2-622/2011 г.



Дело № 2 -622/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 октября 2011 г. Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Лепиной Л.Л. при секретаре Батухиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района (в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц) к некоммерческому садоводческому товариществу «Чайка» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к некоммерческому садоводческому товариществу «Чайка» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности. Свои требования обосновал тем, что 12 июля 2011 г. прокуратурой Костромского района совместно с сотрудниками ТО НД по Костромскому району проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в НСТ «Чайка», расположенном по адресу: <адрес>. На момент проверки в садоводческом товариществе «Чайка» состояло 204 члена. В ходе проведения проверки специалистами ТО НД по Костромскому району в апреле 2011 г. выявлены нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно: у водоема (р. Кубань) не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), что является нарушением п. 89 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313 (далее - ППБ 01-03); отсутствует переносная пожарная мотопомпа, предназначенная для целей пожаротушения, что является нарушением п. 31 ППБ 01-03; водонапорная башня не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года, что является нарушением п. 95 ППБ 01-03; п. 8.5* Строительные нормы и правила «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (далее - СНиП 30-02-97*); на наружных водопроводных сетях через каждые 100 м отсутствуют соединительные головки для забора воды пожарными машинами, что является нарушением п. 8.5* СНиП 30-02-97*; расстояние от границ застройки садоводческого товарищества до лесного массива менее 15м, что является нарушением п. 5* приложения № 1 Строительных норм и правил «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений» СНиП 2-07.01-89*. Срок для устранения указанных нарушений был установлен до 1 июня 2011 г. В ходе настоящей проверки было установлено, что указанные нарушения требований пожарной безопасности не устранены. В связи с изложенным, а такжне со ссылкой на ст.ст. 34, 37 ФЗ «О пожарной безопасности», СНиП 30-02-97*, СНиП 2-07.01-89* прокурор просит обязать некоммерческое садоводческое товарищество «Чайка» устранить имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности: установить у водоема (р. Кубань) соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); сделать расстояние от границ застройки участков садоводческого товарищества до лесного массива не менее 15 м; приобрести переносную пожарную мотопомпу, предназначенную для целей пожаротушения; оборудовать водонапорную башню приспособлением для отбора воды пожарной техникой в любое время года; на наружных водопроводных сетях через каждые 100 м сделать соединительные головки для забора воды пожарными машинами.

В процессе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял и изменял исковые требования, в окончательном варианте просит обязать некоммерческое садоводческое товарищество «Чайка» устранить имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности: установить у водоема (р.Кубань) соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); произвести по согласованию и с разрешения Департамента лесного хозяйства Костромской области сплошную рубку леса в квартале 31 выдел 3 (протяженность границы 200 метров), квартал 31 выдел 5 (протяженность границы 160 метров), квартал 31 выдел 1 (протяженность границы 600 метров) Космынинского участкового лесничества в целях образования от границ застройки участков садоводческого товарищества до лесного массива противопожарного разрыва не менее 15 метров; приобрести переносную пожарную мотопомпу, предназначенную для целей пожаротушения; оборудовать водонапорную башню приспособлением для отбора воды пожарной техникой в любое время года; на наружных водопроводных сетях через каждые 100 м сделать соединительные головки для забора воды пожарными машинами. Обязать Департамент лесного хозяйства Костромской области согласовать и дать некоммерческому садоводческому товариществу «Чайка» разрешение на рубку леса в квартале 31 выдел 3(протяженность границы 200 метров), квартал 31 выдел 5 (протяженность границы 160 метров), квартал 31 выдел 1 (протяженность границы 600 метров) Космынинского участкового лесничества в целях образования 15-метрового противопожарного разрыва.

В судебном заседании помощник прокурора Костромского района Шешина Н.С. отказалась от исковых требований к некоммерческому садоводческому товариществу «Чайка» о возложении обязанности установить у водоема (р.Кубань) соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); приобрести переносную пожарную мотопомпу, предназначенную для целей пожаротушения; оборудовать водонапорную башню приспособлением для отбора воды пожарной техникой в любое время года; на наружных водопроводных сетях через каждые 100 м сделать соединительные головки для забора воды пожарными машинами, поскольку данные нарушения в настоящее время ответчиком устранены.

Отказ от иска в указанной части принят судом, в связи с чем вынесено соответствующее определение.

В судебном заседании помощник прокурора Костромского района Шешина Н.С. поддержала исковые требования об обязании некоммерческое садоводческое товарищество «Чайка» произвести по согласованию и с разрешения Департамента лесного хозяйства Костромской области сплошную рубку леса в квартале 31 выдел 3 (протяженность границы 200 метров), квартал 31 выдел 5 (протяженность границы 160 метров), квартал 31 выдел 1 (протяженность границы 600 метров) Космынинского участкового лесничества с целью образования 15-метрового пожарного разрыва, а также о возложении обязанности на Департамент лесного хозяйства Костромской области согласовать и дать некоммерческому садоводческому товариществу «Чайка» разрешение на рубку леса в квартале 31 выдел 3 (протяженность границы 200 метров), квартал 31 выдел 5 (протяженность границы 160 метров), квартал 31 выдел 1 (протяженность границы 600 метров) Космынинского участкового лесничества с целью образования 15-метрового пожарного разрыва, по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика - Департамента лесного хозяйства Костромской области Лебедев О.В., действующий на основании доверенности от 1 января 2010 г. № 6, в суде уточненные исковые требования не признал и пояснил, что требования прокурора выходят за пределы компетенции Департамента лесного хозяйства Костромской области, определенные ст. 83 Лесного кодекса РФ, постановлением губернатора Костромской области от 1 октября 2010 г. № 186 «О департаменте лесного хозяйства Костромской области». В соответствии со ст.52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров выключает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Меры пожарной безопасности, а также порядок их осуществления установлены в ст.53 Лесного кодекса РФ. Данные меры не предусматривают предоставление лесных участков в лесопользование хозяйствующим субъектам. Планирование застройки и проект освоения территории, выделенной садоводческому товариществу, должны предусматривать противопожарные разрывы с соседними объектами, в том числе, и с лесным фондом. Нарушение указанных планов не может являться основанием для предоставления в рубку государственного лесного фонда, тем более самому нарушителю. Кроме того, леса, примыкающие к землям садоводческого товарищества «Чайка», относятся к категории защитных лесов, которые подлежат вырубке в исключительных случаях, предусмотренных нормами Лесного кодекса РФ.

Представитель ответчика некоммерческого садоводческого товарищества «Чайка» Бакумов В.В. в суде исковые требования не признал, пояснил, что в настоящее время нарушения правил пожарной безопасности, допущенные садоводческим товариществом «Чайка», устранены. Имеется лишь одно нарушение - отсутствие 15-метрового пожарного разрыва. Однако само товарищество не вправе производить рубку леса.

Представитель третьего лица - Территориального отдела надзорной деятельности по Костромскому району Беляев И.А. в суде пояснил, что большая часть нарушений Правил пожарной безопасности, выявленные в садоводческом товариществе «Чайка», в настоящее время устранена. Имеется лишь одно нарушение - отсутствие 15-метрового пожарного разрыва.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Судом установлено, что садоводческое товарищество «Чайка» зарегистрировано в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области.

Согласно свидетельству на право собственности на землю ...года садоводческому товариществу «Чайка» предоставлен в собственность земельный участок для садоводства (земли общего пользования) площадью .... га.

1 апреля 2011 г. начальником Территориального отдела НД Костромского района проведена внеплановая проверка на территории садоводческого товарищества «Чайка», расположенного на территории Самсоновского сельского поселения Костромского района. В ходе проверки выявлены нарушения правил пожарной безопасности, отраженные в акте проверки от 1 апреля 2011 г.

1 апреля 2011 г. некоммерческому садоводческому товариществу «Чайка» вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, согласно которому НСТ «Чайка» необходимо в срок до 1 июня 2011 г. выполнить следующие мероприятия:

- установить у водоема (р.Кубань) соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (п. 89 ППБ 01-03);

- приобрести переносную пожарную мотопомпу, предназначенную для целей пожаротушения (п. 31 ППБ 01-03);

- оборудовать водонапорную башню устройством для отбора воды пожарной техникой в любое время года (п. 95 ППБ 01-03; п. 8.5* СНиП 30-02-97*);

- оборудовать на наружных водопроводных сетях через каждые 100 м соединительные головки для забора воды пожарными машинами (п. 8.5* СНиП 30-02-97*);

- обеспечить противопожарный разрыв от границ застройки садоводческого товарищества до лесного массива не менее 15 м. (п.31 ППБ 01-03).

12 июля 2011 г. на основании распоряжения от 8 июля 2011 г. в отношении некоммерческого садоводческого товарищества «Чайка» проведена внеплановая проверка с целью контроля исполнения вышеуказанного предписания. В ходе проверки выявлено, что по состоянию на 12 июля 2011 г. вышеуказанные нарушения Правил пожарной безопасности не устранены.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время некоммерческое садоводческое товарищество «Чайка» устранило допущенные нарушения правил пожарной безопасности в следующем объеме:

- у водоема (р.Кубань) установлены соответствующие указатели;

- приобретена переносную пожарную мотопомпу, предназначенная для целей пожаротушения;

- водонапорная башня оборудована устройством для отбора воды пожарной техникой в любое время года;

- на наружных водопроводных сетях через каждые 100 м оборудованы соединительные головки для забора воды пожарными машинами.

Данный факт в суде подтвердил представитель Территориального отдела надзорной деятельности по Костромскому району Беляев И.А., а также председатель садоводческого товарищества «Чайка» Бакумов В.В.

По мнению прокурора, в настоящее время неустраненным остается нарушение садоводческим товариществом «Чайка» п. 5* приложения № 1 Строительных норм и правил «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений» (СНиП 2.07.01-89*), допущенное садоводческим товариществом «Чайка» - расстояние от границ застройки участков садоводческого товарищества до лесного массива менее 15 м.

Вместе с тем, Строительные нормы и правила «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений» (СНиП 2.07.01-89*), утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, фактически утратили силу в связи с введением в действие с 20 мая 2011 г. актуализированной редакции настоящего документа СП 42.13330.2011, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 N 820.

Кроме того, согласно данным Департамента лесного хозяйства Костромской области по состоянию на 21 июля 2011 г. садоводческое товарищество «Чайка» примыкает к государственному лесному фонду ОГУ «Костромское лесничество» квартал № 31 выделы № 1, 2, 3, 4, 5 и квартал № 32 выделы № 1, 3, 7, 12, 20, 24 Космынинского участкового лесничества. Данные лесные участки относятся к защитным лесам.

Вместе с тем, в силу ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 Кодекса).

Согласно ч. 1 ст. 105 Лесного кодекса РФ в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.

Кроме того, согласно п. 15(3) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ 30 июня 2007 г. № 417, меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных территорий предусматривает вырубку деревьев, кустарников и лиан).

Согласно положениям ст.53.6 Лесного кодекса РФ мероприятиями по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации.

2. Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. При проведении указанных в части 1 настоящей статьи мероприятий на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации, допускается осуществление выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Документов, свидетельствующих о том, что территория спорных лесных участков признана зоной чрезвычайной ситуации, в материалах дела не имеется.

Исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, а также с учетом приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что не имеется законных оснований для возложения на некоммерческое садоводческое товарищество «Чайка» обязанности провести сплошную рубку леса в квартале 31 выдел 3 (протяженность границы 200 метров), квартал 31 выдел 5 (протяженность границы 160 метров), квартал 31 выдел 1 (протяженность границы 600 метров) Космынинского участкового лесничества с целью образования 15-метрового пожарного разрыва, в связи с тем, что указанные участки лесного массива относятся к категории защитных лесов, кроме того, территория спорных лесных участков не признана зоной чрезвычайной ситуации.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требование прокурора к Департаменту лесного хозяйства Костромской области о возложении обязанности согласовать и дать некоммерческому садоводческому товариществу «Чайка» разрешения на рубку леса в квартале 31 выдел 3, квартал 31 выдел 5, квартал 31 выдел 1 Космынинского участкового лесничества с целью образования 15-метрового пожарного разрыва.

Так, полномочия Департамента лесного хозяйства Костромской области четко определены постановлением губернатора Костромской области от 1 октября 2010 г. № 186 «О Департаменте лесного хозяйства Костромской области», и предоставление земель лесного фонда в лесопользование садоводческому товариществу для проведения рубки, в их круг не входит.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе прокурору Костромского района в иске к некоммерческому садоводческому товариществу «Чайка» и Департаменту лесного хозяйства Костромской области в полном объеме.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать прокурору Костромского района в удовлетворении иска к некоммерческому садоводческому товариществу «Чайка» о возложении обязанности провести по согласованию и с разрешения Департамента лесного хозяйства Костромской области сплошную рубку леса в квартале 31 выдел 3 (протяженность границы 200 метров), квартал 31 выдел 5 (протяженность границы 160 метров), квартал 31 выдел 1 (протяженность границы 600 метров) Космынинского участкового лесничества с целью образования 15-метрового пожарного разрыва, а также в удовлетворении иска к Департаменту лесного хозяйства о возложении обязанности согласовать и дать некоммерческому садоводческому товариществу «Чайка» разрешения на рубку леса в квартале 31 выдел 3 (протяженность границы 200 метров), квартал 31 выдел 5 (протяженность границы 160 метров), квартал 31 выдел 1 (протяженность границы 600 метров) Космынинского участкового лесничества с целью образования 15-метрового пожарного разрыва.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через райсуд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Федеральный судья        Л.Л. Лепина