РЕШЕНИЕ по жалобе по делу об административном правонарушении 18 марта 2011 г. г. Кострома Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи О.В. Гурьяновой, с участием представителя администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области - Горшковой С.В., действующей на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на постановление мирового судьи судебного участка № Костромского района Костромской области от 08.02.2011 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: 20 января 2011 года инспектором ТО ГПН Костромского района старшим лейтенантом внутренней службы Беляевым И.А. в отношении юридического лица - администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1ст. 20.4 КоАП РФ. Согласно указанного протокола, 20 января 2011 года в <данные изъяты> в помещениях администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, расположенного по <адрес>, администрация не выполнила в установленный срок пункты №№ 1-5 предписания № от 31.08.2010 государственного инспектора Костромского района по пожарному надзору (срок выполнения до 11.01.2011 года), а именно: здание не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации, что является нарушением НПБ 110-03 п.4 п. 14, обязательное приложение табл. 1 п.п. 9; здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением НПБ 104-03, п. 5.1, т. 2, п.п. 18 ППБ 01-03; на окнах установлены глухие металлические решетки, что является нарушением п. 53 ППБ 01-03 п. 40; пути эвакуации отделаны горючими материалами, что является нарушением п. 53 ППБ 01-03; отсутствует план эвакуации людей и материальных ценностей на случай возникновения пожара, что является нарушением п. 16 ППБ 01-03. Постановлением мирового судьи судебного участка № Костромского района Костромской области от 08 февраля 2011 года администрация Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. Не согласившись с данным постановлением, администрация Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области подала в суд жалобу, согласно которой с указанным постановлением не согласна, считает его незаконным, необоснованным по следующим основаниям. Здание, в котором администрация поселения использует помещения, находится в собственности <данные изъяты>. Пользование указанными помещениями в здании, расположенном по <адрес> администрацией осуществляется на основании договора аренды с указанным собственником. Договоры аренды заключаются сроком на один год. Договором аренды на 2010 год производство работ по оборудованию помещений автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения при пожаре, демонтажу глухих решеток на окнах и прочее на администрацию поселения как на арендатора не возлагались. При заключении указанного договора аренды администрацией поселения был составлен протокол разногласий, в котором указано, что установка пожарной сигнализации и разработка плана эвакуации в случае возникновения пожара лежит на арендодателе, т.к. администрация занимает лишь часть помещений, расположенных в указанном здании на 1 этаже. Однако данный протокол разногласий так и не был подписан арендодателем. В соответствии с ч.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях формах, достигнуто соглашения по всем существенным условиям договора. Срок действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ истек 29.12.2010 года, а договор аренды на 2011 год до настоящего времени не заключен. В силу действующего гражданского законодательства, а также ст. 38 Федерального законодательства «О пожарной безопасности» обязанность по выполнению требований пожарной безопасности, отраженных в акте проверке и предписании № территориального отдела ГПН Костромского района от 31.08.2010 года, лежит на собственнике здания. В то же время выделение из бюджета средств на противопожарные мероприятия в здании чужого собственника невозможно, так как будет являться нецелевым использованием бюджетных средств. В судебном заседании представитель администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Горшкова С.В.,поддержала доводы и основания, в соответствии с которыми обжалуют указанное постановление мирового судьи судебного участка ДД.ММ.ГГГГ Костромского района Костромской области. Представитель ТО ГПН Костромского района, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил, заявления в суд о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного заседания от него не поступали. Его неявка не является препятствием к рассмотрению дела. Выслушав представителя заявителя Горшкову С.В., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему. Суд установил, что 31 августа 2010 года инспектором территориального отдела ГПН Костромского района Беляевым И.А. была проведена внеплановая выездная проверка администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района, располагающейся по <адрес> Данная проверка была осуществлена на основании распоряжения начальника территориального отдела ГПН Костромского района от ДД.ММ.ГГГГ № По результатам данной проверки было вынесено предписание № от 31.08.2010 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности администрации Середняковского сельского поселения, в котором было предписано необходимым устранить следующие выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением п. 4 НПБ 110-03; оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением п. 5.1. т. 2 п.п. 11 НПБ 104-03; демонтировать с окон глухие металлические решетки, что является нарушением п. 40 ППБ 01-03; демонтировать горючую отделку стен на путях эвакуации, что является нарушением п. 53 ППБ 01-03; разработать и вывесить на видное место план эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре в соответствии с требованиями, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03. Срок устранения указанных нарушений обязательных требований пожарной безопасности был установлен до 11.01.2011 г. 20 января 2011 года инспектором территориального отдела ГПН Костромского района Беляевым И.А. была проведена внеплановая выездная проверка администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района, располагающейся по <адрес>. Данная проверка была осуществлена на основании распоряжения начальника территориального отдела НД Костромского района о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ №. Данная проверка проводилась в целях проверки выполнения предписания № от 31.08.2010 года. По результатам проведенной проверки 20 января 2011 года, инспектором ТО ГПН Костромского района старшим лейтенантом внутренней службы Беляевым И.А.. в отношении администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области составлен протокол № об административном правонарушении требований в области пожарной безопасности, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Согласно данного протокола, администрацией Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области небыли устранены в установленный срок пункты 1-5 предписания № ото 31.08.2010 года. Кроме того, судом установлено, что 20.01.2011 г., инспектором ТО ГПН Костромского района старшим лейтенантом внутренней службы Беляевым И.А., в отношении администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области также составлен протокол по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В соответствии с данным протоколом, в помещениях администрации Середняковского сельского поселения расположенной по <адрес>, администрация сельского поселения нарушила требования пожарной безопасности, а именно: здание не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации (НПБ 110-03 п.4, п. 14 обязательное приложение табл.1 п.п.9); здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (НПБ 110-03 п.5.1, т.2 п.п.18 ППБ 01-03); на окнах установлены глухие металлические решетки (п. 40 ППБ 01-03); пути эвакуации отделаны горючими материалами (п.53 ППБ 01-03); план эвакуации людей и материальных ценностей на случай возникновения пожара (п.16 ППБ 01-03). При этом, в соответствии с постановлением Костромского районного суда Костромской области от 03.02.2011 г., по рассмотрению административного материала в отношении администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района, расположенной по <адрес>, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Часть 1 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. При этом объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В свою очередь требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, может быть как умышленным, так и не осторожным. Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (например, предписания федерального антимонопольного органа, органа санитарного, пожарного надзоров, органа государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, природопользования и т.п.). Состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена указанной статьей - формальный, т.е. наступление вредных последствий не требуется и с субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом. На основании изложенного, с учетом постановления Костромского районного суда Костромской области от 03.02.2011 года, которым установлено, что администрация Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, так как данное юридическое лицо не является законным пользователем помещения, где выявлены нарушения требований пожарной безопасности, и также не установлено, что на администрацию были возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности в данном помещении, суд приходит к выводу о том, что администрация Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области также не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вытекающей из факта установления нарушения требований пожарной безопасности (ч.1. ст. 20.4 КоАП РФ), так как нарушений требований пожарной безопасности администрация не допускала, собственником помещения, в котором были выявлены нарушения требований пожарной безопасности не является. Согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ГШБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. При перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий (п. 38 Правил). Таким образом, по смыслу указанных норм следует, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор. Исходя из содержания ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, для привлечения лица к административной ответственности необходимо доказать факт принадлежности ему на праве собственности или на ином праве помещения, в котором был установлен факт нарушения требований пожарной безопасности, или назначения данного лица, ответственным за обеспечение пожарной безопасности. Из материалов дела следует, что помещение, расположенное по <адрес> используемое с нарушением правил пожарной безопасности, фактически принадлежит <данные изъяты>, которое на основании договора аренды № от 01 января 2010 года передало указанный объект администрации Середняковского сельского поселения на правах аренды. В силу ст. 4.1 указанного договора срок действия договора истек 29 декабря 2010 года. В судебном заседании установлено, что по состоянию на 18 марта 2011 года договор аренды помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, с администрацией Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на новый срок не заключен. С учетом изложенного, суд установил, что на момент проведения проверки 31 августа 2010 года администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, по адресу<адрес> на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 21.05.2010 № начальника территориального отдела ГПН Костромского района, а равно вынесения предписания <данные изъяты> по устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности администрации Середняковского сельского поселения, администрация Середняковского сельского поселения не являлась лицом, владеющим, пользующимся или распоряжающимся имуществом - зданием по <адрес> на законных основаниях (собственником). Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что администрация Середняковского сельского поселения не является субъектом административного правонарушения, установленного протоколом от 20 января 2011 года, так как данное юридическое лицо не является законным пользователем помещения, где выявлены нарушения требований пожарной безопасности, и также не установлено, что на него были возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности в этом помещении. Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность. Таким образом, субъект правонарушения является необходимым элементом состава административного правонарушения, следовательно, при отсутствии субъекта правонарушения, отсутствует также и состав правонарушения. Абзацем 2 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что отсутствие состава правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление мирового судьи судебного участка № Костромского района Костромской области от 08 февраля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1. ст. 19.5 КоАП РФ в отношении администрации Середняковского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской отменить, производство по делу прекратить по абз. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП. Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Судья О.В. Гурьянова