№ 12-70/2010
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
22 октября 2010 г. | г. Кострома |
Судья Костромского районного суда Костромской области Гурьянова О.В.,
с участием заявителя - Гюльбекова В.В.,
представителей управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по костромской области Луковой А.В., Гуньковой И.В.,
при секретаре судебного заседания Гусевой С.А.,
рассмотрев жалобу директора ОАО «Птицефабрика «Волжская» Гюльбекова В Валерия Викторовича на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Костромской области от 24 августа 2010 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Костромской области (далее - Росприроднадзор) от 24 августа 2010 г. № 10/17-10-д.в. должностное лицо Гюльбеков В.В. директор ОАО «Птицефабрика «Волжская» (далее - ОАО) признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, Гюльбеков В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит признать названное постановление незаконным. Жалобу обосновал тем, что в ходе проведения плановой проверки ОАО по соблюдению требований природоохранного законодательства Управлением Росприроднадзора 11 августа 2010 г. выявлены следующие нарушения, а именно: отсутствует проект нормативов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) веществ в атмосферный воздух; отсутствует разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. До вынесения оспариваемого постановления заявитель 16 августа 2010 г. направил в Управление Росприроднадзора письмо с объяснением причин отсутствия вышеуказанных документов, 11 августа 2010 г. все необходимые документы по проекту ПДВ для утверждения и выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ сданы в Верхнее-Волжское управление Ростехнадзора. Часть 1 ст. 8.21. КоАП РФ предусматривает ответственность за выброс вредных веществ и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без соответствующего разрешения. Согласно ст. 1 ФЗ от 04.05.1990 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под загрязнением окружающей среды понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (pагрязняющих) веществ или образование в нем вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Отмечает, что санитарно-эпидемиологическим заключением от 06 августа 2010 г. удостоверяется, что требования, установленные в проекте нормативов ПДВ, загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ОАО, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам. То есть, фактически выбросы, вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха со стороны заявителя отсутствуют. Приказом Верхнее-Волжского Управления Ростехнадзора от 01 сентября 2010 г. N 685-к утвержден проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ОАО.
В судебном заседании Гюльбеков В.В. уточнил, что обжалует данное постановление в порядке главы 30 КоАП РФ. Пояснил, что он является директором ОАО, с 23 марта 2010 г. начал заниматься проектом нормативов ПДВ веществ в атмосферный воздух, на что было выделено 90 000 рублей. Однако по независящим от него обстоятельствам произошли задержка (в том числе длительное согласование контролирующих органов) изготовления проекта. Отметил, что Арбитражный суд Костромской области отменил постановление о привлечении к административной ответственности по этому же правонарушению ОАО «Птицефабрика «Волжская».
Государственный инспектор Управления Росприроднадзора Лукова А.В., составившая обжалуемый протокол об административном правонарушении, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы Гюльбекова В.В. Пояснила, что на момент проведения проверки 9-11 августа 2010 г. срок действия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух истек. Новое разрешение ОАО не получено, проект нормативов ПДВ веществ в атмосферный воздух представлен не был. Таким образом, директор АО Гюльбеков В.В. при осуществлении своей деятельности допустил нарушение природоохранного законодательства: не организовал и не обеспечил получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха. Разрешением устанавливается предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Представитель Управления Росприроднадзора Гунькова И.В., действующая по доверенности от 28 сентября 2010 г., в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы Гюльбекова В.В., поскольку его вина в данном правонарушении установлена.
Выслушав заявителя Гюльбекова В.В., государственного инспектора Управления Росприроднадзора Лукову А.В., представителя Управления Росприроднадзора Гунькову И.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Гюльбеков В.В. является директором ОАО «Птицефабрика «Волжская», что подтверждается выпиской из решения годового общего собрания от 22 июня 2007 г. и приказом № 110-к от 22 июня 2007 г.
Как усматривается из материалов дела, 11 августа 2010 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Костромской области проведена выездная плановая проверка ОАО «Птицефабрика «Волжская» требований природоохранного законодательства. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований:
- отсутствует проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, чем нарушены требования ст. 12 ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- отсутствует разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, чем нарушены требования ст. 14 ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» (Акт проверки от 11 августа 2010 г., л.д. 6-12).
На основании данного акта в отношении Гюльбекова В.В., директора ОАО составлен протокол об административном правонарушении № 10/17-10-д.в. от 24 августа 2010 г., о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 4 000 рублей, а именно за то, что он, являясь руководителем предприятия, не организовал и не обеспечил своевременной разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (л.д. 19-20).
Частью 1 ст. 8.21 КОАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Полномочия по выдаче данного разрешения на территории Костромской области возложены на Верхнее-Волжское Управление Ростехнадзора.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Статьей 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух обязаны, в соответствии со ст. 30 Федерального закона N 96-ФЗ обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Гюльбековым В.В. в обоснование своих доводов о том, что им заблаговременно до окончания срока действия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух предпринимались все зависящие от него меры по своевременному получения данного разрешения и проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух представлены следующие письменные доказательства.
23 марта 2010 г. между ОАО «Профико» (Исполнитель) с одной стороны и ОАО «Птицефабрика «Волжская» (Заказчик) с другой стороны заключен договор на разработку проекта нормативов ПДВ, за что уплачено 50 000 рублей.
03 июня 2010 г. заключен договор № 344 между ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» (Исполнитель) с одной стороны и ОАО «Птицефабрика «Волжская» (Заказчик) с другой стороны, согласно которому Исполнитель взял на себя обязательство по оказанию гигиенической оценки (санитарно-эпидемиологической экспертизы).
17 июня 2010 г. в связи с тем, что исполнителем - ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» в представленном ОАО на экспертизу проекте нормативов ПДВ выявлены недостатки, данный проект был направлен на доработку.
06 августа 2010 г. после устранения недостатков проекта нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух ОАО получило положительное санитарно-эпидемиологическое заключение названного проекта.
09 августа 2010 г. ОАО обратилось в Верхнее-Волжское Управление Ростехнадзора для утверждения проекта нормативов ПДВ.
19 августа 2010 г. Верхнее-Волжское Управление Ростехнадзора сообщило ОАО о том, что проект нормативов ПДВ, принятый 11 августа 2010 г., находится на рассмотрении
01 сентября 2010 г. приказом № 685-к Верхнее-Волжского Управления Ростехнадзора утвержден проект ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ОАО.
Также ОАО выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Указные обстоятельства были также указаны Гюльбековым В.В. при рассмотрении административного дела 24 августа 2010 г., что не оспаривалось представителями управления Росприроднадзора.
При решении вопроса об административном наказании должны приниматься во внимание характер совершенного административного правонарушения, данные о личности, наличие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.
В качестве обстоятельств смягчающих административную ответственность суд принимает то, что Гюльбеков В.В. впервые привлекается к административной ответственности.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Действия Гюльбекова В.В., хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия вреда и последствий административного правонарушения, не представляющего существенного нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования,суд признает совершенное административное правонарушение малозначительным.
Суд принимает во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, то, что оно имело место по объективным причинам, его малозначительный характер и считает возможным освободить Гюльбекова В.В. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Руководствуясь ст. ст. 2.9, 30.6-30. 8 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Костромской области (Росприроднадзор) от 24 августа 2010 г. № 10/17-10-д.в. в отношении Гюльбекова Валерия Викторовича о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ отменить.
Гюльбекову Валерию Викторовичу объявить устное замечание, освободить от административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение десяти суток с момента получения путем подачи жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья | О.В. Гурьянова |