Дело № 2-517/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 октября 2011 года. Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Ивановой С.Ю., при секретаре Панихиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, поданное в защиту интересов неопределенного круга потребителей, к МУП «Коммунсервис» о защите прав потребителей, У С Т А Н О В И Л: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, в лице руководителя управления А.С. Хомиченка, обратились в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга потребителей к МУП «Коммунсервис» о признании действий, выразившихся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения <адрес> и о прекращении нарушения прав неопределенного круга потребителей, об обязании МУП «Коммунсервис» поставлять населению <адрес> питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.» и в необходимых объемах, и об обязании МУП «Коммунсервис» в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда довести его через средства массовой информации до потребителей. Свои требования обосновали тем, что в соответствии со ст. 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) или иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и защите прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке. Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области является лицом, правомочным предъявлять иски в защиту интересов неопределенного круга лиц. В ДД.ММ.ГГГГ. в адрес управления поступило обращение жителей <адрес>, по вопросу предоставления им некачественной услуги холодного водоснабжения, в котором сообщалось, что питьевая вода имеет желтый цвет, в которой содержатся частицы (хлопья) ржавого цвета. При отстаивании воды на стенках посуды остается налет коричневого цвета. Такую воду нельзя использовать не только в пищу, но и в хозяйственных целях. В <адрес> деятельность по водоснабжению населения питьевой водой осуществляет МУП «Коммунсервис». Вода поступает в дома жителей через централизованную систему водоснабжения. МУП «Коммунсервис», как ресурсоснабжающая организация, обеспечивает потребителей коммунальной услугой - холодной водой и, в силу Закона РФ «О защите прав потребителей», является исполнителем услуги. На основании Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, потребитель-гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товар (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Жители <адрес>, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой для хозяйственно-бытовых нужд, являются потребителями. Определить круг потребителей, с которыми исполнитель заключил или заключит в будущем указанный договор, не представляется возможным. В силу п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, ресурсноснабжающая организация отвечает за режим и качество подачи холодной воды. Пункт 6 Правил устанавливает, что потребитель должен быть обеспечен круглосуточно холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1 Санитарных Правил 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 26 сентября 2001 г. № 24, вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические показатели. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. При этом согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.п. «б» п. 49 Правил, каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора. По данным лабораторных исследований аккредитованной лаборатории филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» качество питьевой воды, отобранной со станции обезжелезивания, из разводящей сети <адрес> не соответствует гигиеническим нормативам по показателям мутности, содержанию железа и марганца. Из приведенных данных следует, что МУП «Коммунсервис» предоставляет потребителям услугу водоснабжения, не соответствующую обязательным требованиям, что является нарушением ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качество». В связи с изложенным истец просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области - Алексеева Т.В., действующая на основании доверенности, в суде заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, подтвердив вышеизложенные обстоятельства. Пояснила, что в заявленных требованиях не содержится указания на то, каким образом ответчик должен устранить допущенные нарушения, главное, чтобы не допускались нарушения прав потребителей и питьевая вода поставлялась надлежащего качества. Кроме того указала, что в ДД.ММ.ГГГГ управление за нарушение качества питьевой воды привлекло МУП «Коммунсервис» в административной ответственности. Представитель ответчика МУП «Коммунсервис» Черемухин И.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, представив на них возражения, в которых указал, что МУП не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, т.к. в силу пункта 4 части 1. статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения. В соответствии с Договором о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных и земельных отношений администрации Костромского района Костромской области закрепил за МУП «Коммунсервис» Костромского района на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество согласно прилагаемого перечня, в том числе и сети водопровода находящиеся в <адрес>. При этом на указанное имущество право собственности надлежащим образом не оформлено, в связи, с чем у МУП «Коммунсервис» Костромского района отсутствует свидетельство о праве хозяйственного ведения. На имущество: сети водопровода, водозабор, скважины и т.д. отсутствует техническая документация, в связи с чем не представляется возможным идентифицировать имущество как объект гражданского права в силу ст. 128 ГК РФ. ДД.ММ.ГГГГ в хозяйственное ведение МУП «Коммунсервис» Костромского района передано имущество от собственника, Комитета имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района, в том числе артезианские скважины и сети водопровода в <адрес>, что подтверждается договором о закреплении за МУП «Коммунсервис» имущества на праве хозяйственного ведения и уставом предприятия (в соответствии с Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование Костромской район в лице администрации Костромского муниципального района Костромской области). Указанное имущество передано в неудовлетворительном состоянии от предприятий и организаций Костромского района, в том числе и водозаборные сооружения переданы на баланс предприятию в состоянии несоответствующем санитарным нормам и правилам эксплуатации. Восстановление водных объектов за счет МУП «Коммунсервис» Костромского района не установлено ни законом, ни договором; проведение данных работ собственными силами не представляется возможным. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. МУП «Коммунсервис» неоднократно обращался к собственнику с просьбой выделить денежные средства на проведение капитального ремонта водозаборных сооружений в Костромском районе, а также с просьбой при рассмотрении бюджета Костромского муниципального района на 2009 год, 2010 год, 2011 год включить целевые финансовые средства на приведение в соответствие с санитарными нормами и правилами водозаборнные сооружения и инженерные сети Костромского района (Копии писем прилагаются). Однако до настоящего времени эти вопросы остаются без ответа и предприятие своими силами решает данную проблему. За счет собственных средств предприятия проводится текущий ремонт водных объектов, денежные средства на это должны быть заложены в тарифе на холодную воду, утвержденным Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области. В 2009 году тариф на холодную воду утвержден без учета необходимых средств для проведения капитального ремонта. Так тариф на 2008 г. на услуги водоснабжения по статье «ремонт и техническое обслуживание» составлял <данные изъяты> руб.; в 2009г. составлял - <данные изъяты> руб.; в тарифе на 2010 г. заложено <данные изъяты> руб. Таким образом, отсутствие целевых денежных средств на проведение мероприятий по обеспечению водоснабжением является объективной причиной, исключающую какую-либо ответственность МУП «Коммунсервис» Костромского района, а также возложение каких-либо обязанностей при отсутствии необходимого финансирования. Представитель администрации Костромского муниципального района, привлеченных к участию в деле в качестве третьего лица, Чиронова Ж.А.,действующая на основании доверенности, заявленные требования считала необоснованными, ввиду того, что из представленных материалов однозначно не следует, что питьевая вода жителям <адрес> поступает ненадлежащего качества по вине МУП «Коммунсервис», при этом указала, что администрация Костромского муниципального района не может выступать в качестве ответчика по заявленным требованиям, поскольку именно на МУП «Коммунсервис» лежит обязанность по поставке населению <адрес> холодной воды. Представитель администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили. Ранее в судебном заседании представитель администрации Сергеева А.Б., действующая на основании доверенности, считала заявленные требования законными и обоснованными, а МУП «Коммунсервис» надлежащим ответчиком, поскольку именно они являются поставщиками услуги холодного водоснабжения, за что получают соответствующую оплату от потребителей. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 3 п. 1 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой целью обязанности. Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Согласно ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В соответствии с п.92 Постановления Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» организация водопроводно-канализационного хозяйства несет ответственность за качество подаваемой питьевой воды и соответствие его санитарным нормам и правилам. В соответствии с п. 1 вышеназванных Правил под централизованными системами коммунального водоснабжения понимается комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества 2.1.4.1074-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 сентября 2001 г., установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. В силу ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы)… вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. В ходе рассмотрения дела установлено, что из п. 5.3 Устава МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области усматривается, что предприятие вправе осуществлять следующие виды деятельности: оказание коммунальных услуг, строительство, ремонт и реконструкция зданий, сооружений, в том числе … коммунально-бытового назначения, контроль за техническим состоянием и правильной эксплуатацией инженерных сетей, объектов коммунального хозяйства, обеспечение бесперебойной работы систем инженерного оборудования жилых домов, водоочистных и канализационных сооружений, коммунальных предприятий и подземных коммуникаций… Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ за МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области закреплено право хозяйственного ведения на различное имущество, в том числе, водопроводные сети и артезианские скважины в <адрес>. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес управления Роспотребнадзора поступило обращение жителей <адрес> по вопросу предоставления им некачественной услуги холодного водоснабжения. То, что организацией, оказывающей услугу по поставке воды населению <адрес>, является МУП «Коммунсервис» представителем последнего в суде не оспаривалось. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является МУП «Коммунсервис». Из материалов дела также усматривается, что за период после обращения жителей <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ с жалобами на качество воды, истцом были проведены мероприятия по контролю за соблюдением ответчиком требований законодательства к качеству воды. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о признании МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области виновным в нарушении санитарно-эпидемиологических требований при подаче воды жителям <адрес> через распределительную систему водоснабжения, которым МУП привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Судом установлено, что качество питьевой воды, поставляемой МУП «Коммунсервис» Костромского района населению <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4 1074-01. Данное обстоятельство подтверждено протоколами лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ и участниками процесса не опровергнуто. Исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что МУП «Коммунсервис» не выполняет требования законодательства в части обеспечения качества питьевой воды системы водоснабжения <адрес> санитарным правилам. Таким образом, требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Ссылку представителя МУП «Коммунсервис» на ст. 210 ГК РФ суд находит несостоятельной, поскольку собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Между тем, все расходы по поддержанию в работоспособном состоянии имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения у муниципального унитарного предприятия, несет указанное предприятие, а не муниципальное образование. Довод представителя МУП «Коммунсервис» о недостаточности денежных средств на покупку водоочистной установки согласно заключенному договору, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Утверждение представителя МУП «Коммунсервис» о том, что имущество было передано им в неудовлетворительном состоянии от МУП ЖКХ администрации Костромского района, не имеет юридического значения для разрешения спора. Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в полном объеме. Признать действия МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения <адрес> и прекратить нарушения прав неопределенного круга потребителей. Обязать МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области поставлять населению <адрес> питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и в необходимых объемах. Обязать МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области в десятидневный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда довести его через средства массовой информации до потребителей. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда. Федеральный судья С.Ю. Иванова