№2-814/2011г.



Дело № 2-814/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2011 года.

Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Ивановой С.Ю.,

при секретаре Панихиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, поданное в защиту интересов неопределенного круга потребителей, к МУП ЖКХ «Караваево» администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, в лице руководителя управления А.С. Хомиченка, обратились в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга потребителей к МУП ЖКХ «Караваево» администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района о признании действий, выразившихся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении жителей дома <адрес> и о прекращении нарушения прав неопределенного круга потребителей, об обязании МУП ЖКХ «Караваево» поставлять жителям дома <адрес> питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и в необходимых объемах, и об обязании МУП ЖКХ «Караваево» в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда довести его через средства массовой информации до потребителей.

Свои требования обосновали тем, что в соответствии со ст. 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) или иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и защите прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке. Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области является лицом, правомочным предъявлять иски в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В ДД.ММ.ГГГГ в адрес управления поступило обращение граждан, проживающих в д. <адрес>, по вопросу предоставления им некачественной услуги холодного водоснабжения, в котором сообщалось, что питьевая вода поступает в их квартиры с песком, грязью, ржавчиной и после кипячения выпадает большой осадок.

В п. Караваево Костромского района деятельность по водоснабжению населения питьевой водой осуществляет МУП ЖКХ «Караваево». Вода из скважины поступает в дома жителей через централизованную систему водоснабжения.

МУП ЖКХ «Караваево» обеспечивает потребителей коммунальной услугой - холодной водой за плату и, в силу Закона РФ «О защите прав потребителей», является исполнителем услуги. На основании Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, потребитель-гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товар (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Жители д. <адрес>, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой холодного водоснабжения являются потребителями. Определить круг потребителей, с которыми исполнитель заключил или заключит в будущем указанный договор, не представляется возможным.

В силу п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, ресурсноснабжающая организация отвечает за режим и качество подачи холодной воды.

Пункт 6 Правил устанавливает, что потребитель должен быть обеспечен круглосуточно холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1 Санитарных Правил 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 26 сентября 2001 г. № 24, вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические показатели.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

При этом согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.п. «б» п. 49 Правил, каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.

По данным лабораторных исследований аккредитованной лаборатории филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» качество питьевой воды, отобранной из квартиры жителей дома <адрес>, на вводе указанного дома и насосной станции 2-го подъема п. Караваево не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-гигиеническим и микробиологическим показателям.

Из приведенных данных следует, что МУП ЖКХ «Караваево» предоставляет потребителям услугу водоснабжения, не соответствующую обязательным требованиям, что является нарушением ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества».

В связи с изложенным истец просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области - Сабурова Н.И., действующая на основании доверенности, в суде заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.

Представители ответчика МУП ЖКХ «Караваево» Крутов В.С. - директор предприятия и Колчин А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признали, указав, что между МУП ЖКХ «Караваево» и ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении коммунальных услуг, в том числе и на предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению. В соответствии с п. 2.1 указанного договора академия обязуется обеспечить в течение всего срока действия договора надлежащее снабжение МУП ЖКХ «Караваево» (потребителя) холодной водой, прием у последнего сточных вод и доставку тепловой энергии согласно существующих норм и тарифов и актов границ балансовой принадлежности. В п. Караваево кроме МУП ЖКХ «Караваево» деятельность по водоснабжению населения питьевой водой осуществляет ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА, актов о разграничении границ балансовой принадлежности между ними не существует. Вода из скважин ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА и по сетям водоснабжения ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА поступает жителям дома <адрес>. Согласно экспертному заключению и протоколу лабораторного исследования, проведенного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» от ДД.ММ.ГГГГ пробы воды из насосной станции второго подъема, которая находится в ведении ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения …». В данной ситуации МУП ЖКХ «Караваево» выполняет функции расчетно-кассового центра, собирает деньги с жителей и передает их ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА. Ответственность за качество воды несет поставщик воды.

Представитель ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА, привлеченных к участию в деле в качестве третьего лица - Трифонова Е.М., действующая на основании доверенности, считала заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что академия снабжает питьевой водой жилые дома, находящиеся исключительно в <адрес> по водопроводным сетям, которыми академия владеет на праве оперативного управления. Каждый участок водопроводных сетей поставлен на баланс учреждения, право на них надлежащим образом зарегистрировано, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и кадастровыми паспортами на участки сетей. Водопроводных сетей к дому <адрес> академия, на каком-либо вещном праве, не имеет, договоров с жителями этого дома на поставку питьевой воды академия не заключала, плата за снабжение питьевой водой академией не взимается. Поставщиком коммунальной услуги в указанный жилой дом является МУП ЖКХ «Караваево». Кроме того, требования заявлены с учетом проб воды взятых ДД.ММ.ГГГГ, а пробы воды, взятые на участке сетей, принадлежащих академии ДД.ММ.ГГГГ, соответствуют нормативным требованиям, что подтверждается протоколом исследований от ДД.ММ.ГГГГ Полагала, что поскольку поставщиком коммунальной услуги в дом <адрес> является МУП ЖКХ «Караваево», то именно это предприятие, в силу п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, обязано обеспечивать поставку воды надлежащего качества. В связи с фактическим наличием договорных отношений у потребителей - жителей дома и ответчиком, он должен предоставлять качественную коммунальную услугу, даже если приобретает ее у других организаций.

Представитель администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, - глава администрации Шилова Е.А. в судебном заседании считала заявленные требования законными и обоснованными, а МУП ЖКХ «Караваево» надлежащим ответчиком, поскольку именно они являются поставщиками услуги холодного водоснабжения, за что получают соответствующую оплату от потребителей. Также пояснила, что качество поставляемой воды не всегда одинаково ненадлежащее, это зависит от многих факторов. Сети, по которым МУП ЖКХ «Караваево» поставляет холодную воду старые, изношенные, что также сказывается на качестве воды. Из-за отсутствия достаточных денежных средств МУП ЖКХ в настоящее время не имеет возможности заменить старые сети, либо провести иные мероприятия по очистке воды.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 п. 1 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой целью обязанности.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с п.92 Постановления Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» организация водопроводно-канализационного хозяйства несет ответственность за качество подаваемой питьевой воды и соответствие его санитарным нормам и правилам.

В соответствии с п. 1 вышеназванных Правил под централизованными системами коммунального водоснабжения понимается комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды.

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества 2.1.4.1074-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 сентября 2001 г., установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.

В силу ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы)… вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно п. 2.2 Устава МУП ЖКХ «Караваево» целью предприятие является извлечение прибыли на основе удовлетворения общественных потребностей в следующих видах услуг: в том числе в оказании всех видов коммунальных услуг; строительстве, ремонте и реконструкции зданий, сооружений объектов жилищного, социального, коммунально-бытового и производственного назначения; профилактика и ремонт систем инженерного оборудования и коммуникаций; контроль технического состояния инженерных сетей и эксплуатации объектов коммунального хозяйства; обеспечение бесперебойной работы внутренних и наружных систем инженерных коммуникаций, в т.ч. подземных коммуникаций, инженерного оборудования жилых домов, водоочистных и канализационных сооружений, коммунальных предприятий.

Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ за МУП ЖКХ «Караваево» закреплено на праве хозяйственного ведения различное имущество, в том числе, водопроводные сети протяженностью <данные изъяты> м в <адрес>.

Установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ в адрес управления Роспотребнадзора поступило обращение жителей дома <адрес> по вопросу предоставления им некачественной услуги холодного водоснабжения.

Согласно представленной суду схеме определения границ балансовой принадлежности системы водоснабжения п. Караваево между ФГОУ ВПО Костромская ГСХА и МУП ЖКХ «Караваево» (л.д. 79) и правоудостоверяющим документам ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА водопроводные сети, по которым осуществляется подача холодной воды жильцам дома <адрес>, находятся на балансе МУП ЖКХ «Караваево».

То, что организацией, оказывающей услугу по поставке воды жителям указанного дома также является МУП ЖКХ «Караваево» представителями последнего в суде не оспаривалось.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является МУП ЖКХ «Караваево».

Судом установлено, что качество питьевой воды, поставляемой МУП ЖКХ «Караваево» жителям дома <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4 1074-01. Данное обстоятельство подтверждено протоколом лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ и участниками процесса не опровергнуто.

Исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что МУП ЖКХ «Караваево» не выполняет требования законодательства в части обеспечения качества питьевой воды системы водоснабжения жителям дома <адрес> санитарным правилам.

Таким образом, требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Довод представителя МУП ЖКХ «Караваево» о недостаточности денежных средств на проведение мероприятий по очистке воды и замену сетей водоснабжения, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Утверждение о том, что изначально имущество было передано ответчику в неудовлетворительном состоянии, не имеет юридического значения для разрешения спора.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в полном объеме.

Признать действия МУП ЖКХ «Караваево» администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении жителей дома <адрес>, и прекратить нарушения прав неопределенного круга потребителей.

Обязать МУП ЖКХ «Караваево» администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района поставлять жителям дома <адрес> питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и в необходимых объемах.

Обязать МУП ЖКХ «Караваево» администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района в десятидневный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда довести его через средства массовой информации до потребителей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Федеральный судья       С.Ю. Иванова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200