Дело №2-490/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома 09 ноября 2010 года
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Добровольской Т.В.,
при секретаре Панихиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева Д.Н. к Администрации Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, Администрации Костромской области, Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеев Д.Н. обратился в суд с иском к администрации Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района о внеочередном предоставлении жилого помещения. Свои требования обосновывая тем, что он имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Костромского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ его родители были лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей. Постановлением главы администрации Костромского района от ДД.ММ.ГГГГ за ним и его братом А., сестрой А. было сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес> до достижения совершеннолетия. Данное жилье являлось ведомственным и было закреплено на праве хозяйственного ведения за ОГУП «Кузнецовский льнозавод», значится в реестре государственного имущества Костромской области. Постановлением главы администрации Костромского муниципального района от 27.04.2009 года №461 постановление о сохранении за указанными выше несовершеннолетними права на жилую площадь по данному адресу было отменено. В соответствии со ст.8 ФЗ РФ от 21.12.2006 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, п.1 ст.6 ЗКО №348-ЗКО от 19.12.2005 года «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. ДД.ММ.ГГГГ им подано заявление и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрацию Кузнецовского сельского поселения так как является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного за собой жилого помещения. Прокуратурой Костромского района ранее по обращению его сестры была проведена проверка по факту отказа Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в постановке его, его брата А. и сестры А. на учет в качестве нуждающихся и жилых помещениях. ДД.ММ.ГГГГ им было получено письмо прокуратуры Костромского района, где указано, что отказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области являлся незаконным, по результатам проведенной проверки по выявленным нарушениям прокуратурой Костромского района были приняты меры прокурорского реагирования, вынесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления прокурора он, его брат и сестра были поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, как лица из числа детей - сирот, детей, ставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В данном письме также указано, что он вправе обратиться за судебной защитой своих жилищных прав путем предъявления исковых требований о предоставлении ему жилого помещения в районный суд по месту нахождения ответчика. ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в котором указано, что в соответствии с действующим законодательством он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Протоколом жилищной комиссии Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ он включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Жилое помещение будет предоставлено по мере его приобретения и при наступлении оснований.
Истец Алексеев Д.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив вышеизложенные обстоятельства. Пояснив, что решением Костромского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ его родители О. и М. были лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей. Постановлением главы администрации Костромского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № за ним, его братом А. и сестрой А. было сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес>, до достижения совершеннолетия. Данное жилье являлось ведомственным и было закреплено на праве хозяйственного ведения за ОГУП «Кузнецовский льнозавод», значится в реестре государственного имущества Костромской области. Постановлением главы Администрации Костромского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № постановление о сохранении за ним, его братом и сестрой права на жилую площадь по адресу: <адрес>, было отменено. ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление в Администрацию Кузнецовского сельского поселения о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как является ребенком, оставшимся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, в котором указано, что он имею право на внеочередное предоставление жилого помещения, что он включен в списки нуждающихся в жилом помещении. Считает, что он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, просит обязать администрацию Кузнецовского сельского поселения предоставить ему вне очереди жилое помещение с жилой площадью не ниже социальных норм по договору социального найма. Но ему не принципиально кто предоставит жилое помещение. Детский дом он закончил в ДД.ММ.ГГГГ году. По окончании детского дома поступил в профессиональный лицей №, который закончил в ДД.ММ.ГГГГ году. Сначала он проживал у бабушки, а потом устроился работать отделочником и жил на объектах. Бабушке принадлежала 1/2 дома, которую она завещала его старшему брату. Он был зарегистрирован и зарегистрирован по адресу: <адрес>. В закрепленном жилье он не пытался жить, так как оно было изношено. В ДД.ММ.ГГГГ году он и его сестра, А., обратились в БТИ для проверки данного жилого помещения. Износ дома составил 67 %. По результатам проверки закрепленное жилье было признано непригодным для проживания и постановление о закреплении за ними данного жилого помещения было отменено. До ДД.ММ.ГГГГ года они не обращались в БТИ за разрешением данного вопроса в связи с тяжелым материальным положением. После отмены постановления о закреплении за ним жилого помещения он обратился в Администрацию Кузнецовского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год он никуда не обращался для предоставления другого помещения, так как не знал куда необходимо обратиться. Он юридически неграмотный, и не имел финансовой возможности. Просит предоставить ему жилое помещение на территории Кузнецовского сельского поселения, любое жилье, лишь бы пригодное для проживания. На протяжении 6 лет он проживает у родителей жены. У него в собственности жилья нет.Администрация лицея о его правах на жилое помещение ему ничего не говорила. Ему выдали диплом и Х рублей подъемных.По окончании лицея он ездил в <адрес>. Жилье было в плохом состоянии. На тот момент там проживал ее отец.С какого времени отец проживал в. <адрес>, он не помнит. Данное жилое помещение представляет из себя времянку с печным отоплением, без канализации и водопровода. Отец умер около Х лет назад. За А. года до смерти старший брат отправил отца в интернат <адрес>.
Представитель истца Алексеева Д.Н. по доверенности Фадеев А.Ю. в судебном заседании исковые требования Алексеева Д.Н. поддержал в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнив, что на основании Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» они настаивают на проставлении жилого помещения вне очереди.
Представитель ответчика - глава администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района - Торчило Р.А. иск не признал и пояснил, что газоснабжение <адрес> уже прошло. Проведена центральная отводка газопровода, подводка газа к дому осуществляется за плату. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, заброшено. В данном жилом помещении были зарегистрированы родители Алексеева Д.Н., его братья и сестры, всего 6 человек. На данный момент никто из зарегистрированных в доме не проживает. Он считает, что за сохранностью предоставленного жилья должен следить квартиросъемщик. Заключение о непригодности для проживания жилья было выдано преждевременно, о нем ему известно, полномочия сотрудников сельской администрации превышены. Оно было издано, когда уже был подан данный иск в суд. Но это не меняет существо спора. Данное заключение условно. У них нет оснований и возможности предоставить жилье Алексееву Д.Н. К данным исковым требованиям это заключение не относится.
Представитель ответчика администрации Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района и представитель третьего лица Администрации Костромского муниципального района Чиронова Ж.В. исковые требования не признала, пояснив, в настоящее время жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, значится в реестре федеральной собственности. Идет передача данного жилого помещения в муниципальную собственность, но она еще не окончена. Сведений о годе постройки данного жилья у них не имеется. На момент закрепления за истцом жилого помещения, оно принадлежало на праве хозяйственного ведения ОГУП «Кузнецовский льнозавод». Статуса ведомственного жилья данное жилое помещение не имело. В апреле 2009 года на основании ходатайства Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромскому муниципальному району и справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» было вынесено постановление главы Администрации Костромского муниципального района об отмене постановления «О закреплении права на жилую площадь за несовершеннолетними Алексеевым Д.Н., А. , А.». Оснований для отказа в раскреплении жилого помещения на тот момент не было. Это была стандартная процедура. Однако это не значит, что Алексеев Д.Н. сразу после раскрепления жилья не стал нуждающимся во внеочередном порядке. Сначала он должен был подать заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося и предоставить документы, подтверждающие нуждаемость. Так в соответствии со ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. В соответствие с п. 2 ст. 1 Закона Костромской области № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» действие данного Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, имеющих место жительства (место закрепления жилой площади) или место временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) на территории Костромской области. Таким образом, на момент обращения Алексеева Д.Н. в Администрацию сельского поселения для постановки на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения ему должно было быть не более 23 лет. Человек не может всю жизнь числиться и пользоваться правами сироты. Алексеев Д.Н. на основании представленных им документов был поставлен на учет как нуждающийся малоимущий, и состоит в общей очереди на предоставление жилья. Решение о постановке на учет как ребенка-сироты не было принято в связи с тем, что Алексеев Д.Н. на момент обращения не подходил по возрасту. Учетное дело на Алексеева Д.Н. в Администрации Кузнецовского сельского поселения заводилось, но как на малоимущего, а не на сироту. По запросу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области они передавали учетные дела детей-сирот. Не посмотрев, они передали и дело Алексеева Д.Н. Передача учетного дела Алексеева Д.Н. в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области не означает, что О. состоит в очереди на предоставление жилья как сирота. В настоящее время Алексеев Д.Н. состоит на учете в Администрации сельского поселения как малоимущий. Считает, что исковое заявление Алексеева Д.Н. не подлежит удовлетворению, так как на момент обращения Алексеев Д.Н. перешагнул рубеж 23-летнего возраста. Он не воспользовался реализацией своего права в установленные законом сроки.Сестра истца, А., также обращалась в суд с подобным заявлением. По тому делу Администрация Кузнецовского сельского поселения признала иск, так как со стороны прокуратуры было оказано давление. В Администрации Кузнецовского сельского поселения нет юриста, юридически не осмыслив, глава Администрации сельского поселения иск признал. Однако факт признания иска не означает, что были законные основания для его удовлетворения. В Администрации Кузнецовского сельского поселения было учетное дело Алексеева Д.Н. На учете он состоял как малоимущий. В Администрацию Кузнецовского сельского поселения за реализацией своего права, как сирота, Алексеев Д.Н. не обращался. Алексеев Д.Н. не реализовал свои льготы до достижения 23-летнего возраста. С 2007 года он состоит в общей очереди как нуждающийся в улучшении жилищных условий. На момент постановки на учет у Алексеева Д.Н. было закрепленное жилье, но был недостаток учетной нормы. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, - это каркасно-щитовой дом без удобств с печным отоплением. В администрацию Костромского муниципального района поступило ходатайство Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за М. жилого помещения в связи с непригодностью данного жилья для проживания. Оснований для отказа у них не было. Считает, что Алексееву Д.Н. следует отказать в удовлетворении исковых требованиях по двум основаниям: поскольку на момент отправления Алексеева Д.Н. в учебное заведение за ним не было закреплено жилое помещение, и на то время он за ним было закреплена жилая площадь его родителей. Позже закрепление было снято, но это уже не имеет юридического значения, в соответствии с действующим законодательством, охрана прав детей, оставшиеся без попечения родителей осуществляется по достижению ими совершеннолетия или 23 лет (по окончании учебного заведения). Алексеев Д.Н. обратился в суд в 28 лет. Сейчас Алексеев Д.Н. зарегистрирован на другой жилплощади. Считает, что он не нуждается в предоставлении жилого помещения, тем более по тем основаниям, которые он указал в исковом заявлении. Ранее закрепленное жилое помещение за Алексеевым Д.Н. не изымалось, имеет место быть по сей день, другое дело, если оно обветшало и пришло в негодность, тогда здесь необходим капитальный ремонт. Никакие права несовершеннолетнего и сироты не нарушены, льгота на предоставление вне очереди жилого помещения утрачена, в силу прошествии времени наличия жилья.
Представитель ответчика Администрации Костромской области Поройкова С.В. пояснила, что право на внеочередное предоставление жилого помещения возникает у лица, которое признано сиротой, у которого нет закрепленного за ним жилья, которое окончило учебное заведение, пришло из армии или вышло из мест лишения свободы. Материалами дела подтверждено и не оспаривается истцом тот факт, что в установленном законом порядке за истцом было закреплено (постановлением администрации Костромского района от ДД.ММ.ГГГГ) жилое помещение по адресу <адрес>, поскольку его родители были решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. В силу абз. 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004г) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон) дети-сироты или дети оставшиеся без попечения родителей сохраняют право на закрепленное за ними жилье на весь период пребывания в образовательных учреждениях, а дети, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в учебных заведениях должны обеспечиваться жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди. Местом жительства детей согласно норме пункта 2 статьи 8 федерального закона является место закрепления за ними жилой площади. Федеральным законом N 159-ФЗ и правовыми актами Костромской области из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Костромской области) установлено, что жилье предоставляется указанной категории только при отсутствии закрепленного жилья. Исходя из документов, имеющихся в материалах дела, и согласно данным в суде показаниям, истец окончил обучение в ДД.ММ.ГГГГ году и с этого времени мог проживать в указанном помещении. Однако своим правом истец не воспользовался, предпочитая проживать на съемных квартирах. ДД.ММ.ГГГГ истец, согласно поданному заявлению, был поставлен в общую очередь на улучшение жилищных условий, из-за недостаточности метража по месту регистрации (не на внеочередное получение жилья, как сирота). Администрацией Костромского района закрепление жилого помещения было снято в 2009 году по заявлению, поданному сестрой истца. Постановление администрации Костромского района о снятии закрепления жилого помещения издано с нарушением законодательства и не может иметь юридических последствий поскольку, законодательством не предусмотрена процедура снятия закрепления, администрация Костромского района не наделена полномочиями по снятию закрепления, закрепление жилого помещения производится на время пребывания ребенка-сироты в учебном заведении и после окончания учебного заведения, когда наступает право на внеочередное получение жилого помещения у детей-сирот, которые не имели закрепленного жилого помещения, у детей- сирот, имеющих закрепленное жилое помещение возникает право вселится в него и таким образом снимается закрепление (утрачивает юридическую силу акт закрепления за временно отсутствующим лицом жилого помещения). Постановление администрации Костромского района о снятии закрепления было издано тогда, когда акт о закреплении жилого помещения за истцом утратил свою силу, поскольку прошло восемь лет после окончания истцом учебного заведения. В соответствии со статьей 1 Закона Костромской области от 19 октября 2015 года N 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» жилые помещения во внеочередном порядке, должны предоставляться указанным выше лицам, поставленным на учет до 23 лет. Поскольку до 23 лет истец не обращался за постановкой на учет (потому, что не было оснований) в настоящее время у него нет права на внеочередное получение жилого помещения. Документов, подтверждающих факт обращения до 2010 года за постановкой на учет для получения жилья, истцом не предоставлено. Исходя из изложенного, постановка на учет двадцативосьмилетнего Алексеева Д.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, на которое ссылается истец в своем заявлении, не может порождать права на внеочередное получение жилого помещения. На основании изложенного полагает, что права на внеочередное получение жилого помещения согласно Федеральному закону у истца нет. Нет заключения о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> непригодно для проживания. Заключение сельской администрации недействительно, здесь превышены полномочия представителей сельской администрации, решившей вопросы без собственника жилья, данное заключение они не могут издавать в силу закона, необходимо решение комиссии. В ДД.ММ.ГГГГ году Алексеев Д.Н. имел статус сироты, закончил учебное заведение, но у него имелось закрепленное жилое помещение, которым он не пользовался. Закрепление снимается в случаях, если жилое помещение приходит в непригодное для проживания состояние, в случае пожара. В данных случаях детям-сиротам вне очереди предоставляется другое жилое помещение. На момент обращения Алексеева Д.Н. в Администрацию Кузнецовского сельского поселения он был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения как малоимущий, а не как дитя-сирота. В закрепленном за Алексеевым Д.Н. жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, проживал его отец, то есть жилье было пригодно для проживания. Алексеев Д.Н. мог обратиться в органы местного самоуправления либо в органы социальной защиты населения с заявлением о невозможности проживания в данном жилом помещении, но он этого не сделал. До наступления 23-летнего возраста Алексеев Д.Н. не встал на учет как дитя-сирота, нуждающийся в жилом помещении, не реализовал свое право на внеочередное предоставление жилья. Она поддерживает доводы, приведенные представителем Администрации Кузнецовского сельского поселения. Считает, что Алексеев Д.Н. не имеет права на внеочередное предоставление жилья, так как не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как дитя-сирота, то есть до 23-летнего возраста. Факт постановки на учет в 27-летнем возрасте не имеет значения. Лицо в 27-летнем возрасте может быть поставлено на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как малоимущее, а не как дитя-сирота.Учет детей-сирот в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения ведут органы местного самоуправления, Администрация области данными функциями не занимается. Право на внеочередное получение жилого помещения у дитя-сироты сохраняется до 23-летнего возраста. Алексеев Д.Н. до 23 лет на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья не встал. Кроме того, у него было закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которым он не пользовался, и за которым он не следил. Полагает, что достаточных оснований для предоставления Алексееву Д.Н. жилья не имеется.У субъекта Федерации в данном районе свободного жилья нет.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области - Овчаренко С.В. в судебном заседании пояснил, что они поддерживают позицию администрации Кузнецовского сельского поселения и <адрес>. Вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилья, после окончания учебного заведения. У Алексеева Д.Н. на момент окончания учебного заведения имелось закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором проживал его отец. Алексеев Д.Н. данным жилым помещением не стал пользоваться, и за 10 лет оно пришло в непригодное для проживания состояние. В соответствие со ст. 7 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является одной из основных задач органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства должны доводить до сведения собственника, что жилье находится в непригодном для проживания состоянии. Формирование списка детей-сирот, не имеющих жилого помещения, возложено на территориальные органы опеки и попечительства. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Алексеев Д.Н. включен в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, но это было сделано незаконно по представлению прокурора. Данный приказ они отменять не будут, будут ждать решения суда. Данный приказ является незаконным в связи с тем, что на момент постановки на учет Алексеев Д.Н. перешагнул рубеж 23-летнего возраста, а также у Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства нет полномочий по постановке на учет. Решение о постановке на учет должно приниматься жилищной комиссией. Заседание жилищной комиссии по Алексееву Д.Н. не проводилось.
Представитель третьего лица Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства - Гринь Н.Н.в судебном заседании пояснила, что по их запросу Администрацией Кузнецовского сельского поселения были представлены учетные дела детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Среди представленных учетных дел, было дело Алексеева Д.Н. В ДД.ММ.ГГГГ году к ним обратилась А., сестра истца, просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Они пояснили, что в связи с тем, что у нее имеется закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, невозможно поставить ее на учет. Через некоторое время А. предоставила справку БТИ о том, что данное жилье не пригодно для проживания. Они посчитали, что ей необходимо помочь, и обратились в Администрацию Костромского района с ходатайством о раскреплении жилого помещения. В ДД.ММ.ГГГГ года главой Администрации Костромского района было вынесено соответствующее постановление. Сам Алексеев Д.Н. к ним не обращался.Алексеев Д.Н. состоит на учете на улучшение жилищных условий. Полагает, что согласно представленным в суд документам права на внеочередное предоставление жилого помещения он не имеет.
Представитель третьего лица - Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области Ахмерова Э.В. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> включено в реестр государственного имущества Костромской области с 1992 года
Суд, выслушав объяснения сторон, проверив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статья 57 часть 2 пункт 2 ЖК РФ предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Согласно части 5 указанной статьи по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).
Аналогично закрепляя гарантии для данной категории лиц, Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ в качестве мер поддержки и гарантии прав на жилое помещение предусмотрел внеочередное обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Местным законодательством также предусмотрен порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и для данной категории лиц.
<адрес> «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 года в ст. 3 ч.2 п.2) также закреплено внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Обосновывая свои требования, Алексеев Д.Н. в качестве подтверждения своего статуса представил и ссылался на решение Костромского районного народного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым его родители О. и М. были лишены в отношении него родительских прав, и что постановление о закреплении за ним жилой площади было отменено.
Действительно, как установлено судом, решением Костромского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ А. и М. были лишены родительских прав в отношении детей А., А., А., были взысканы алименты на содержание детей. Дети были переданы на попечение органам опеки и попечительства.
Алексеев Д.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в профессиональном лицее №, что подтверждается представленным суду дипломом.
ДД.ММ.ГГГГ, когда уже истец был совершеннолетним и окончил учебные заведения, умер О., о чем суду представлено свидетельство о смерти.
Постановлением главы администрации Костромского района от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними Алексеевым Д.Н., А. , А. было закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>, до их совершеннолетия.
По данным ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Алексеев Д.Н. по данным правовой картотеки приватизированного жилья и частной собственности в Костромском районе не имеет. Право бесплатной приватизации не использовал.
По данным Росреестра по Костромской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним данные о праве собственности на Алексеева Д.Н. отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ Алексеевым Д.Н. в администрацию Кузнецовского сельского поселения было подано заявление с просьбой признать его малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно выписке из протокола администрации Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № семья Алексеева Д.Н. на основании предоставленных документов была признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно книге учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях администрации Кузнецовского сельского поселения Алексеев Д.Н. и А., как малоимущие были включены в список на предоставление жилого помещения.
По данным администрации Кузнецовского сельского поселения по адресу: <адрес>. зарегистрированы: М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А., А., Алексеев Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
По данным администрации Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района в реестре муниципального имущества Кузнецовского сельского поселения <адрес> не значится.
<адрес> Костромского района является федеральной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра государственного имущества Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ.
По данным Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> значится в реестре государственного имущества Костромской области. Вышеуказанное здание закреплено на праве хозяйственного ведения за ОГУП «Кузнецовский льнозавод».
По данным Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в настоящее время свободные изолированные жилые помещения, находящиеся на территории Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района, в жилищном фонде Костромской области отсутствуют.
Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование жилого дома по адресу: <адрес>, износ дома составляет 67%, тесовой пристройки 60%.
Постановлением главы администрации Костромского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении права на жилую площадь за несовершеннолетними Алексеевым Д.Н., А. , А.» было признано утратившим силу.
И только ДД.ММ.ГГГГ Алексеевым Д.Н. в администрацию Кузнецовского сельского поселения было подано заявление с просьбой принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как является ребенком-сиротой, не имеющим закрепленного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Костромской области в адрес Алексеева Д.Н., А. , А. было направлено сообщение, где указано, что в связи с вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ Закона Костромской области от 06.07.2009 года №490-ЗКО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Костромской области в части совершенствования порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма» списки граждан, относящихся к вышеуказанной категории, формирует уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству, в связи с чем их учетные дела направлены в вышеуказанный уполномоченный орган государственной власти.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес О. департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства по костромской области было направлено письмо с указанием, что постановлением администрации Костромского района от ДД.ММ.ГГГГ за ними, как за детьми, оставшимися без попечения родителей, было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, где они в настоящее время зарегистрированы по постоянному месту жительства. В связи с этим, право на предоставление им жилого помещения как лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством не имеется. В случае признания указанного жилого строения непригодным для проживания в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ они имеют право на внеочередное получение жилого помещения как граждане, жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По данному факту прокуратурой Костромского района была проведена проверка. В ходе проверки было установлено, что отказ Департамента соцзащиты в постановке указанных лиц являлся незаконным. По результатам рассмотрения представления прокурора района А., А. и Алексеев Д.Н. были поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения жилищного фонда Костромской области по договору социального найма как лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно списку детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из данной категории, состоящих на учете на улучшение жилищных условий по администрации Кузнецовского сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ Алексеев Д.Н. состоит в общем списке на получение жилья на основании решения органа мастного самоуправления о принятии на учет от ДД.ММ.ГГГГ.
И ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кузнецовского сельского поселения в Межрайонный комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства были направлены учетные дела Алексеева Д.Н., А., А.
Данное подтверждает доводы представителя ответчика администрации Кузнецовского сельского поселения, что постановка истца на учет как ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей, имела место после воздействия прокуратуры.
ДД.ММ.ГГГГ Алексеевым Д.Н. в Межрайонный комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства было подано заявление с просьбой включить его в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Алексееву Д.Н. и А. было сообщено, что протоколом жилищной комиссии межтерриториального комитета социальной защиты населения, опеки попечительства от ДД.ММ.ГГГГ они включены в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В настоящее время в качестве нуждающихся в предоставлении жилой площади по Костромскому району состоит 82 человека вышеуказанной категории. Жилое помещение им будут предоставлено по мере его приобретения и при наступлении оснований.
Что также подтверждается представленной суду выпиской из протокола № заседания жилищной комиссии межтерриториального комитета социальной защиты населения, опеки попечительства от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства Алексеев Д.Н. был включен в списки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
По данным администрации Костромской области Алексеев Д.Н. состоит с списках из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, состоящих на учете в муниципальном образовании Костромской муниципальный район.
Далее, ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Кузнецовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу: <адрес> было признано непригодным для проживания, как не соответствующее санитарным и техническим нормам в следствии износа жилого дома, требованиям, предъявляемым к жилому помещению по причине не обеспечения инженерными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, имеющимся в Кузнецовском сельском поселении.
Статус Алексеева Д.Н. как сироты, никем не оспаривается.
Также никем не оспаривается, что постановление имело место о закреплении жилья за несовершеннолетним Алексеевым Д.Н., а впоследствии постановление администрации Костромского района от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении права на жилую площадь за несовершеннолетними Алексеевым Д.Н., А. , А.» постановлением главы администрации Костромского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ было признано утратившим силу.
Но данное решение не имеет существенного юридического значения. Поскольку решение о закреплении жилого помещения принимается за несовершеннолетними детьми-сиротами или оставшимися без попечения родителей, и в связи с наступлением совершеннолетия, окончания учреждения, где они обучались данное решение уже не имеет необходимости. И дети -сироты вправе сами реализовывать свои жилищные права на данное жилое помещение.
Алексеев Д.Н., что он и сам не отрицает, после окончания учебного заведения не стал проживать в закрепленном за ним жилом помещении, по своему мнению не считавшим пригодным его для своего проживания. Никаких попыток отремонтировать жилое помещение, или обратиться за решением данного вопроса к собственнику, не обращался. Сам за жилым помещением не следил, поддерживать его в надлежащем состоянии не стремился.
При этом в данном жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ до выписки в дом-интернат проживал его отец О., что подтверждается справкой Администрации Кузнецовского сельского поселения, и много численными актами обследования жилых помещений.
По данным администрации Кузнецовского сельского поселения по адресу: <адрес>, зарегистрированы: М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Алексеев Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
То есть Алексеев Д.Н., будучи сиротой, имел и имеет в настоящее время жилое помещение, предоставленное, как следует, по договору найма, где он и зарегистрирован.
Статус Алексеева Д.Н. как сироты, никем не оспаривается, равно как ее право на льготы и социальные гарантии, предоставляемые Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как видно таковые гарантии и льготы ей предоставлялись.
Однако, вышеприведенная статья 57 Жилищного Кодекса, оговаривая внеочередное предоставление жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусматривает предоставление жилых помещений не вообще всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как лиц имеющих данный статус, дающий право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Но, как установлено судом, согласно фактическим обстоятельствам дела Алексеев Д.Н., будучи сиротой, имел и имеет жилое помещение в настоящее время.
Суду представлена паспорт Алексеева Д.Н., согласно которого Алексеев Д.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Что не может давать и еще дополнительных гарантий на внеочередное предоставление жилого помещения. Что предусмотрено только для лиц, не имеющих жилых помещений.
Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ст.8 в качестве гарантий на жилое помещение предусматривает: -
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
И только при отсутствии закрепленного жилого помещения, как прямо предусмотрено в абзаце втором п.1 ст.8 данного Закона, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В рамках федерального законодательства, Закон Костромской области «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» № 348-ЗКО от 19.12.2005 года с последующими изменениями и дополнениями в ст.6 предоставляет право на внеочередное обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. Также как вынесенное Администрацией Костромской области постановление от 01.09.2008 года № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в Костромской области».
Согласно ст.3 ч.2 Закона Костромской области № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» от 25.12.2006 года с последующими изменениями и дополнениями - Жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом положений статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области».
Таким образом, предусмотренные действующим законодательством гарантии прав на жилое помещение в отношении Алексеева Д.Н. реализованы. И не отменяются вынесенными в отношении его решениями исполнительной власти.
Согласно списку детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из данной категории, состоящих на учете на улучшение жилищных условий по администрации Кузнецовского сельского поселения на ДД.ММ.ГГГГ Алексеев Д.Н. состоит в общем списке на получение жилья на основании решения органа мастного самоуправления о принятии на учет от ДД.ММ.ГГГГ.
И ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кузнецовского сельского поселения в Межрайонный комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства были направлены учетные дела Алексеева Д.Н., А., А.
Алексеев Д.Н. протоколом жилищной комиссии межтерриториального комитета социальной защиты населения, опеки попечительства от ДД.ММ.ГГГГ они включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Что также подтверждается представленной суду выпиской из протокола № заседания жилищной комиссии межтерриториального комитета социальной защиты населения, опеки попечительства от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства Алексеев Д.Н. был включен в списки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Сам по себе статус истца, как сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, с учетом наличия жилого помещения, не дает ему право на внеочередное предоставление жилого помещения, равно как согласно изложенного он не имеет права состоять на учете внеочередного предоставления жилья.
Суд не рассматривает вопрос о законности постановки его на учет, как нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья, и принятого решения жилищной комиссии. Но суд, проверив обоснованность принятых решений, при принятии решения руководствуется требованиями закона, а не вынесенными решениями исполнительной власти.
А потому суд считает, что оснований предоставления Алексееву Д.Н. вне очереди жилого помещения не имеется, что ущемляло бы права и охраняемые законом интересы иных лиц. И требования истца удовлетворению не подлежат, как не основанные на законе.
Проанализировав положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса РФ, регламентирующие основания и порядок внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что Алексеев Д.Н. не может быть отнесен к категории лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, поскольку имеет жилое помещение.
То обстоятельство, что семья Алексеева Д.Н. на основании предоставленных документов была признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, само по себе не влечет для органа местного самоуправления обязанности по постановке истца на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Что не лишает его права на получение жилого помещения на общих основаниях. Где, в общем списке, нуждающихся в жилых помещениях по Кузнецовскому сельскому поселению Костромского муниципального района Костромской области он на сегодняшний день и состоит, по решению Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №
Суд не принимает во внимание заключение ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Кузнецовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания, как не соответствующее действующему законодательству и принятое даже без уведомления правообладателя.
Данных о том, что данное помещение было непригодно для проживания на момент окончания Алексеевым Д.Н. учебного заведения, не имеется. А принятое решение спустя А. лет после окончания им учебного заведения не может об этом свидетельствовать. Тем более, сами наниматели не проживая в данном помещении и не следя за ним, тем саамы способствовали его ненадлежащему состоянию.
Даже если данное помещение действительно в настоящий момент не пригодно для проживания, то в отношении истца будет действовать норма ч.2 п.1 ст. 57 ЖК РФ, о внеочередном предоставлении жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке не пригодными для проживания при условии, что оно ремонту или реконструкции не подлежит. Что не является предметом данного судебного разбирательства.
Также в соответствии со ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со статьей 1 Закона Костромской области от 19 октября 2015 года N 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» жилые помещения во внеочередном порядке, должны предоставляться указанным выше лицам, поставленным на учет до 23 лет.
Истец до 23 лет не обращался за постановкой на учет на внеочередное получение жилого помещения, как ребенок-сирота, что он и сам признает.
Соответственно, в силу данных положений закона истца также не имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, как ребенок-сирота.
Решение суда о предоставлении жилого помещения вне очереди в отношении его сестры, не может являться основанием для удовлетворения него требований. В Российской Федерации действует не прецедентное право, и каждый спор рассматривается с учетом конкретных обстоятельств дела по представленным суду доказательствам.
Таким образом, суд находит, что требования Алексеева Д.Н. о предоставлении жилого помещения вне очереди не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
А потому, на основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Алексеева Д.Н. к Администрации Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, Администрации Костромской области, Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Костромской областной суд через районный суд.
Судья: Добровольская Т.В.