№ 2-858/2010
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2010 г. | г. Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
с участием истца Костромского межрайонного природоохранного прокурора Зобниной О.И.,
представителя третьего лица Отдела водных ресурсов по Костромской области Верхнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Бойкова В.И.,
при секретаре судебного заседания Смирновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора к ООО фирма «Ремжилстрой» о возложении обязанности выполнить мероприятия по прекращению сброса загрязненных сточных вод в р. Сущевка, обеспечить надлежащую очистку сбрасываемых сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском ООО фирма «Ремжилстрой» о возложении обязанности выполнить мероприятия по прекращению сброса загрязненных сточных вод в р. Сущевка, обеспечить надлежащую очистку сбрасываемых сточных вод. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды при сбросе сточных вод из канализационной системы, балансосодержателем которых является <данные изъяты> эксплуатируемой организацией ООО фирма «Ремжилстрой», в р. Сущевка. Установлено что согласно договора аренды систем водоотведения и водоснабжения с правом выкупа № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял во временное владение и пользование с правом выкупа у <данные изъяты> объекты коммунальной инфраструктуры: систему водоотведения <адрес>, <адрес> <адрес>, систему водоотведения и водоснабжения <адрес>, <адрес>. Таким образом, ответственность за надлежащую отчистку сбрасываемых сточных вод возлагается на арендатора - ООО фирма «Ремжилстрой». Проверкой установлено, что сброс сточных вод в водные объекты р. Сущевка осуществляется без полученных в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод, договора на водопользование, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) отсутствует. Отсутствует также проект нормативно допустимых сбросов. Кроме того, установлено, что очистные сооружения, расположенные в с. Сущево, включающие в себя здание КНС, нежилое здание и аэротенки, находятся в нерабочем состоянии, сточные воды, минуя очистные сооружения, поступают на КНС, расположенную на <адрес>, территория водоохраной зоны и береговой полосы заболочена канализационными стоками. ООО фирма «Ремжилстрой» производит сброс загрязненных вредными веществами сточных вод с превышением норм в р. Сущеву (водоем первой категории рыбохозяйственного назначения). Сброс загрязненных сточных вод ответчиком влечет к поступление с объемом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, так как нормативное качество сбрасываемых сточных вод не выдерживает нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том чисел нормативы предельно допустимых концентраций вредных объектов рыбохозяйственного значения, что ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда водным объектам, что нарушает права РФ и неопределенного круга лиц. На основании изложенного, истец просит возложить на ООО фирма «Ремжилстрой» обязанность выполнить мероприятия по прекращению сброса загрязненных сточных вод в р. Сущевка и обеспечить надлежащую очистку сбрасываемых сточных вод в р. Сущевка в соответствии с требованиями, предусмотренными Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды, санитарными правилами гигиеническими нормативами качества воды, в срок до 01 июня 2011 г.
В судебном заседании помощник Костромского межрайонного природоохранного прокурора Зобнина О.И. требования искового заявления поддержала в полном объеме по доводам и основаниям в нем изложенным. Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства, в связи с неявкой представителя ответчика в судебное заседание без уважительных причин.
Представитель ответчика ООО фирма «Ремжилстрой» в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил, заявления в суд о рассмотрение дела в их отсутствие или об отложении судебного заседания от него не поступало. Возражений по существу заявленных требований от ответчика также не поступало.
Представитель третьего лица Отдела водных ресурсов по Костромской области Верхнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Бойков В.И., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Суд, выслушав прокурора Зобнину О.И., представителя третьего лица Бойкова В.И., изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО фирма «Ремжилстрой» (Арендатора) с одной стороны и <данные изъяты> (Арендодателя) с другой стороны заключили договор № аренды систем водоотведения и водоснабжения с правом выкупа, согласно которому Арендодатель на возмездной основе предоставляет арендатору во временное владение и пользование с правом выкупа принадлежащие ему объекты коммунальной инфраструктуры: системы водоотведения <адрес> <адрес>, система водоснабжения <адрес> и <адрес> (л.д. 22-25). Арендатор принимает в пользование объекты коммунальной инфраструктуры жилищного фонда и осуществляет надлежащим образом эксплуатацию указанных в приложениях №№ 1-4 зданий, сооружений, устройств, сетей, оборудования (л.д. 26-27).
При этом согласно вышеназванного договора от ДД.ММ.ГГГГ Арендатор взял на себя следующие обязанности: восстановить работоспособность канализационной насосной станции и очистных сооружений системы водоотведения с. Сущево за счет средств учтенных на эти цели в расчете тарифа на водоотведение; производить техническое обслуживание и текущий ремонт находящихся у него в аренде зданий, сооружений, устройств, сетей, оборудования.
На основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между колхозом <данные изъяты> с одной стороны (Арендатором) и ООО фирма «Ремжилстрой» (новый арендатор) с другой стороны, арендатор передал, а новый арендатор принял все права и обязанности арендатора по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-20) в отношении земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (л.д. 15-17).
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, согласно ст. Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
возмещение вреда окружающей среде;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды и др.
под водным объектом, в соответствии п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ, понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Под водоотведением, согласно п. 7 ст. 1 Водного кодекса РФ, понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты;
Одним из принципов водного законодательства, изложенных в ст. 3 Водного кодекса РФ является использование водных объектов без оказания негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В силу ч. 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статья 56 Водного кодекса РФ 6. запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст.ст. 47-50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Согласно 56 Водного кодекса запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты.
Согласно п. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, следует, что водоотведение - это технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Статья 33 Водного кодекса РФ также содержит требование о том, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (ил) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
В рамках проведенной Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой осмотра места сброса канализационных стоков в р. Сущевка из канализационной системы с. Сущево установлено, что КНС и очистные сооружения находятся в неисправном состоянии, очистка канализационных стоков не осуществляется; из КНС и конечного перед ней канализационного колодца излива стоков не обнаружено. Установлено, что вся пойменная часть р. Сущевка (водоем рыбохозяйственного назначения, юго-восточнее КНС, на расстоянии более 50 м от уреза воды залита хоз-фекальными стоками с образованными в отрицательных формах рельефа водоемами. Место сброса канализационных стоков обнаружить не удалось из-за заболоченности канализационными стоками территории водоохраной зоны и береговой полосы. В водоохраной зоне и береговой полосе обнаружены потоки канализационных стоков текущие по направлению к р. Сущевка и впадающие в нее. Приблизительно в 150 м. ниже по течению от места сброса стоков в р. Сущевка вода в ней имеет резкий запах канализации. Таким образом, установлен факт сброса неочищенных канализационных стоков в водный объект (акт обследования (осмотра) места сброса канализационных стоков в р. Сущевка, л.д. 30, акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 34).
Согласно п. 6.11 СанПиН 2.1.5.980-00 для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (НДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
В судебном заседании достоверно установлено, что у ответчика отсутствует согласованный в установленном порядке проект нормативно допустимых сбросов.
В соответствии с п.4.2. СанПиН 2.1.5.-980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 г., сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.
Согласно сведениям, предоставленным Костромским филиалом ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО):
- в выходе стоков после КНС в р. Сущевку обнаружено превышение норм ПДК вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного водоема: по иону аммония в <данные изъяты> раза, по фосфатам в <данные изъяты> раза, по БПК в <данные изъяты> раз, по нефтепродуктам в <данные изъяты> раза, по железу в <данные изъяты> раз, по АПАВ в <данные изъяты> раз;
- р. Сущевка выше стока с КНС 300м обнаружено превышение норм ПДК вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного водоема: по иону аммония в <данные изъяты> раза, по нитрит-иону в <данные изъяты> раз, по железу в <данные изъяты> раз;
- р. Сущевка ниже стока с КНС 300 м обнаружено превышение норм ПДК вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного водоема: по иону аммония в <данные изъяты> раза, по нитрит-иону в <данные изъяты> раз, по БПК в <данные изъяты> раза (л.д. 35-38).
Из объяснений генерального директора ООО фирма «Ремжилстрой» ФИО6., данных им в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, следует, что разрешения на выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников отсутствуют, проект предельно допустимых выбросов, проект санитарно-защитной зоны не разрабатывался. Эксплуатируемые очистные сооружения находятся в неисправном состоянии, сброс сточных вод с очистных сооружений осуществляется в р. Сущевка; решение на право пользования водным объектом отсутствует. В настоящее время ведутся работы по прекращению сброса, на КНС приобретен компрессор, произведен его монтаж, ведется восстановление аэротенков. На предприятии образуется 26 наименований отходов, 5 классов наименований, в результате которых образуются отходы. Паспорта отходов не имеются. Плата за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляется (л.д. 40-41).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлен ряд нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, а именное: сброс загрязненных канализационными стоками вод ООО фирма «Ремжилстрой» в водные объекты р. Сущевка осуществляется без полученных в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод, договора на водопользование; у ООО фирма «Ремжилстрой» отсутствуют разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, проект нормативно допустимых сбросов, проект санитарно-защитной зоны.
Сброс ответчиком загрязненных канализационными стоками вод в р. Сущевка не обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение биологического разнообразия в благоприятной окружающей среде, влечет к поступлению в р. Сущевка завышенного количества загрязняющих веществ, поскольку нормативное качество сбрасываемых сточных вод не выдерживает нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных объектов рыбохозяйственного значения, что ведет к загрязнению окружающей среды и причинению вреда водным объектам, а также нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Исходя из изложенного, требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора к ООО фирма «Ремжилстрой» о возложении обязанности выполнить мероприятия по прекращению сброса загрязненных сточных вод в р. Сущевка и обеспечить надлежащую очистку сбрасываемых сточных вод обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 233-235, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора к ООО фирма «Ремжилстрой» о возложении обязанности выполнить мероприятия по прекращению сброса загрязненных сточных вод в р. Сущевка, обеспечить надлежащую очистку сбрасываемых сточных вод удовлетворить.
Возложить на ООО фирма «Ремжилстрой» обязанность в срок до 01 июня 2011 г. выполнить мероприятия по прекращению сброса загрязненных сточных вод в р. Сущевка, обеспечить надлежащую очистку сбрасываемых сточных вод в р. Сущевка в соответсвии с требованиями, предусмотренными водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды, санитарными правилами и гигиеническими нормативами качества воды.
Ответчик вправе подать в Костромской районный суд Костромской области заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в Костромской областной суд через Костромской районный в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья | О.В. Гурьянова |