Об оспаривании решения Админитсрации Костомукшского городского округа



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2010 года г. Костомукша

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тимонен Н.М.

при секретаре Выговской А.А.

с участием заявителя Кандаурова М.А.

представителей заинтересованного лица Тимофеевой А.А. и Гузь Т.И,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кандаурова М.А. об оспаривании действий Администрации Костомукшского городского округа,

у с т а н о в и л :

Кандауров М.А. в заявлении указал, что в 2009 году обратился в Администрацию Костомукшского городского округа с заявлением об улучшении жилищных условий, однако получил отказ в связи с тем, что обеспечен жилой площадью выше учетной нормы. В марте 2010 года Кандауров М.А. вновь обратился с заявлением о включении в очередь на улучшение жилищных условий, но по тем же основаниям получил отказ в постановке на учет.

Считает действия администрации неправомерными, поскольку не учтено, что жилое помещение, в котором проживает заявитель, принадлежит зятю, в квартире проживают еще три человека, заявитель не имеет в собственности другого жилья.

Просит обязать администрацию включить заявителя в очередь на улучшение жилищных условий.

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования и сообщил суду следующее. Кандауров М.А. проживает в г. Костомукша с 2004 года, куда прибыл из г. Моздок Республики Северная Осетия- Алания, где был обеспечен жилой площадью в закрытом военном городке. Переезд был обусловлен неблагоприятной обстановкой в регионе по прежнему месту жительства в связи с ведением военных действий. По приезду в г. Костомукшу, заявитель вместе с супругой вселился в жилое помещение, расположенное по адресу ул.... и проживает в нем в настоящее время. Собственником квартиры является Александров В.А, приходящийся заявителю зятем. В данной квартире заявитель зарегистрирован. С собственником жилого помещения срок проживания не оговаривался. Заявитель оплачивает коммунальные услуги. В 2005 году в квартиру вселился сын Александрова В.А. со своей семьей, в результате обеспеченность жилым помещением существенно ухудшилась. Заявитель полагает, что в соответствии с законом о ветеранах площадь жилого помещения должна составлять не менее 66 кв. метров с учетом заявителя, а также проживающих с ним близких родственников. Полагает, что к заявителю не применимы положения Жилищного кодекса РФ, поскольку вопрос обеспечения участников Великой Ответственной войны прямо урегулирован законом о ветеранах.

Представители заинтересованного лица Тимофеева А.А. и Гузь Т.И, действующие на основании доверенности от имени Администрации Костомукшского городского округа не признали заявление Кандаурова М.А, просят отказать в его удовлетворении. Полагают, что заявитель не может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения, поскольку он обеспечен жильем более учетной нормы, установленной решением Совета Костомукшского городского округа, составляющей 10 кв. м общей площади на одного человека.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает, что заявление Кандаурова М.А. не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Кандауров М.А, участник Великой Отечественной войны, инвалид указанной войны, проживает в г. Костомукша с 2004 года в жилом помещении, расположенном по адресу г. Костомукша ул. ... д.номеркв.номер, собственником данного жилого помещения является зять Кандаурова М.А. -Александров В.А. Кандауров М.А. зарегистрирован в указанной квартире, оплачивает предоставляемые коммунальные услуги, пользуясь льготой при их оплате. Данные обстоятельства подтверждаются документами, имеющимися в деле, и не оспариваются лицами, участвующим в деле. В этой же квартире вместе с заявителем проживает внук заявителя Александров А.В., его супруга и малолетняя дочь. Данное обстоятельство также не вызывает сомнений, более того, со слов заявителя известно что указанное жилое помещение приобреталось именно для внука, однако в силу сложившихся обстоятельств внук, не намеревавшийся вернуться в г. Костомукша, в 2005 году вселился в квартиру.

В ноябре 2009 года и в марте 2010 года Кандауров М.А. обращался в Администрацию Костомукшского городского округа с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. 17 ноября 2009 года и 20 апреля 2010 года заявителю отказано в принятии на учет в связи с тем, что он обеспечен жилым помещением выше учетной нормы.

Отказ в принятии Кандаурова М.А.на учет в качестве лица, нуждающегося в получении жилого помещения, не противоречит закону.

В соответствии с ч.3.ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Частью 4 названной статьи предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Заявитель обоснованно указывает на то, что помимо Жилищного кодекса РФ вопросам обеспечения жилыми помещениями собой категории граждан, к коим относятся участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, посвящен Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года.

Однако названный закон в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) призван обеспечить жилым помещением предусмотренные в нем категории граждан в том случае, если эти лица признаны нуждающимися в получении жилых помещений. Об этом прямо указано в статье 1 Указа «считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Статья 14 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает меры социальной поддержки инвалидов войны, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

В статье 15 названного закона предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, также обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Таким образом, меры социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, указанным категориям граждан, в порядке, предусмотренном ФЗ «О ветеранах», могут быть предоставлены только лицам, нуждающимся в их получении.

Федеральный закон «О ветеранах» не содержит в себе оснований и порядка признания приведенных в нем категорий граждан нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), следовательно, при решении вопроса о том, нуждаются ли лица, упомянутые в статьях 14 и 15 ФЗ «О ветеранах» необходимо руководствоваться Жилищным кодексом Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ, а именно статьей статья 51 ЖК РФ. В данной статье содержатся основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В частности, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Кандауров М.А. не может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения, по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, поскольку он является членом семьи собственника жилого помещения. В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Заявителем не оспаривалось, что собственником квартиры является его зять Александров В.А, относящийся к другим родственникам в смысле названной статьи, который предоставил жилое помещение Кандаурову М.А. именно как члену семьи, не оговаривая при этом срок его проживания (отец супруги).

Решением Костомукшского городского Совета от 26 апреля 2005 года № 394 ГС «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» с 01 марта 2005 года учетная норма площади жилого помещения для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составляет 10 кв.м общей площади.

Общая площадь квартиры составляет 50.5 кв. м. общая площадь жилого помещения, определяемая в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ составляет 48.1 кв.м., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права и техническим паспортом на жилое помещение, имеющимися в деле. Исходя из площади жилого помещения, а также числа лиц, в нем проживающих, суд приходит к выводу, что на каждого, проживающего в жилом помещении, исходя из учетной нормы, установленной органом местного самоуправления, приходится 12 кв.м. общей площади жилого помещения.

Вышеупомянутое решение органа местного самоуправления полностью соответствует ст. 50 ЖК РФ, согласно которой учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В этой же статье указано, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, к коим относится и Кандауров М.А., могут быть установлены иные учетные нормы. Однако до настоящего времени отсутствует иной нормативный акт, кроме Жилищного кодекса РФ, в котором была бы установлена учетная норма, в частности для инвалидов и участников войны 1941-1945 годов. Не является таковым и ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения независимо от того, отнесен ли он к иной, не предусмотренной Жилищным кодексом РФ категории, может осуществляться только при соблюдении положений об учетной норме.

В соответствии со статьей 23.2. ФЗ «О ветеранах» обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем осуществляется в следующем порядке: Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки (инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период); общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 135-ФЗ)

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что ему должно быть предоставлено жилое помещение площадью не менее 36 кв.м, а с учетом проживающих совместно с ним близких родственников 66 кв.м., могут быть приняты во внимание только в том случае, если речь идет о предоставлении заявителю жилого помещения, что может последовать только после признания его нуждающимся в получении жилья, что не установлено в судебном заседании.

Также являются необоснованными доводы заявителя о том, что не может быть рассмотрено как обеспечение жильем проживание заявителя в квартире зятя. Заявитель не доказал в суде, что в жилое помещение он вселен не в качестве члена семьи и что срок его проживания в данном жилом помещении ограничен. Ссылки на то, что проживание в квартире с внуком и его семьей в силу существенной разницы в возрасте, некомфортно для заявителя не могут быть отнесены к основаниям признания гражданина, нуждающимся в получении жилого помещения, предусмотренным жилищным законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196 ГШК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Кандаурова М.А. об оспаривании действий Администрации Костомукшского городского округа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня изготовления в окончательной форме через Костомукшский городской суд.

Судья Н.М.Тимонен

Резолютивная часть решения оглашена 26 мая 2010 года.

Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2010 года.