2-503/2011 года



Дело № 2 - 503/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кострома                                                                                               6 июля 2011 года

Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Ивановой С.Ю.,

с участием помощника Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Зобниной О.И.,

при секретаре Панихиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения,

У С Т А Н О В И Л:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением к администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйное гидротехническое сооружение. Свои требования обосновывал тем, что в ходе проведенной в порядке надзора проверки исполнения природоохранного законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, установлено, что на территории Чернопенского сельского поселения имеется гидротехническое сооружение (далее ГТС) - берегоукрепление, расположенное в районе <адрес>., служащее защитой берега от размыва. Указывает, что в связи с отсутствием собственника, контроль за состоянием ГТС никем должным образом не осуществляется, меры по обеспечению его безопасности не принимаются, что может привести к возникновению аварийных ситуаций с причинением ущерба окружающей природной среде, к нарушению условий жизнедеятельности людей. Согласно акта проведения комиссионной проверки бесхозяйного гидротехнического сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное ГТС является бесхозяйным гидротехническим сооружением. Указанное ГТС по своим характеристикам отвечает статусу гидротехнического сооружения (сооружения, предназначенное для защиты от разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русла рек) в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Указывают также, что факт отсутствия собственника ГТС подтверждается информацией Управления Федеральной регистрационной службы. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Пунктами 8, 23, 26 ст. 7 Устава Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Порядок постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи предусмотрен положением «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Однако указанные действия ответчиком не выполнены, с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области о принятии бесхозяйного гидротехнического сооружения администрация Чернопенского сельского поселения не обращалась, до настоящего времени собственник гидротехнических сооружений и эксплуатирующая организация не определена.

На основании изложенного Костромской межрайонный природоохранный прокурор просит возложить на администрацию Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района обязанность по поставке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения - берегоукрепления в районе <адрес>.

В судебном заседании помощник Костромского межрайонного природоохранного прокурора Зобнина О.И. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Украсина О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора признала, пояснила, что в настоящее время сделан заказ на изготовление технического и кадастрового паспорта на ГТС - берегоукрепления, расположенного <адрес>. Однако с отсутствием денежных средств аванс на проведение указанных работ не оплачен. При наличии денежных средств в бюджете Чернопенского сельского поселения работа по оформлению указанного берегоукрепления будет продолжена.

Представитель третьего лица Верхнее-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ингеройнен Н.А.,действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований Костромского межрайонного природоохранного прокурора.

Суд, выслушав мнение прокурора, представителя ответчика Украсину О.А., представителя третьего лица Ингеройнен Н.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Под гидротехническими сооружениями понимаются согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Судом установлено, что в районе <адрес> находится берегоукрепление, назначение которого - предотвращение разрушения без жилой застройки (благоустройство территории пансионата).

Исходя из назначения указанного берегоукрепления, данный объект имеет статус гидротехнического сооружения.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Костромской области, Верхнее-Волжского управления Ростехнадзора, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, ЗАО «Лунево» и главы администрации Чернопенского сельского поселения проведена проверка бесхозяйного гидротехнического сооружения - берегоукрепление в районе <адрес>, в ходе которой установлено, что указанное берегоукрепление на момент проверки не имеет собственника - бесхозяйное. Находится в нормальном техническом состоянии и требует текущего ремонта. Администрацией Чернопенского сельского поселения не проводится работа по оформлению права собственности на данное сооружение.

Факт отсутствия собственника данного ГТС, подтверждается сообщением Территориального управления Росимущества в Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ

С учетом данных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что данное гидротехническое сооружение является бесхозяйной вещью.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам охраны окружающей среды относит, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» одним из вопросов местного значения является участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ст.ст. 1,7,11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют. и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Однако до настоящего времени данные требования администрацией Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области не исполнены.

Из объяснения глава Чернопенского сельского поселения Новикова В.Ф., содержащихся в материалах дела, следует, что на территории Чернопеского сельского поселения Костромского муниципального района расположено гидротехническое сооружение - берегоукрепление в районе <адрес>. Указанное берегоукрепление служит для предотвращения разрушения берега. Указанное гидротехническое сооружение собственника не имеет и является бесхозяйным объектом. Администрацией Чернопенского сельского поселения работа по оформлению права собственности на данное сооружение не проводилась, в связи с тем, что бюджет сельского поселения не рассчитан на содержание данного объекта.

Исходя из назначения гидротехнического сооружения бездействие администрации ответчика по постановке на учет данного бесхозяйного объекта в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, может привести к возможной аварии на гидротехническом сооружении, а следовательно, и к нарушению жизнедеятельности населения и значительным материальным потерям.

Исходя из изложенного, и руководствуясь положениями ст. 225 ГК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований природоохранного прокурора к администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйное гидротехническое сооружение удовлетворить.

Возложить на администрацию Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность поставить на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйное гидротехническое сооружение - берегоукрепление в районе <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья       С.Ю. Иванова