Дело №12-69/2011 года



№ 12-69/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кострома                                                                                  13 октября 2011 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Добровольская Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ЗАО «Шунга» Л.А.А., юридический адрес: ..., ..., зарегистрированный в Межрайонной инспекции ФНС России №... по ..., об отмене постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору Костромского района З.А.Е. от ...,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Костромского района З.А.Е. от ... ЗАО «Шунга» было привлечено к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ за то, что на период ... на территории, в зданиях и сооружениях производственной базы, и на территории животноводческого комплекса, нарушило правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом министра РФ по делам ГО и ЧС, ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 года и введенные в действие 30.06.2003 года, а именно, общие мероприятия - для производственных и складских помещений не определены категории по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ), что является нарушением п.33 Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03; - административное здание - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что является нарушением п.4 Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ110-03), отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением п.5.1 таблица №2, п.15 Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» (НПБ 104-03); - двор №2 - в бытовых помещениях отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что является нарушением п.4 НПБ 110-03, в помещении электрощитовой оборудована мастерская, что является нарушением п.40 ППБ 01-03; - двор №3 - в бытовых помещениях отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что является нарушением п.4 НПБ 110-03; - гараж - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что является нарушением п.6.30 (а,в) СНиП 21-02-09* «Стоянки автомобилей». За что подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

           Генеральный директор ЗАО «Шунга» Л.А.А. обратился в суд с жалобой об отмене постановления, как незаконного, поскольку протоколы об административном правонарушении №... от ... по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, №... от ... по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ составлены главным специалистом территориального отдела надзорной деятельности Костромского района С.М.В., который не наделен таким правом в силу приказа МЧС РФ от 06.02.2006 года № 68, которым определен круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Дату и место рассмотрения дела об административном правонарушении назначил специалист С.М.В. Указанное уведомление не может быть признано надлежащим извещением и месте и времени рассмотрения, поскольку оно сделано должностным лицом (специалистом С.М.В.) неуполномоченным решать вопрос о назначении времени и места рассмотрения дела и о вызове лица. Дело рассмотрено главным государственным инспектором по пожарному надзору Костромского района З.А.Е. З.А.Е. обязан выполнить требования ст.29.1 КоАП РФ, в том числе вызвать законного представителя юридического лица на рассмотрение дела. Законный представитель юридического лица о дате и рассмотрении дела должным образом уведомлен не был. Дело в нарушение ч.3 ст.25.4 КоАП РФ рассмотрено без законного представителя юридического лица.

В соответствии с требованием ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. В нарушение требований ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело рассмотрено в г. Костроме по месту нахождения надзорного органа.

... специалистом территориального отдела надзорной деятельности Костромского района С.М.В. в ЗАО «Шунга» была проведена выездная проверка соблюдения правил пожарной безопасности. По результатам проведенной проверки ЗАО «Шунга» за выявленные нарушения 10.12.2010 года постановлением Костромского районного суда было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Штраф оплачен .... ЗАО «Шунга» выдано предписание на 27 пунктов для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности в срок до .... ... специалистом территориального отдела надзорной деятельности Костромского района С.М.В. проведена проверка исполнения ранее выданного предписания. На момент проверки ЗАО «Шунга» не исполнило по объективным обстоятельствам (отсутствием средств) 6 пунктов из 27 выданного предписания. ЗАО «Шунга» вновь на основании протоколов об административном правонарушении №... от ... по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, №... от ... по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ было привлечено повторно за те же самые нарушения, которые были выявлены в .... В соответствии с ч.5 ст.4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение. В соответствии с п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по одному и тому же факту является основание исключающим производство по делу. В связи с чем постановление от ... подлежит отмене.

В судебном заседании генеральный директор ЗАО «Шунга» Л.А.А. поддержал жалобу. ЗАО «Шунга» получило по почте протоколы, где указано время и место рассмотрения дело, но он считал, что вызовут в суд, поэтому ждал повестки из суда. Пришел по вызову по телефону на рассмотрение дела. Постановление на стал получать, так как ему надо было посоветоваться с адвокатом. Почему для этого не надо получать постановление пояснить не может. Постановление ЗАО «Шунга» получило по почте ....

Представитель ЗАО «Шунга» по доверенности Т.А.Ю. поддержал жалобу по указанным доводам. Считают, согласно ст.28.3 КоАП РФ органы пожарного надзора могут составлять только протоколы за невыполнение предписания, а не по ст.20.4 КоАП. Их дважды привлекли к ответственности. Не были устранены нарушения за неимением денежных средств. При этом инспектор не учел, что ими был заключен договор на установку пожарной сигнализации, и она скоро будет установлена. Подтверждает, что в договоре не указана дата установки, а определен срок после оплаты, оплата была произведена ....

Главный государственный инспектор по пожарному надзору Костромского района З.А.Е. возражал против жалобы. Специалист ТО ГПН Костромского района является по должности государственным инспектором Костромского района по пожарному надзору, что прямо указано в его должностных обязанностях. Протоколы, которые не стало получать ЗАО «Шунга», где указано время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, были отправлены заказной корреспонденцией по почте, ЗАО «Шунга» их получило, о чем имеется уведомление. На рассмотрение дела он звонил директору Л.А.А. Тот пришел на рассмотрение, но постановление получать не стал, бросив его, ушел. ЗАО «Шунга» давалось значительное время для устранения нарушений, но они не были устранены и имеется повторность нарушений.

Проверив доводы жалобы, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, административный материал, суд приходит к следующим выводам.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации детально регламентирует компетенцию, полномочия соответствующих органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и решать вопросы о привлечении к административной ответственности.

В том числе в сфере нарушений пожарной безопасности.

Так, в соответствии со ст. 23.34. КоАП РФ -

1. Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32,11.16, 20.4 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

3) главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;

6) государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Понятие государственного пожарного надзора и перечень органов, его осуществляющих, объем полномочий, прав и обязанностей определен в Федеральном законе от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О пожарной безопасности», Положении «О государственном пожарном надзоре», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 (ред. от 02.10.2009 года).

Согласно ст.6 Федерального закона «О пожарной безопасности» - Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;

структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации;

руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются:

главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению федерального государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации.

организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара;

составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

В соответствии с п.8 п.п.9) Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 «О государственном пожарном надзоре» - Осуществлять деятельность от имени органов государственного пожарного надзора вправе следующие государственные инспекторы по пожарному надзору:

9) государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Соответственно, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ.

Рвано как вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности. Что помимо ст. 6 Закона «О пожарной безопасности» прямо указано в Кодексе об административных правонарушениях.

Согласно ч.1 ст.28.3. КоАП РФ, содержащей перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях -

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Статья 28.3 КоАП РФ носит отсылочный характер, и в силу характера правонарушения, должностных лицом, правомочным составлять протокол в соответствии со ст.ст.28.3, 23.34 КоАП являются, в том числе, государственные инспектора районов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Главный специалист территориального отдела надзорной деятельности Костромского района С.М.В., составивший протоколы №... и №... от ..., явившиеся основанием для привлечения к ответственности, по должности одновременно является государственным инспектором Костромского района Костромской области, должностные обязанности которого представлены суду.

И доводы ЗАО «Шунга» о неправомочности составления протокола специалистом С.М.В., являющимся по должности государственным инспектором не основаны на законе и необоснованны.

Равно как, в силу вышеприведенных положений закона, доводы о правомочности составления протоколов только за невыполнение предписания, а не по ст.20.4 КоАП.

Напротив, как раз помимо прямо указываемого в законе полномочия по составлению протокола и привлечения к ответственности по ст.20.4 КоАП РФ, в соответствии с п.42 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ - Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.34, частью 1 статьи 19.4, частями 12 - 14 статьи 19.5, статьями 19.6,19.7, статьей 19.13 (в части заведомо ложного вызова пожарной охраны), частями 1 и 2 статьи 19.19 настоящего Кодекса.

Соответственно, сотрудник ТО ГПН Костромского района С.М.В., как надлежащее должностное лицо, вправе был назначать дату и место рассмотрения дела. Что и было им сделано. В протоколах №... и №... от ..., направленных заказной почтой ЗАО «Шунга» жирным шрифтом указано время, место рассмотрения дела, указан телефон. ЗАО «Шунга» корреспонденцию получило. Что признают его представители, и что подтверждено уведомлением о вручении.

Неявка представителя ЗАО «Шунга», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, о чем имелись подтверждение, в силу положений ч.3 ст.25.4 КоАП РФ при отсутствии поступившего от них ходатайства об отложении рассмотрения дела (либо если такое ходатайство было бы оставлено без удовлетворения) не препятствовала рассмотрению дела.

Кроме того, представитель ЗАО «Шунга» все-таки был на рассмотрении.

И доводы ЗАО «Шунга» в этой части несостоятельны и не соответствуют действительности.

Далее, в статье 29.5 КоАП РФ закреплены правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.

В части первой данной статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Данные положения статьи 29.5 КоАП РФ необходимо соотносить со ст.ст. 23.34, 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Из системного толкования указанных выше норм следует, что, территориальный отдел надзорной деятельности Костромского района является территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющим функции по государственному пожарному надзору и контролю на территории Костромского района Костромской области.

К полномочиям данного территориального органа отнесено, в том числе, рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах дело об административном правонарушении в отношении ЗАО «Шунга» было рассмотрено в соответствии с общими правилами - по месту совершения административного правонарушения, соответствующим территориальным органом.

Местонахождение органа не имеет никакого юридического значения. И доводы ЗАО «Шунга» в данной части основаны на неправильном толковании закона.

Привлечения ЗАО «Шунга» по одному и тому же факту не имеется.

Постановлением Костромского районного суда Костромской области от 10.12.2010 года ЗАО «Шунга» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в Российской Федерации на период ....

Для устранения данных нарушений ТО ГПН Костромского района было выдано предписание на срок до ....

И в данный период ЗАО «Шунга» к ответственности за нарушение пожарной безопасности не привлекалось.

Постановлением же главного государственного инспектора по пожарному надзору Костромского района З.А.Е. от ... ЗАО «Шунга» было привлечено к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ за нарушения пожарной безопасности на период ....

То, что ранее имеющиеся нарушения не были устранены, не освобождает ответственности, а по мнению суда свидетельствует о повторности допускаемых нарушений.

Причем ЗАО «Шунга» не были устранены самые серьезные нарушения.

Отсутствие денежных средств при серьезности допущенных нарушений, когда срок для их устранения был предоставлен более чем значительный, при этом предприятие функционировало, находя средства на иные нужды, не освобождает предприятие от ответственности, и не может быть принято судом во внимание.

На момент проверки пожарная сигнализация не была установлена, как не установлена и в настоящее время, и заключенный договор на ее установку в будущем, также не является основанием, освобождающим от ответственности.

Вина ЗАО «Шунга» полностью подтверждена административным материалом, запрошенным судом, протоколом об административном правонарушении №... от ..., протоколом об административном правонарушении №... от .... Фактические обстоятельства дела признаются представителями ЗАО «Шунга».

Административное взыскание наложено с учетом тяжести содеянного, в пределах санкции ст.20.4 ч.1 АК, с соблюдением требований КоАП и оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш ИЛ :

Постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Костромского района №... от ... в отношении ЗАО «Шунга» по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу генерального директора ЗАО «Шунга» Л.А.А. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через районный суд в течение 10 дней.

          Судья:                                                                            Добровольская Т.В.