Дело № 2-329/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 апреля 2011 г. Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Лепиной Л.Л. при секретаре Шершневой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алексиной Е.И. о признании незаконным постановления главы администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района № 16 от 29 марта 2011 г., обязании отменить указанное постановление, УСТАНОВИЛ: Алексина Е.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района № 16 от 29 марта 2011 г., обязании отменить указанное постановление. Свои требования обосновала тем, что в ноябре 2010 г. она, Алексина, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как вдова участника Великой Отечественной войны на основании п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. 29 марта 2011 г. данное постановление было отменено постановлением главы администрации Чернопенского муниципального района в связи с тем, что она, Алексина, якобы, ухудшила свои жилищные условия в соответствии со ст. 53 ЖК РФ. С данным решением она, заявитель, не согласна. В настоящее время она проживает в доме В.В., ранее проживала в квартире по адресу..., которая также принадлежала В.В. В Кострому Алексина переехала после смерти мужа в 2004 г. До этого жила с мужем в п.... области в однокомнатной квартире. После того, как в г.Кострому ее забрала дочь, квартиру она, Алексина, оставила сыну. Таким образом, после переезда в по адресу... с 2004 г. она, Алексина, не имеет в собственности жилья, с этого времени свои жилищные условия она не ухудшала. В связи с этим заявитель просит признать незаконным постановление главы администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района № 16 от 29 марта 2011 г., обязать главу Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района отменить свое постановление от 29 марта 2011 г. Заявитель Алексина Е.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела распиской, причина неявки неизвестна. Представитель Алексиной Е.И. - её дочь Федоренко Л.А. в судебном заседании заявление поддержала и пояснила, что в 2004 г. Алексина продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру в г.... области жене своего сына, и переехала на постоянное место жительства из ... области в г.Кострому и стала проживать вместе с ее (Федоренко) семьей в четырехкомнатной квартире по адресу..., где была зарегистрирована по месту жительства. Данная квартира принадлежит ей (Федоренко), ее мужу и сыну в равных долях. В 2010 г. заявитель узнала, что вдовам ветеранов, к которым относится Алексина, полагается жилье или денежная компенсация на получение жилья. В июне 2010 г. Алексина снялась с регистрационного учета в вышеуказанной квартире и зарегистрировалась по месту жительства по адресу..., который принадлежит зятю Алексиной - В.В. (мужу Федоренко Л.А.). Дом без удобств, имеется только печное отопление и вода, туалет на улице. Кроме того, между Алексиной и В.В., заключен договор найма указанного жилого дома. 16 ноября 2010 г. Алексина была поставлена на учет в администрации Чернопенского сельского поселения в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, поскольку своего жилья не имеет. 29 марта 2011 г. постановление о постановке Алексиной на учет было отменено, с чем заявитель не согласна. Представитель Алексиной Е.И. - адвокат Бакин А.В. в суде полагает, что Алексина незаконно была снята с учета нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, поскольку своего жилья она, Алексина, не имеет. Заинтересованное лицо - глава администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Новиков В.Ф. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее, в предварительном судебном заседании, полагал требования Алексиной необоснованными и пояснил, что снятие Алексиной с учета на предоставление жилого помещения связано с тем, что она не является нуждающейся в предоставлении жилья, так как изначально Алексина ошибочно была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, в нарушение ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку является членом семьи собственника (своей дочери Федоренко) жилого помещения по адресу.... Кроме того, жилой дом по адресу... принадлежит зятю Алексиной, членом семьи которого она является. Более того, Алексина фактически проживает в г.Костроме, дом по адресу... используется ею и семьей В.В., как дачный, в летний период. Более того, метраж дома по адресу... составляет 59,5 кв. метра. Представитель заинтересованного лица - администрации Костромского муниципального района в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее, в предварительном судебном заседании представитель заинтересованного лица Чиронова Ж.А., действующая на основании доверенности от 1 января 2010 г., считала требования Алексиной необоснованными, поскольку она, как член семьи собственника помещения, изначально не могла быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, учетное дело Алексиной Е.И., суд приходит к следующему. Судом установлено, что А.Я. и Алексина Е.И. состояли в браке с ...года, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии ...года Согласно справке ВКПК ...года №, муж Алексиной Е.И., ... года рождения, - А.Я., ... года рождения, участвовал в Великой Отечественной войне с 1942 г. по 1945 г. ...года А.Я. умер, что подтверждается свидетельством о смерти № от ...года Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции Указа № 30 от 9 января 2010 г.) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Таким образом, Алексина Е.И. относится к категории граждан, на которых распространяется действие Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Вместе с тем, предоставление жилья по договору социального найма вдовам участников Великой Отечественной войны возможно в случае, если они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Кроме того, в силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из пояснений представителя заявителя - Федоренко А.В. усматривается, что Алексина Е.И. в 2004 г. продала имеющуюся у нее в собственности (на основании договора приватизации) квартиру в г.... области супруге своего сына, после чего переехала на постоянное место жительства в г.Кострому, где была вселена в качестве члена семьи в квартиру по адресу..., в которой 1/2 доля принадлежит зятю В.В., и по 1/4 доле - дочери (Федоренко А.В.) и внуку (П.А.). В указанной квартире заявитель была зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживала. ...года А.Я. зарегистрирована по месту жительства по адресу..., в доме мужа Федоренко А.В. - В.В. Однако фактически Алексина вместе с семьей В.В. продолжает проживать в квартире в г.Костроме, дом по адресу... используется, как дачный, с конца весны до осени. Из отметок в паспорте Алексиной Е.И. усматривается, что с ... 2004 г. по ... 2010 г. она была зарегистрирована по адресу.... С ... 2010 г. Алексина Е.И. зарегистрирована по адресу... Судом установлено, что в квартире по адресу..., по состоянию на 25 января 2011 г. зарегистрированы три человека - В.В., П.А. и Федоренко Л.А., что подтверждается справкой МБУ г.Костромы «Центр регистрации граждан». Указанные лица являются членами семьи Алексиной Е.И. (зятем, внуком и дочерью соответственно), им троим на праве собственности принадлежит данная квартира. Общая площадь квартиры составляет 102,2 кв. м. Кроме того, жилой дом по адресу..., общей площадью 59,5 кв. м, где в настоящее время зарегистрирована по месту жительства Алексина Е.И., также является собственностью ее зятя - В.В., что подтверждается свидетельством о праве собственности от ...года №. При этом данная квартира приобретена им в период его брака с дочерью Алексиной Е.И. - Федоренко А.В., что свидетельствует о том, что последняя также является в силу норм Семейного кодекса РФ собственником данного дома. Из материалов гражданского дела усматривается, что 15 сентября 2010 г. Алексина Е.И. обратилась в администрацию Чернопенского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Постановлением главы администрации Чернопенского сельского поселения от 16 ноября 2010 г. № 53 Алексина Е.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как вдова умершего участника Великой Отечественной войны на основании п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. 10 февраля 2011 г. заместителем прокурора Костромского района в адрес главы администрации Чернопенского сельского поселения направлено письмо, в котором указано, что Алексиной Е.И. должно быть отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся, а постановление главы администрации Чернопенского сельского поселения от 16 ноября 2010 г. № 53 подлежит отмене, поскольку в действиях Алексиной усматривается ухудшение своих жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся. Данный вывод обоснован тем, что с октября 2004 г. Алексина была зарегистрирована и постоянно проживала у дочери в благоустроенной четырехкомнатной квартире по адресу..., общей площадью 102,2 кв. м. В указанной квартире площадь жилого помещения в 2 раза превышала учетную норму общей площади, установленную на территории Чернопенского сельского поселения. 28 июня 2010 г. Алексина была зарегистрирована по месту жительства по адресу..., однако фактически там не проживает. 29 марта 2011 г. Постановлением главы администрации Чернопенского сельского поселения № 16 вышеуказанное постановление отменено в связи с тем, что в действиях Алексиной Е.И. усматривается ухудшение жилищных условий. Суд находит указанное постановление законным и не подлежащим отмене по следующим обстоятельствам. Согласно Постановлению главы г.Костромы от 16 июня 2009 г. N 1083 Об установлении уровня благоустройства жилых помещений в целях признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории г.Костромы» благоустроенными на территории города Костромы являются жилые помещения, отвечающие требованиям: электроснабжение, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение (центральное, водонагреватель), водоотведение, центральное или автономное отопление, газоснабжение (в газифицированных районах), наличие кухни, туалета, ванны (душа). Решением Думы г.Костромы от 23 июня 2005 г. № 54 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.Костроме» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы: в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Решением Совета депутатов Чернопенского сельского поселения от 28 января 2010 г. № 2 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления муниципальной жилой площади по договорам социального найма в Чернопенском сельском поселении Костромского муниципального района» установлена учетная норма площади жилого помещения, в отдельном жилом помещении в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Таким образом, судом достоверно установлено, что квартирапо по адресу..., в которую вселилась и проживает до настоящего времени Алексина Е.И. в качестве члена семьи, принадлежит на праве собственности членам её семьи - ее дочери Федоренко А.В., зятю В.В. и внуку П.А. Общая площадь указанной квартиры более чем в два раза превышает уровень обеспеченности граждан, установленный решением Думы г.Костромы от 23 июня 2005 г. N 54, на каждого члена семьи, в которой проживает Алексина Е.И., и составляет 25,5 кв. м. Также судом установлено, что Алексина Е.И. в доме по адресу... фактически не проживала и не проживает до настоящего времени, лишь сохраняет регистрацию. Кроме того, метраж данного дома составляет 59,5 кв. м, и дочь Алексиной Е.И. Федоренко А.В. в силу положений Семейного кодекса РФ является собственником данного дома, поскольку он приобретен супругами В.В. в период брака и является совместной собственностью. Кроме того, сведений о том, что жилые помещения по адресу..., а также по адресу..., не отвечают установленным для жилых помещений для данных населенных пунктов требованиям, в материалах дела не имеется. В связи с изложенным суд полагает, что Алексина Е.И. была ошибочно в нарушение ст. 51 Жилищного кодекса РФ поставлена администрацией Чернопенского сельского поселения на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как вдова умершего участника Великой Отечественной войны, поскольку являлась иявляется членом семьи собственника жилого помещения, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, кроме того, Алексина фактически в настоящее время проживает в жилом помещении, отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При указанных обстоятельствах суд считает, что заявленные Алексиной Е.И. требования не подлежат удовлетворению, поскольку у администрации Чернопенского сельского поселения изначально не имелось законных оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны. Отмена главой администрации Чернопенского сельского поселения постановления № 53 от 16 ноября 2010 г. не нарушает прав и законных интересов Алексиной Е.И. Довод представителя Алексиной Е.И. - Федоренко А.В. о том, что в доме по адресу... не имеется удобств, суд находит несостоятельным в силу ч.2 ст.51 ЖК РФ, и не дающим основания для удовлетворения заявленных требований. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать Алексиной Е.И. в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления главы администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района № 16 от 29 марта 2011 г., обязании отменить указанное постановление. Решение может быть обжаловано в Костромской облсуд через райсуд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Федеральный судья Л.Л.Лепина