.ММ.ГГГГ году, когда они написали заявление, они предложили провести межевание. Потом Новожиловы стали проводить межевание их земельного участка, но у них на участке находится водоохранная зона. Им дали подписать акт согласования с соседями. Они не стали его подписывать, так как участок водоохраной зоны надо было исключить из их земельного участка, о чем им говорила проектная организация. Им позвонили и сказали, что Новожиловы не согласны с этим. Новожиловы сами пошли делать межевание, чтобы вся земля вошла в собственность. Их заявление лежит, они с ним ничего не делали. Они обращались к Новожиловым, почему те не оформляют землю, но им не нужен тот земельный участок, который намеряли, им надо 24 сотки. Когда Новожиловы узнали, что по межеванию надо исключить водоохранную зону, они стали по инстанциям ходить. Они не отказываются им оформить землю, но надо исключать водоохранную зону, и у них получается 18 соток, но тем надо 24. В настоящее время администрация при оформлении земли рисует план, помогает гражданам сформировать пакет документов, а потом уже отсылают граждан в администрацию района.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, приходит к следующим выводам.

Земельный Кодекс РФ предусматривает различные основания приобретения гражданами земли в собственность.

Пункт 1 ст. 28 ЗК РФ предписывает предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду за плату.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

При этом закон предусматривает исключительное право на приватизацию земельных участков для собственников (и владеющих на законных основаниях) зданий, строений, сооружений, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и устанавливает порядок предоставления.

Существуют и иные основания и порядок предоставления земли в собственность.

Как следует из иска, пояснений представителей истца, истец четко какого-то одного основания представления ему земельного участка в собственность не выдвигает, ссылаясь на различные основания. В том числе и на имевшееся право у его матери, наследником которой он является.

Фактически обстоятельства дела, признаваемые сторонами таковы.

Судом установлено, что Н.Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Новожилов Г.В. является сыном Н.Е.

Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию, выданному ДД.ММ.ГГГГ наследником имущества Н.Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ является Новожилов Г.В. Наследственное имущество, на которое выдано свидетельство, состоит из жилого дома с пристройкой, двух сараев, гаража, бани, расположенных по адресу: <адрес>

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному ДД.ММ.ГГГГ Новожилову Г.В. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию на праве собственности принадлежит жилой дом, пристройка, гараж, баня, два сарая, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.

Суду представлен кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому Н.Е. является правообладателем земельного участка площадью 2400,00 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Вид права: государственная собственность. В паспорте имеется указание, что запись сделана на основании инвентаризации земель населенного пункта <адрес>, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

По материалам инвентаризации земель квартала <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ год, которые обозревались в судебном заседании, Н.Е. была включена в списки граждан, как имеющая в пользовании земельный участок площадью 0,24 га, расположенного в <адрес>, но свидетельство ею получено не было, что подтверждается записью в материалах инвентаризации.

В похозяйственных книгах на дом <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ годы, данные о том, что Н.Е. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 0,24 га, отсутствуют. В похозяйственных книгах есть только указание о том, что у собственников домовладения <адрес> имелся в пользовании земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ Новожилов Г.В. обратился с заявлением в администрацию Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района с просьбой подготовить кадастровый план земельного участка для государственной регистрации, принадлежащего ему на основании свидетельства на право на наследство по завещанию.

ДД.ММ.ГГГГ Новожилов Г.В. обратился с заявлением в администрацию Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района с просьбой приватизировать земельный участок, прилегающий к его дому.

Администрацией Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Новожилову Г.В. было сообщено, что для оформления земельного участка ему необходимо обратиться в отдел по земельным и имущественным отношениям администрации Середняковского сельского поселения.

ДД.ММ.ГГГГ Новожилов Г.В. обратился в администрацию сельского поселения с просьбой выдать ему выписку из похозяйственной книги установленного образца для оформления права на наследство земельного участка, которым владела его мать.

ДД.ММ.ГГГГ Новожилову Г.В. также было сообщено, что для оформления в собственность земельного участка ему необходимо провести работы по межеванию и установлению границ земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Новожилов Г.В. обратился с заявлением в администрацию Костромского муниципального района с просьбой оказать помощь в решении вопроса о приватизации земельного участка, прилегающего к его дому в количестве 24 соток. В ДД.ММ.ГГГГ года он подавал заявление на приватизацию земельного участка, но ему пояснили, что теперь приватизация платная. Он оплаты он не отказался, но на его заявление ответа не последовало. После этого он часто обращался в администрацию Середняковского сельского поселения, ДД.ММ.ГГГГ он написал вторичное заявление, ему было предложено сделать межевание с целью отобрать у него 8 соток земли, так как рядом с участком находится водонапорная башня. В ДД.ММ.ГГГГ года работником администрации поселения был произведен замер охранно-санитарной зоны для установки забора вокруг водонапорной скважины и его участок в эту зону не вошел. Земельный участок он обрабатывает с ДД.ММ.ГГГГ года, но в настоящее время он снят с учета в налоговой службе и БТИ.

На данное заявление администрацией Костромского муниципального района Новожилову Г.В. было направлено сообщение с указанием, что действующее земельное законодательство не предусматривает возможности передачи земельного участка собственнику объекта недвижимости в безвозмездном порядке. В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ Приказом Министерства экономического развития от 30.10.2007 года установлен перечень документов, предъявляемый к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Согласно пп.10 п.5 ст.27 ЗК РФ земельный участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений ограничиваются в обороте и не подлежат передаче в собственность. Аналогичное требование закреплено в пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ устанавливающее ограничение предоставления земельных участков в собственность, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. На основании вышеизложенного при проведении кадастровых работ по определению границ земельного участка, который будет испрашиваться в собственность, необходимо учитывать нормы земельного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ Новожилов Г.В. обратился в администрацию Середняковского сельского поселения с просьбой дополнительно оформить право на наследство землей в количестве 24 соток, которой владела его мать Н.Е.

ДД.ММ.ГГГГ Новожилов Г.В. обратился в администрацию Середняковского сельского поселения с просьбой выслать ему план земельного участка, которым пользовалась его мать Н.Е., согласование границы между земельным участком Н.Е. и земельным участком Л., выписку из похозяйственной книги установленного образца.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Середняковского сельского поселения Новожилову Г.В. было сообщено, что для оформления в собственность земельного участка ему необходимо провести работы по межеванию и установлению границ земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Новожилов Г.В. вновь обратился в администрацию Середняковского сельского поселения с просьбой выслать ему план земельного участка по состоянию ДД.ММ.ГГГГ на день смерти его матери Н.Е. с указанием кадастрового номера, который принадлежал ей на праве постоянного бессрочного пользования и которым он пользуется до настоящего времени. Согласование границы между земельным участком Н.Е. и земельным участком Л., которая согласована ДД.ММ.ГГГГ годах.

ДД.ММ.ГГГГ администрация Середняковского сельского поселения сообщила Новожилову Г.В., что порядок оформления в собственность земельного участка разъяснен ему письмом администрации Костромского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Новожилов Г.В. обращался в прокуратуру Костромского района с просьбой оказать помощь в оформлении земельного участка.

Прокуратурой Костромского района была проведена проверка, установлено, что Новожилов Г.В. пользуется земельным участком площадью 2354,64 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, используемый ранее Н.Е. без правоустанавливающих документов. Право собственности им до настоящего времени не оформлено. Для приобретения земельного участка в собственность ему необходимо установить границы земельного участка и согласовать из с землепользователями соседних участков. Поскольку вблизи его дома расположена водонапорная башня и скважина, обеспечивающая питьевой водой население <адрес> ему необходимо соблюдать определенные ограничения, которые будут указаны при проведении межевых работ. Новожилову Г.В. было разъяснено, что Министерством здравоохранения РФ установлены зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, согласно которому границы первого пояса охранной зоны должны устанавливаться на расстоянии 30 метров от водозабора. На данной территории не опускается посадка деревьев, все виды строительства, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. В действиях администрации Середняковского сельского поселения прокуратурой нарушений закона не установлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет.

ДД.ММ.ГГГГ Новожилов Г.В. подал заявление в Территориальный отдел №1 Управления Роснедвижимости по Костромской области с просьбой поставить на кадастровый учет и выдать кадастровый паспорт на земельный участок, прилегающий к его дому <адрес> в количестве 24 соток на основании справки сельского поселения.

В справке администрации Середняковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что умершая Н.Е. имела в пользовании земельный участок общей площадью 0,24 га, находящийся по адресу: <адрес>. земельный участок юридически не оформлен.

Как видно из приведенных заявлений Новожилов Г.В. претендует на земельный участок, ссылаясь на различные основания.

Ответчиками не оспаривается, что мать Новожилова Г.В. пользовалась земельным участок по указанному адресу.

Однако, землепользование само по себе не порождает ни права собственности, ни порождало право бессрочного постоянного пользования землей. Соответственно, ввиду отсутствия такового права, не может оно возникнуть и у наследников.

Земельный Кодекс РФ до 01.09.2006 года в статье 20 п.5 - предусматривал право однократного бесплатного приобретения гражданами в собственность земельных участков, которыми они обладали на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В рамках проведения земельной реформы в начале 1990-х годов, был установлен четкий порядок, регулирующий предоставление земельных участков в собственность, соблюдение которого и давало в последующем согласно ст.20 ЗК РФ право на приватизацию земельных участков.

Согласно положениям Земельного Кодекса РСФСР от 25.04.1991 года, действовавшего на период землепользования Н.Е., местным Советам народных депутатов в соответствии с их компетенцией была предоставлена возможность передачигражданам по их желанию земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в собственность, постоянное бессрочное пользование. Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для личного подсобного хозяйства устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.

В соответствии со ст. 30 ЗК РСФСР - Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.

По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов.

Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.

При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.

В рамках проведения земельной реформы были изданы Постановления правительства РФ, Указы Президента, Письма Государственного комитета по земельной реформе РСФСР.

Как следует из Постановления правительства РФ от 19.03.1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» и Письма Государственного комитета по земельной реформе РСФСР от 13.01.1992 года № 3-14/80, которыми были утверждена форма свидетельства, - возлагалась обязанность на местные администрации обеспечение в 1992 году землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей свидетельств. Также указано, что при подготовке решений о предоставлении земельных участков и оформлении свидетельств используются ранее выданные документы, удостоверяющие право на земельный участок (государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, земельно-шнуровые и похозяйственные книги), материалы по обмеру земельных участков, проекты, плановокартографические материалы и аэроснимки, а также другие материалы, имеющиеся в комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам, органах архитектуры и бюро технической инвентаризации, сельских, поселковых, городских органах местной администрации и у землепользователей.

В соответствии с п.6 Указа Президента РФ от 27.12.1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» право собственности на землю удостоверяется свидетельством, которое имеет законную силу до выдачи государственного акта, удостоверяющего это право.

Свидетельства на право собственности на землю выдавались на основании личного заявления граждан, принятого постановления, росписи граждан в получении свидетельств книги регистрации выдачи свидетельств на право собственности на землю согласно п.3, 12 «Порядка выдачи и регистрации свидетельства на право собственности на землю», утвержденного Первым заместителем Председателя Роскомзема 20.05.1992 года.

Но как установлено судом Н.Е. в администрацию сельского совета с заявлением и не обращалась.

Постановлением исполнительного комитета Середняковского сельского Совета народных депутатов «5 от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков в собственность граждан» на основании ст.ст.7, 30, 31 Земельного кодекса РСФСР было решено производить выдачу свидетельств на право собственности на землю согласно поданных заявлений и планов земельных участков с указанием фамилии соседей, а также наличием их подписи о согласии с данными границами участков. Учитывать при выдаче свидетельств верхние пределы земельных участков, установленных сессией Середняковского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.36 Земельного кодекса.

Свидетель Б., допрошенный в судебном заседании, пояснил, что в начале ДД.ММ.ГГГГ года депутатами Середняковского сельского поселения было принято решение о передаче в собственность по 25 соток земли каждому. Возможно, свидетельства были выписаны на всех, но получили их только те, кто пришел и получил. Участки были согласованы и определены между собой соседями. В ДД.ММ.ГГГГ года был произведен замер охранно-санитарной зоны и установлен забор вокруг скважины, участок Новожиловых в зону не вошел. У них должна быть запись, что они подавали заявление. Новожиловы подавали заявление, он хорошо знает семью Новожиловых и, когда Новожилов Г.В. пришел за справкой, чтобы унаследовать дом, ему велели написать заявление. Новожилов Г.В. написал, он вместе с ним ходил относить это заявление.

Однако, как проверено и установлено судом Н.Е. предоставить земельный участок в собственность не просила, заявления не писала.

Помимо указанного, то есть отсутствия заявления Н.Е., как такового ее желания на приватизацию земельного участка (а право собственности нельзя гражданину навязать), никакого постановления на предоставление земельного участка Н.Е. не выносилось.

Судом обозревалась книга выдачи свидетельств Середняковского сельского Совета за ДД.ММ.ГГГГ годы, согласно которой свидетельство Н.Е. не выдавалось.

Поскольку предоставление земельных участков и выдача свидетельств производились согласно требований закона по заявительному порядку, то никаких прав на данный земельный участок у Н.Е. не возникло.

Статья 1112 ГК РФ определяет наследством принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи. Иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

И проверяя доводы истца, судом не установлено наличие у умершей Н.Е. права собственности на земельный участок. Что, в-общем не отрицают и истец с представителями, подтверждая, что свидетельство Н.Е. не выдавалось, считая, что администрация сама должна была помочь оформить и разъяснить Н.Е.

Данные доводы нельзя принять во внимание. Принятие решения о приобретении или не приобретении земли в собственность принадлежит только гражданину, и никто иной не вправе решать данные вопросы.

Таким образом, желания Н.Е. на получение земли в собственность не имела, заявления не писала, законных оснований для возникновения права собственности у нее не возникло, и права собственности на земельный участок у нее не имелось.

Соответственно, положения ранее действовавшей ст.20 п.5 ЗК РФ о бесплатного приобретения гражданами в собственность земельных участков, не распространяются.

Кроме того, данный пункт Федеральным законом от 30.06.2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» утратил силу и ссылка на него необоснованна.

Но и в рамках оформления в упрощенном порядке требования Новожилова Г.В. необоснованны ввиду, как указывалось выше, отсутствия прав на испрашиваемый земельный участок как у умершей Н.Е., так и у Новожилова Г.В.

В соответствии со ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.

В соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 № 146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок» Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок выдается в целях государственной регистрации прав на земельный участок в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. При этом, указанный документ, носитправоустанавливающий характер и порождает у гражданина права и обязанности в отношении объекта недвижимости - земельного участка, и определяет ряд сведений, которые должны быть указаны об этом гражданине (паспортные данные, место жительства).

В связи с чем Администрацией Середняковского сельского поселения обоснованно не выдается выписки из похозяйственной книги о принадлежности на праве собственности земельного участка по адресу <адрес> умершей Н.Е. ввиду отсутствия такой записи и как указывалось выше права собственности вообще.

Далее, сторонами признается наличие на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности Новожилову Г.В., и соответственно, права на приватизацию земельного участка.

В соответствии п. 1 ст. 36 ЗК РФ - граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ - 1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Статья 36 ЗК РФ также предусматривает порядок приобретения прав на земельный участок. Согласно которому: - Граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Далее, согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Из указанных положений закона следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков носит возмездный характер и бесплатной передачи в собственность земельных участков по указанным основаниям не предусмотрено. И требования о бесплатной передаче в собственность земельного участка не основаны на законе.

Конкретно Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, указываемый в абзаце втором п.5 с.36 ЗК РФ утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 года N 370. Согласно которому: к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка; (п.6 в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2009 N 282).

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Согласно материалам дела и как следует из пояснений сторон, Новожилов Г.В. в Администрацию Костромского муниципального района с заявлением о приватизации земельного участка не обращался, никакие документы не предоставлял.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9,10 и 11 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ - Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О введении в действие земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» в п.3 ст.10 Федерального Закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса РФ» были внесены изменения, согласно которому - распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Решением Костромского районного собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в Положение о Середняковской сельской администрации внесены изменения, исключившие полномочия сельской администрации по предоставлению земельных участков гражданам и которые изложены в следующей редакции: «4.3.5. Обеспечивает, в соответствии с законодательством РФ, ведение земельного и водного учета, осуществляет контроль за использованием и охраной земли и обособленных водных объектов».

К компетенции Администрации Середняковского сельского поселения не отнесено решение вопросов о представлении земельных участков гражданам.

И обращение по данному вопросу в Администрацию Середняковского сельского поселения не имеет юридического смысла.

Как указывалось выше, Новожилов Г.В. в Администрацию Костромского муниципального района с заявлением о приватизации земельного участка в установленном порядке не обращался.

В связи с чем, никакого решения по данному вопросу Администрация района не принимала.

Поэтому при разрешении данного конкретного спора не имеет существенного юридического значения, имеются или не имеются какие-либо ограничения по всему испрашиваемого размеру земельного участка, в каком размере (хотя указание в ст.36 ЗК об определении площади с учетом фактического землепользования, не носит безоговорочный характер, а ограничено в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства), каков размер водоохранной зоны. Поскольку, не только отказа в предоставлении земельного участка или его размера не было, данный вопрос вообще не рассматривался. Кроме того, Новожилову Г.В. разъяснялся порядок обращения.

Таким образом, Новожилов Г.В., не соблюдая установленный законом порядок для предоставления земельного участка в порядке приватизации, требует признать за ним право собственности на земельный участок, вне определенных требований закона.

Соответственно, требования Новожилова Г.В. и в данной части не подлежат удовлетворению, как необоснованные.

И суд на основании вышеизложенного, оценив имеющиеся по делу доказательства, не усматривает законных оснований для удовлетворения требований Новожилова Г.В., приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Новожилова Г.В. в полном объеме.

А потому, на основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Новожилова Г.В. к администрации Костромского муниципального района, Администрации Середняковского сельского поселения о признании права собственности на земельный участок площадью 0,24 га, находящийся по адресу: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Костромской областной суд через районный суд.

Судья: Добровольская Т.В.