РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Кострома 1 апреля 2010 г.
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Лепиной Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Кузьмищенского сельского поселения Козлова С.Л. на постановление по делу об административном правонарушении № 62 от 12 марта 2010 г. в отношении
главы Кузьмищенского сельского поселения Козлова С. Л., <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов № 1 г.Костромы УФССП по Костромской области Ширина Д.А. № 62 от 12 марта 2010 г. глава Кузьмищенского сельского поселения Козлов С.Л. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Считая данное постановление незаконным, глава Кузьмищенского сельского поселения Козлов С.Л. обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что решением Костромского райсуда на администрацию Кузьмищенского сельского поселения возложена обязанность предоставить Голышевой А.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Данным решением не установлен ни срок, ни порядок его исполнения. Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 3 ноября 2009 г. №1/17666/11/2009 судебным приставом-исполнителем Шириным Д.А. возбуждено исполнительное производство в отношении должника: администрации Кузьмищенского сельского поселения в интересах взыскателя Голышевой А.П. по исполнению обязанности администрации Кузьмищенского сельского поселения предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Указанным постановлением должнику предлагалось в 3-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, администрации предлагалось в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. В соответствии с данными требованиями администрацией Кузьмищенского сельского поселения в адрес судебного пристава-исполнителя было направлено уведомление с указанием обстоятельств, являющихся объективно непредотвратимыми и делающими невозможным исполнение исполнительного документа в указанный срок. Однако, несмотря на это, 1 декабря 2009 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в котором не были учтены и оценены обстоятельства, указанные в уведомлении. Ни одно из упоминаний материалов дела не свидетельствует о наличии и результатах рассмотрения данного уведомления. Решением Костромского райсуда от 21 июля 2009 г. и постановлением о возбуждении исполнительного производства от 3 ноября 2009 г. №1/17666/11/2009 обязанность предоставления жилья Голышевой А.П. возложена на администрацию Кузьмищенского сельского поселения, а не на главу Кузьмищенского сельского поселения. Указанное требование судебного пристава-исполнителя ОСП №1 г.Костромы от 2 февраля 2010 г. также предъявлено к администрации Кузьмищенского сельского поселения. Поэтому заявитель полагает, что судебный пристав-исполнитель свое постановление № 62 от 12 марта 2010 г. вынес по отношению к нему, главе администрации, как к ненадлежащему ответчику, поскольку глава поселения должником по данному делу не является, и поэтому никаких административных правонарушений не совершал. Считает, что судебный пристав-исполнитель, превысив свои должностные полномочия, незаконно переложил обязанности по исполнению судебного решения с администрации Кузьмищенского сельского поселения на главу Кузьмищенского сельского поселения. Указывает, что в ходе рассмотрения дела об административном нарушении судебным приставом-исполнителем были нарушены его, главы администрации, законные права, а именно не был составлен протокол об административном правонарушении, и фактически рассмотрения дела об административном правонарушении не проводилось даже формально. Просто в его присутствии было составлено постановление без его участия. Полагает, что установление кем-либо, в том числе, и судебным приставом, сроков по предоставлению жилья, как по очередному, так и по внеочередному, спискам производится в нарушение ЖК, который имеет большую юридическую силу, чем закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве». Помимо этого в своих разъяснениях по исполнению решения Костромского райсуда судебный пристав-исполнитель для предоставления жилья предусматривает его изначальное приобретение администрацией Кузьмищенского сельского поселения за «соответствующих органов» или «спонсоров». Однако Закон и решение Костромского райсуда не требуют приобретения жилья для предоставления, поэтому требование приобретения жилья администрацией Кузьмищенского сельского поселения для исполнения решения Костромского райсуда не основано на законе. Кроме того, Закон не требует обращения администрации Кузьмищенского сельского поселения к каким-либо органам или к спонсорам за помощью в приобретении жилья. Козлов С.Л. полагает, что администрация Кузьмищенского сельского поселения сделала абсолютно все, что требует от нее закон, для исполнения решения суда. Со стороны администрации Кузьмищенского сельского поселения своевременно направлялись в Департамент социальной защиты населения администрации Костромской области материалы по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилья по возвращению из приюта по Федеральному закону № 159-ФЗ. Первая на очереди во внеочередном списке на предоставление жилья стоит Голышева А.П. Данная документация направлялась периодически по запросам Департамента ЖКХ и Департамента социальной защиты населения. Кроме того, из текста оспариваемого постановления следует, что о неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера судебному приставу-исполнителю стало известно 3 ноября 2009 г. в день возбуждения им исполнительного производства. Постановление вынесено 12 марта 2010 г., т.е. спустя более четырех месяцев со дня совершения административного правонарушения, что противоречит ч.ч.1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ. В связи с изложенным Козлов С.Л. просит отменить постановление № 62 от 12 марта 2010 г. и прекратить производство по делу.
В судебном заседании правонарушитель глава - Кузьмищенского сельского поселения Козлов С.Л. доводы жалобы поддержал, дополнив, что требованием судебного пристава-исполнителя от 26 ноября 2009 г. был установлен срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований - 14 декабря 2009 г. Постановление № 62 от 12 марта 2010 г. вынесено спустя три месяца после дня совершения административного правонарушения, то есть с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности. Кроме того, согласно ст.2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит ответственности только в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Однако в оспариваемом постановлении никаких ссылок на доказательства того, что должностное лицо не исполнило свои служебные обязанности, не имеется.
Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов № 1 г.Костромы УФССП по Костромской области Ширин Д.А. в судебном заседании считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, полагает, что процедура привлечения главы администрации Кузьмищенского сельского поселения к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ соблюдена в полном объеме, глава администрации Козлов С.Л. на законных основаниях привлечен к ответственности.
Выслушав объяснения главы Кузьмищенского сельского поселения Козлова С.Л., судебного пристава-исполнителя Ширина Д.А., исследовав материалы дела, а также материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно п. 2 названной нормы права при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 113 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа.
В силу ч. 1 ст. 115 вышеназванного Федерального закона постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 23.68 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.15 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе судебные приставы-исполнители.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 28.6 КоАП РФ в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.15 настоящего Кодекса, протокол об административном правонарушении не составляется. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом.
Из содержания приведенных выше правовых норм следует, что судебный пристав-исполнитель может привлечь должника к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ только с соблюдением порядка, установленного указанными нормативными положениями, то есть постановление о наложении административного штрафа может быть вынесено в случае неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительного сбора.
Судом установлено, что 3 ноября 2009 г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов № 1 г. Костромы УФССП по Костромской области на основании исполнительного листа № 2-462/09 от 21 июля 2009 г., выданного Костромским райсудом Костромской области, возбуждено исполнительное производство № 1/17666/11/2009 в отношении должника: администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района об обязании предоставить Голышевой А.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Должнику предложено в срок 3 дня со дня получения настоящего постановления, добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Должник также предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 руб., также предупрежден о том, что в соответствии со ст. 113 ФЗ «Об исполнительном производстве» за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя виновные лица могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях РФ.
26 ноября 2009 г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов №1 г. Костромы УФССП по Костромской области в адрес администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района направлено требование о предоставлении Голышевой А.П. вне очереди жилого помещения по договору социального найма в срок до 14 декабря 2009 г.
1 декабря 2009 г. с администрации Кузьмищенского сельского поселения взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 руб.
Постановлением № 6 судебного пристава-исполнителя ОСП г.Костромы УФССП по Костромской области от 1 февраля 2010 г. глава администрации Кузьмищенского сельского поселения был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.17.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Костромского райсуда от 25 февраля 2010 г. вышеназванное постановление было отменено.
2 февраля 2010 г. главе администрации Кузьмищенского сельского поселения Козлову С.Л. было направлено требование о предоставлении Голышевой А.П. вне очереди жилого помещения по договору социального найма в срок до 10 марта 2010 г. Данное требование получено главой администрации Кузьмищенского сельского поселения Козловым С.Л. 10 февраля 2010 г.
11 марта 2010 г. главой администрации Кузьмищенского сельского поселения Козловым С.Л. получено уведомление о необходимости явиться 12 марта 2010 г. к судебному приставу-исполнителю для рассмотрения дела об административном правонарушении.
12 марта 2010 г. судебным приставом-исполнителем Шириным было вынесено постановление № 62, в соответствии с которым глава администрации Кузьмищенского сельского поселения Козлов был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Из данного постановления усматривается, что Козлов С.Л., являясь главой Кузьмищенского сельского поселения, являясь должником по исполнительному производству № 34/42/6005/1/2009, возбужденному 30 октября 2009 г. об обязании администрации Кузьмищенского сельского поселения предоставить Голышевой А.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма. 2 февраля 2010 г. судебный пристав-исполнитель ОСП № 1 г.Костромы УФССП по Костромской области Шириным Д.А. было выставлено требование главе Кузьмищенской сельской администрации Козлову С.Л. по исполнительному производству № 34/42/6005/1/2009 от 30 октября 2009 г. в срок до 10 марта 2010 г. предоставить Голышевой А.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, о чем незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю Ширину Д.А., предоставить документы, подтверждающие факт предоставления Голышевой А.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Данное требование глава Кузьмищенской сельской администрации Козлов С.Л. получил 10 февраля 2010 г. лично на руки. Данное требование главой Кузьмищенской сельской администрации Козловым С.Л. не исполнено в срок до 10 марта 2010 г.
Факт неисполнения главой администрации Кузьмищенского сельского поселения Козловым С.Л. содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительного сбора, подтверждается материалами дела.
Судебный пристав-исполнитель, по мнению суда, обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях главы Кузьмищенского сельского поселения Козлова С.Л. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд полагает, что судебным приставом-исполнителем была соблюдена процедура привлечения должностного лица к административной ответственности, действиям главы администрации Кузьмищенского сельского поселения дана правильная юридическая оценка. В связи с этим законных оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Ссылку Козлова С.Л. на отсутствие протокола об административном правонарушении суд находит несостоятельной, поскольку в силу ч. 1.1 ст. 28.6 КоАП, а также в соответствии с ч. 1 ст. 115 Закона «Об исполнительном производстве» в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 17.15 КоАП, рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном названным Кодексом, с учетом особенностей, установленных ФЗ «Об исполнительном производстве» без составления административного протокола.
Утверждение заявителя о том, что фактически рассмотрения дела об административном правонарушении не проводилось даже формально, «в его присутствии было составлено постановление без его участия», опровергается материалами дела, поскольку Козлов С.Л., как глава администрации Кузьмищенского сельского поселения, был надлежащим образом извещен о времени рассмотрения дела об административном правонарушении (уведомление от 11 марта 2010 г.). Кроме того, оспариваемое постановление было вынесено в его присутствии, о чем свидетельствуют подписи Козлова С.Л. в постановлении от 12 марта 2010 г.
Утверждение Козлова С.Л. о том, что должником по делу является администрация Кузьмищенского сельского поселения, а не он как гражданин, как глава Кузьмищенского сельского поселения или как глава администрации Кузьмищенского сельского поселения, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Часть 1 ст.17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность как физических, юридических лиц, так и должностных лиц.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с Уставом муниципального образования Кузьмищенское сельское поселение Костромского муниципального района глава поселения возглавляет администрацию поселения, представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, издает в пределах своих полномочий правовые акты, формирует местную администрацию и руководит её деятельностью в соответствии с настоящим Уставом и Положением об администрации, исполняет бюджет населения, данным Уставом на главу поселения возложены и другие полномочия.
В связи с этим, по мнению суда, судебный пристав-исполнитель обоснованно привлек главу администрации Кузьмищенского сельского поселения к административной ответственности, полагая, что глава администрации, в рамках предоставленных ему Уставом полномочий, обязан принять все необходимые и достаточные меры к исполнению вступившего в законную силу судебного решения.
Каких-либо доказательств уважительности причин неисполнения в срок требования судебного пристава главой администрации Кузьмищенского сельского поселения Козловым С.Л. не представлено ни в службу судебных приставов, ни в настоящее судебное заседание. Более того, в судебном заседании Козлов С.Л. заявил, что он, как глава администрации Кузьмищенского сельского поселения, и в дальнейшем не намерен исполнять названное выше судебное решение, поскольку у сельской администрации нет ни жилья, ни денежных средств для его приобретения, обращаться же за помощью к спонсорам, а также в администрацию Костромской области и в администрацию Костромского муниципального района он не обязан.
Утверждение главы администрации Кузьмищенского сельского поселения о том, что администрация сделала абсолютно всё, чтобы исполнить судебное решение, суд находит несостоятельным. В материалах административного производства имеется сопроводительное письмо администрации Кузьмищенского сельского поселения, из которого усматривается, что в Департамент соцзащиты населения, опеки и попечительства Костромской области были направлены учетные дела, заведенные в отношении сироты - Голышевой А.П. Это единственное, что сделал глава администрации для исполнения судебного решения. Названные дела были направлены 24 марта 2010 г., то есть уже после привлечения главы администрации к административной ответственности. Кроме того, в соответствии с Законом Костромской области № 348-ЗКО от 19 декабря 2005 г. (с изменениями от 25 июня 2009 г.), глава Кузьмищенского сельского поселения ещё в августе 2009 г. был обязан передать учетные дела в Департамент соцзащиты.
Суд полагает, что в процессе исполнения судебного решения глава Кузьмищенского сельского поселения в соответствии со ст.434 ГПК РФ вправе был обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения, а также с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения. Однако он этим правом не воспользовался.
Глава администрации Кузьмищенского сельского поселения Козлов С.Л. ссылается на то, постановление № 62 от 12 марта 2010 г. вынесено спустя три месяца после дня совершения административного правонарушения, то есть с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности. По его мнению, датой совершения административного правонарушения является 14 декабря 2009 г.
Однако суд находит данный довод несостоятельным, поскольку начало срока неисполнения вновь предъявленного судебным приставом-исполнителем требования следует исчислять с 11 марта 2010 г.
По мнению суда, при разрешении вопроса о размере административного штрафа, судебный пристав-исполнитель учел все обстоятельства совершения правонарушения в их совокупности, его характер, данные о личности правонарушителя, подверг его административному взысканию в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление № 62 судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов г.Костромы УФССП по Костромской области от 12 марта 2010 г. в отношении главы администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Козлова С. Л. по ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу главы администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Козлова С. Л. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской облсуд через райсуд в течение 10 дней.
Федеральный судья Л.Л. Лепина