Дело № 2-616/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 сентября 2012 года г. Кострома Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Чагиной Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурора Костромского района, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов п. Мисково, д. Фефелово, с. Фоминское, д. Шарыгино, д. Пестенька, д. Колгора, д. Пустынь, д. Бугры, д. Шода, УСТАНОВИЛ: Прокурор Костромского района обратился в суд с иском к администрации Сандогорского сельского поселения об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов п. Мисково, д. Фефелово, с. Фоминское, д. Шарыгино, д. Пестенька, д. Колгора, д. Пустынь, д. Бугры, д. Шода. Свои требования обосновал тем, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за соблюдением требований законодательства о пожарной безопасности установлено, что 16 по 19 апреля 2012 года ТО НД Костромского района проведены внеплановые выездные проверки в отношении администрации Сандогорского сельского поселения на территории населенных пунктов п. Мисково, д. Фефелово, с. Фоминское, д. Шарыгино, д. Пестенька, д. Колгора, д. Пустынь, д. Бугры, д. Шода. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения администрацией Сандогорского сельского поселения требований законодательства о пожарной безопасности, о чем была направлена информация в прокуратуру Костромского района. На основании данной информации прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Сандогорского сельского поселения, 24 апреля 2012 года в адрес главы администрации Сандогорского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений. 15 мая 2012 года в прокуратуру района поступил ответ на представление от 24 апреля 2012 года, согласно которому указанные в представлении нарушения до настоящего времени не устранены, а именно: - п. Мисково: не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, что является нарушением п. 112 ППБ 01-03; - д. Фефелово: отсутствует переносная пожарная мотопомпа, предназначенная для целей пожаротушения, что является нарушением п. 31 ППБ 01-03; к пожарным водоемам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что является нарушением п. 94 ППБ 01-03; - с. Фоминское: к пожарным водоемам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что является нарушением п. 94 ППБ 01-03; - д. Шарыгино: отсутствует наружное освещение в темное время суток в местах подъезда к пожарным водоемам, что является нарушением п. 27 ППБ 01 - 03; отсутствует переносная пожарная мотопомпа, предназначенная для целей пожаротушения, что является нарушением п. 31 ППБ 01-03; к пожарным водоемам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что является нарушением п. 94 ППБ 01-03; - д. Пестенька: отсутствует переносная пожарная мотопомпа, предназначенная для целей пожаротушения, что является нарушением п. 31 ППБ 01-03; к пожарным водоемам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что является нарушением п. 94 ППБ 01-03; - д. Колгора: отсутствует наружное освещение в темное время суток в местах подъезда к пожарным водоемам, что является нарушением п. 27 ППБ 01- 03; к пожарным водоемам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что является нарушением п. 94 ППБ 01-03; - д. Пустынь: отсутствует наружное освещение в темное время суток в местах подъезда к пожарным водоемам, что является нарушением п. 27 ППБ 01- 03; отсутствует переносная пожарная мотопомпа, предназначенная для целей пожаротушения, что является нарушением п. 31 ППБ 01-03; к пожарным водоемам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что является нарушением п. 94 ППБ 01-03; - д. Бугры: населенный пункт не обеспечен исправной телефонной связью или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану, что является нарушением п. 118 ППБ 01-03; - д. Шода: отсутствует переносная пожарная мотопомпа, предназначенная для целей пожаротушения, что является нарушением п. 31 ППБ 01-03; к пожарным водоемам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что является нарушением п. 94 ППБ 01-03. Указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку в случае возникновения чрезвычайной ситуации повлияют на время тушения пожара и создастся реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью людей. Указанные населенные пункты Сандогорского сельского поселения находятся как в лесных массивах, так и в непосредственной близости от границ леса, кроме того, часть из них расположены в непосредственной близости с залежами торфа. Непринятие администрацией Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района мер к исполнению требований законодательства о пожарной безопасности, обеспечению населенных пунктов первичными средствами пожаротушения, может повлечь не только причинение вреда имуществу, здоровью и жизни граждан, но и переносу огня при возникновении пожара на лесные массивы, что повлечет значительный вред окружающей природной среде. В связи с изложенным, со ссылкой на ст. 41 Конституции РФ, п.9 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устав Сандогорского сельского поселения, ст.ст.1, 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 63 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также на Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03), ч. 4 ст. 27 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре РФ», просили обязать администрацию Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района в границах населенных пунктов: - п. Мисково: выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения; - д. Фефелово: обеспечить наличие переносной пожарной мотопомпы, предназначенной для целей пожаротушения, устроить к пожарным водоемам подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; - с. Фоминское: устроить к пожарным водоемам подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; - д. Шарыгино: обеспечить установку наружного освещения в темное время суток в местах подъезда к пожарным водоемам; обеспечить наличие переносной пожарной мотопомпы, предназначенной для целей пожаротушения; устроить к пожарным водоемам подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; - д. Пестенька: обеспечить наличие переносной пожарной мотопомпы, предназначенной для целей пожаротушения, устроить к пожарным водоемам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; - д. Колгора: обеспечить установку наружного освещения в темное время суток в местах подъезда к пожарным водоемам, устроить к пожарным водоемам подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; - д. Пустынь: обеспечить установку наружного освещения в темное время суток в местах подъезда к пожарным водоемам, обеспечить наличие переносной пожарной мотопомпы, предназначенной для целей пожаротушения; устроить к пожарным водоемам подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; - д. Бугры: обеспечить населенный пункт исправной телефонной связью или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану; - д. Шода: обеспечить наличие переносной пожарной мотопомпы, предназначенной для целей пожаротушения, устроить к пожарным водоемам подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В ходе рассмотрения дела прокурор Костромского района уточнил исковые требования, просил обязать администрацию Сандогорского сельского поселения в границах населенного пункта п. Мисково предусмотреть мероприятия по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы, удалению (сбору) в летний период сухой растительности, а также иные мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах (п. 78 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме» в срок до 01.07.2013 года; в отношении населенных пунктов - д. Фефелово, с. Фоминское, д. Шарыгино, д. Пестенька, д. Колгора, д. Пустынь, д. Шода - создать условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в данных населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (п. 80 ППР) в срок до 01.07.2013 года; в отношении населенного пункта д. Бугры обеспечить наличие телефонной связи (п. 16 ППР) в срок до 01.07.2013 года. В судебном заседании заместитель прокурора Костромской района Шадрина М.Д. уточненные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении. Ответчик представитель администрации Сандогорского сельского поселения Набиев Н.А., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования прокурора Костромского района о возложении обязанности на администрацию Сандогорского сельского поселения в границах населенного пункта п. Мисково предусмотреть мероприятия по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы, удалению (сбору) в летний период сухой растительности, а также иные мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах в срок до 01.07.2013 года; в отношении населенных пунктов д. Фефелово, с. Фоминское, д. Шарыгино, д. Пестенька, д. Колгора, д. Пустынь, д. Шода - создать условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в данных населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в срок до 01.07.2013 года; в отношении населенного пункта д. Бугры обеспечить наличие телефонной связи в срок до 01.07.2013 года, признал в полном объеме, о чем написал заявление. Последствия признания иска представителем ответчика сторонам разъяснены и понятны. Третье лицо представитель ТО НД Костромского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, документы, подтверждающие их уважительность, не представлены, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрении дела в их отсутствии не заявлено, каких - либо возражений против иска, доказательств необоснованности заявленных требований, не представлено. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Аналогичная норма содержится в п. 9 ч. 1 ст. 7 Устава Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Согласно п. 4. ст. 3 Устава Сандогорского сельского поселения населенные пункты: п. Мисково, д. Фефелово, с. Фоминское, д. Шарыгино, д. Пестенька, д. Колгора, д. Пустынь, д. Бугры, д. Шода входит в состав Сандогорского сельского поселения. Таким образом, на администрацию Сандогорского сельского поселения, как на исполнительно-распорядительный орган, возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожаротушения в границах данных населенных пунктах. Требования пожарной безопасности в силу ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» определены как специальные условия социального или технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных в постановлении Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390. Пунктом 16 указанных Правил предусмотрено, что на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с п. 78 данных Правил на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Согласно п. 80 Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, так как признание заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно с ч. 2 ст. 173 ГПК РФ, судом разъяснены ответчику последствия признания иска и принятия его судом, а именно то, что судом будет принято решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Заявление представителя ответчика Администрации Сандогорского сельского поселения Набиева Е.А. от 18 сентября 2012 года о признании иска и о разъяснении ему последствий признания иска и принятия его судом приобщено к материалам дела. Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Судом, представителю ответчика администрации Сандогорского сельского поселения Набиеву Н.А., истцу заместителю прокурора Костромского района Шадриной М.Д. разъяснено положение ч. 4. ст. 198 ГПК РФ. С учетом изложенного уточненные исковые требования прокурора Костромского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности в п. Мисково, д. Фефелово, с. Фоминское, д. Шарыгино, д. Пестенька, д. Колгора, д. Пустынь, д. Бугры, д. Шода подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Уточненные исковые требования прокурора Костромского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов п. Мисково, д. Фефелово, с. Фоминское, д. Шарыгино, д. Пестенька, д. Колгора, д. Пустынь, д. Бугры, д. Шода, удовлетворить. Обязатьадминистрацию Сандогорского сельского поселения Костромского муниципального района в границах населенного пункта п. Мисково предусмотреть мероприятия по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы, удалению (сбору) в летний период сухой растительности, а также иные мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах в срок до 01 июля 2013 года; в населенных пунктах д. Фефелово, с. Фоминское, д. Шарыгино, д. Пестенька, д. Колгора, д. Пустынь, д. Шода создать условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в данных населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в срок до 01 июля 2013 года; в населенном пункте д. Бугры обеспечить наличие телефонной связи в срок до 01 июля 2013 года. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца. Судья М.Ю. Соболева