№ 2-731/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 ноября 2011 г. г. Кострома Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Гурьяновой О.В., с участием прокурора Костромского района костромской области Перфиловой С.Н., представителя ответчика Проворовой В.А., при секретаре судебного заседания Гавриловой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Шунгенская средняя общеобразовательная школа», администрации Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности организовать и обеспечить установку ограждения на территории школы, УСТАНОВИЛ: Прокурор Костромского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «Шунгенская средняя общеобразовательная школа», администрации Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности организовать и обеспечить установку ограждения на территории школы. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Костромского района проведена проверка соблюдения санитарных норм и правил муниципальным образовательным учреждением «Шунгенская средняя общеобразовательная школа» (далее - Школа), в ходе которой установлено, что частично отсутствует ограждение территории Школы, что является нарушением требований СанПиН 2.4.2.2821-10. Нарушение данных правил создает угрозу жизни и здоровью учащихся, на территорию Школы могут проникнуть посторонние лица, а также собаки, которые могут покусать детей. В ночное и вечернее время отсутствие ограждения позволяет посторонним лицам находиться на данной территории, совершать правонарушения (в 2009 году была попытка проникнуть в столовую школы неизвестных лиц; в 2010 году неизвестные лица разбили стекло в одном из окон школы; в вечернее время на территории школы распивают спиртные напитки). Установка ограждения участка Школы направлена на обеспечение безопасности учащихся. В соответствии с п.1.1, п.6.7, п.6.1 Устава Школы, п.п.4 п.1 ст. 31, ст. 39, п.1 и п.7 ст. 51 Законом РФ «Об образовании», ст. 69 ГК РФ, обязанность установить ограждение территории Школы возлагается на саму Школу, которой переданы в оперативное управление здание Школы и земельный участок, и на орган местного самоуправления, являющийся учредителем, то есть на администрацию Костромского муниципального района Костромской области. На основании изложенного и в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ч.4 ст. 27 ФЗ №2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре РФ», прокурор просит обязать муниципальное образовательное учреждение «Шунгенская средняя общеобразовательная школа», администрацию Костромского муниципального района Костромской области организовать и обеспечить установку ограждения на территории Школы в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании прокурор Костромского района Костромской области Перфилова С.Н. исковые требования к муниципальному образовательному учреждению «Шунгенская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности организовать и обеспечить установку ограждения на территории школы поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Исковые требования к администрации Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности организовать и обеспечить установку ограждения на территории школы не поддержала. Представитель ответчика муниципального образовательного учреждения «Шунгенская средняя общеобразовательная школа» Проворова В.А. исковые требования прокурора Костромского района Костромской области о возложении обязанности организовать и обеспечить установку ограждения на территории школы считала обоснованными. В судебном заседании пояснила, что в настоящее время проведено межевание земельного участка, установка ограждения территории школы планируется, однако в связи с отсутствием средств в бюджете района ограждение не установлено. В смете на 2011 года средства на установку ограждения территории не были предусмотрены. Представитель ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В отзыве, направленном в адрес суда, указали, что исковые требования не признают. Учреждения, финансируемые из местного (муниципального) бюджета, предусматривают в своих сметах по соответствующим кодам бюджетной классификации расходы, которые необходимо профинансировать в текущем финансовом году. По указанным сметам расходы по муниципальным учреждениям закладываются в бюджет Костромского муниципального района. На 2011 год расходы по установке ограждений на территории школы бюджетом муниципального образования Костромского района не предусмотрено. Бюджет муниципального образования Костромского района является постоянно дефицитным и произвести расходы, не предусмотренные бюджетом, не представляется возможным. Данные расходы являются весьма существенными, так как размеры территории школ варьируются от 2 га до 4 га, значит приблизительная стоимость данных ограждений, по предварительным расчетам, составит сумму от 2 до 5 миллионов рублей. Выслушав прокурора Перфилову С.Н., представителя ответчика Проворову В.А., исследовав материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189 с 01.09.2011 года введены в действие санитарно-эпидемиологические Правила и Нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (вместе с «СанПиН 2.4.4.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»). Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к территории общеобразовательного учреждения. Согласно п. 3 СанПин 2.4.2.2821-10 территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Костромского района Костромской области проведена проверка соблюдения санитарных норм и правил муниципальным образовательным учреждением «Шунгенская средняя общеобразовательная школа», в ходе которой установлено, что частично отсутствует ограждение территории школы. Нарушение данных правил создает угрозу жизни и здоровью учащихся, на территорию Школы могут проникнуть посторонние лица, а также собаки, которые могут покусать детей. В ночное и вечернее время отсутствие ограждения позволяет посторонним лицам находиться на данной территории, совершать правонарушения (в 2009 году была попытка проникнуть в столовую школы неизвестных лиц; в 2010 году неизвестные лица разбили стекло в одном из окон школы; в вечернее время на территории школы распивают спиртные напитки). Согласно п.1.1 Устава муниципального образовательного учреждения «Шунгенская средняя общеобразовательная школа», утвержденного Постановлением главы администрации Костромского муниципального района Костромской области от 30.01.2009 года № 88, учредителем школы является администрация муниципального образования Костромского муниципального района Костромской области. В соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 18.07.2011 года) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районо и городских округов в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с п. 6.7 Устава муниципального образовательного учреждения «Шунгенская средняя общеобразовательная школа» источником формирования имущества и финансовых средств школы являются: собственные средства Учредителя, бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное Учреждению собственником; средства, полученные от родителей за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг и др. В силу ст. 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 18.07.2011 года) за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его Уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образованными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российский Федерации. Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником. Согласно п.6.1 Устава муниципального образовательного учреждения «Шунгенская средняя общеобразовательная школа» имущество школы закреплено Комитетом имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью. Из материалов дела следует, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальному общеобразовательному учреждению «Шунгенская средняя общеобразовательная школа» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок для обслуживания и эксплуатации школы, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного <адрес>, кадастровый №. На основании ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Лицо, которому участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого пользования. В соответствии с п.1 и п.7 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 18.07.2011 года) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. На основании вышеизложенного, суд находит исковые требования прокурора Костромского района Костромской области обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы администрации Костромского муниципального района Костромской области о том, что на 2011 год расходы по установке ограждений на территории школы бюджетом муниципального образования Костромского района не предусмотрено, и бюджет муниципального образования Костромского района является постоянно дефицитным и произвести расходы, не предусмотренные бюджетом, не представляется возможным, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Костромского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Шунгенская средняя общеобразовательная школа», удовлетворить. Возложить обязанность на муниципальное общеобразовательное учреждение «Шунгенская средняя общеобразовательная школа» организовать и обеспечить установку ограждения на территории земельного участка расположенного <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда через Костромской районный суд Костромской области. Судья О.В.Гурьянова