Дело № 2-435/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 июля 2010 г. г.Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Лепиной Л.Л. при секретаре Джурко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лондарева В.В. к областному государственному учреждению «Центр Социальных выплат» о признании незаконным акта государственного органа, о дополнительном увеличении присужденных денежных сумм, взыскании задолженности и компенсации ущерба от инфляции,
У С Т А Н О В И Л:
Лондарев В.В. обратился в суд с иском к областному государственному учреждению «Центр Социальных выплат» о признании незаконным акта государственного органа, о дополнительном увеличении присужденных денежных сумм, взыскании задолженности и компенсации ущерба от инфляции. Свои требования обосновал тем, что в 1986 г. он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС. В 1993 г. в связи с этим признан инвалидом. С 23 сентября 2003 г. инвалидность ... группы установлена бессрочно. Он имеет право на компенсации и льготы, предусмотренные законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. Указывает, что органы социальной защиты несвоевременно производили ему выплаты, размеры выплат не увеличивали. Решением Костромского райсуда от 11 сентября 2007 г. за ним признано право на получение ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1 сентября 2007 г. по ... руб. ... коп., суд признал за ним право на получение ежегодной компенсации за вред здоровью, в частности, за 2007 г. ... руб. ... коп. Считает, что должна производиться индексация указанных выплат, однако органы социальной защиты этого не делают. Указывает, что он не заявлял требований о реализации права на получение ежегодной компенсации «на оздоровление», предоставленной законно участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, также не заявлял требований о назначении выплат в порядке социальной поддержки, введенных в закон с 1 января 2001 г., поскольку это для него невыгодно. В связи с этим истец просит признать незаконным акт органа социальной защиты населения, на основании которого в 2008 г. изменены его, Лондарева, отношения с Государством, и уменьшен размер ежегодной компенсации, выплачиваемый в связи с повреждением здоровья; провести индексацию периодических выплат, входящих в объем возмещения вреда здоровью. Просит взыскать задолженность по выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 сентября 2007 г. по 30 апреля 2010 г. в размере .... и компенсацию ущерба от инфляции ... руб. ... коп. Просит также обязать ответчика обеспечить выплату ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1 мая 2010 г. по ...., в дальнейшем увеличивать выплату в порядке, установленном законом. Просит взыскать задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2007, 2008, 2009 и 2010 г.г. в сумме .... и компенсацию ущерба от инфляции за период с 1 декабря 2007 г. по 30 апреля 2010 г. в размере ...., а также обязать ответчика в дальнейшем обеспечить своевременную выплату ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом ежегодного увеличения в порядке, установленном законом.
Истец Лондарев В.В. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ОГУ «Центр социальных выплат» - Давидьян Т.Н., действующая на основании доверенности № 02-01 от 11 января 2010 г., в суде полагает, что требования Лондарева не основаны на законе и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Действующее законодательство предусматривает различный порядок индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсация за вред здоровью, а также ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, несмотря на то, что указанные выплаты входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексировались в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно в соответствии с постановлениями Правительства РФ. С 1 сентября 2007 г. Лондарев получает компенсацию на продтовары в сумме ...., установленной решением суда от 11 сентября 2007 г. Решением суда ответчик не обязан производить индексацию данной суммы в последующие годы, то есть в 2008-2010 гг. В связи с тем, что истец получает компенсацию в размере, превышающем размер, установленный Правительством РФ на 2010 г., отсутствуют правовые основания для её индексации. Кроме того, решением суда от 11 сентября 2007 г. суд обязал комитет соцзащиты населения, опеки и попечительства администрации Костромского района выплатить истцу ежегодную компенсацию за вред здоровью за 2007 г. в размере .... Указанная сумма истцу была выплачена. Суд не обязал ответчика производить ежегодно индексацию размера указанной компенсации, поэтому в дальнейшем комитет в 2008 г., а впоследствии и ОГУ «Центра социальных выплат» в 2009 г. назначал выплату в размерах, установленных постановлениями Правительства РФ на соответствующий год. В 2009 г. истцу назначена к выплате ежегодная компенсация на оздоровление в соответствии с постановлением Правительства РФ в размере .... В 2010 г. истец за назначением выплаты не обращался. Поскольку выплата ежегодной компенсации на оздоровление носит заявительный характер, она будет назначена при обращении истца в ОГУ «ЦСВ» с соответствующим заявлением.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, а также выплатные дела в отношении Лондарева В.В., суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что решением Костромского райсуда Костромской области от 11 сентября 2007 г. на Территориальный отдел социальной защиты населения по Костромскому муниципальному району была возложена обязанность обеспечить Лондареву В.В. выплату с 1 сентября 2007 г. ежемесячной компенсации на приобретение продтоваров в сумме ...., а также ежегодной компенсации за вред здоровью за 2007 г. в сумме ....
Данное решение суда вступило в законную силу 27 сентября 2007 г. и исполнено.
Истец Лондарев В.В. фактически просит проиндексировать установленные вышеназванным решением суда суммы, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, аналогичном порядку индексации, установленному для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью.
Однако, по мнению суда, требования истца не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Согласно п.22 ст. 14 и ч.1 ст.39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федеральной закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 3-х кратного установленного законом минимального размера оплаты труда и ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 5-ти кратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.
Федеральным Законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ в данный закон были внесены изменения, в соответствии с которыми указанные выплаты стали исчисляться в твердых денежных суммах - 300 рублей и 500 рублей соответственно.
Пунктом 8 ст. 3 ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ статья 14 Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» была изложена в новой редакции, согласно которой право на получение ежемесячной денежной компенсации предусмотрено пунктом 13 части 1 данной статьи (а не пунктом 22, как было ранее).
В соответствии с ч. 3 ст. 5 базового Закона (в редакции от 26 апреля 2004 г. № 31
ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя, из уровня инфляции, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ.
Из статей1, 2, 7 Конституции РФ во взаимосвязи ее со статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из смысла закона следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью по своей правовой природе отличаются от ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, которые предусмотрены пунктом 15 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Так, норма ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Спорные компенсации относятся к последним. При этом их индексация впервые (в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью) была предусмотрена Федеральным Законом от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ, в соответствии с которым ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определила, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» был предусмотрен новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.
В Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. При этом ст. 3 ФЗ от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ и ст. 4 ФЗ от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ установлено, что в 2000 г. выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 85 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно пунктом 3 ст. 4 ФЗ от 7 августа 2000 г. № 122 ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847, от 7 мая 2005 г. № 292, от 25 апреля 2006 г. № 246, от 21 марта 2007 г. № 171, от 21 декабря 2007 г. № 914, от 16 декабря 2009 г. № 1024 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 года размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Этими Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Действующее законодательство предусматривает различный порядок индексации ежемесячной денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсация за вред здоровью, а также ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, несмотря на то, что указанные выплаты входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексировались в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, в соответствии с постановлениями Правительства РФ.
В силу ч.3 ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, исходя из уровня инфляции индексации подлежат размеры выплат, установленные настоящим Законом.
В Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года № 879-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лебедянского районного суда Липецкой области о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» также указано, что вопрос об определении порядка индексации различных видов выплат является прерогативой законодателя.
Из материалов гражданского дела, а также из выплатных дел усматривается, что с 1 сентября 2007 г. Лондарев получает компенсацию на продтовары в сумме ...., установленной решением суда от 11 сентября 2007 г. Решением суда ответчик не обязан производить индексацию данной суммы в последующие годы, то есть в 2008-2010 гг.
В связи с тем, что истец получает компенсацию в размере, превышающем размер, установленный Правительством РФ на 2010 г., отсутствуют правовые основания для её индексации.
Кроме того, решением суда от 11 сентября 2007 г. суд обязал комитет соцзащиты населения, опеки и попечительства администрации Костромского района выплатить истцу ежегодную компенсацию за вред здоровью за 2007 г. в размере .... Указанная сумма истцу была выплачена. Суд не обязал ответчика производить ежегодно индексацию размера указанной компенсации, поэтому в дальнейшем комитет в 2008 г., а впоследствии и ОГУ «Центра социальных выплат» в 2009 г. назначал выплату в размерах, установленных постановлениями Правительства РФ на соответствующий год.
В 2008 г. истцу назначена к выплате ежегодная компенсация на оздоровление в соответствии с постановлением Правительства РФ в размере .... В 2009 г. истцу назначена компенсация в размере .... Данные суммы истцом получены.
Постановлением Правительства РФ № 907 от 31 декабря 2004 г. утверждены Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, которые определяют порядок выплаты гражданам предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» компенсаций, в том числе, ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренной статьей 39 Закона, инвалидам из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона.
В соответствии с данными Правилами выплата компенсации носит заявительный
характер, то есть осуществляется по заявлениям получателей, на основании которых орган в сфере социальной защиты населения формирует списки и направляет их в территориальный орган Федерального казначейства, который, в свою очередь, перечисляет на основании
представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату
компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации. Согласно пункту 8 Правил выплата компенсации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Установлено, что в 2010 г. истец за назначением выплаты не обращался. В случае подачи истцом соответствующего заявления, указанная выплата ему будет произведена.
Законных оснований для выплаты истцу компенсаций в большем размере не имеется.
Судом также установлено, что ответчиком какого-либо акта о снижении размере ежегодной компенсации с 2008 г., который истец просит признать незаконным, не принималось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Лондарева В.В. в полном объеме.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Лондареву В.В. в удовлетворении иска к областному государственному учреждению «Центр Социальных выплат» о признании незаконным акта государственного органа, о дополнительном увеличении присужденных денежных сумм, взыскании задолженности и компенсации ущерба от инфляции в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через райсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Л.Л.Лепина