О признании отказа в приватизации квартиры незаконным.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Костомукша 31 мая 2010 года

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Сафаряна И.А.,

при секретаре Лукиной Т.Н.,

с участием истца Лысаковой А.В. и ее представителя Анорова Н.А.,

представителя ответчика Администрации Костомукшского городского округа Васильковой М.В., представителя третьего лица МЛПУ «Костомукшская городская больница» Курниковой Н.А., третьего лица Лысакова Д.А. и его представителя Анорова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысаковой А.В. к Администрации Костомукшского городского округа о признании отказа в приватизации квартиры незаконным, возложении обязанности по заключению договора о безвозмездной передаче в собственность жилого помещения,

установил:

Лысакова А.В. обратилась в суд с иском к Администрации Костомукшского городского округа о признании отказа в приватизации квартиры незаконным, возложении обязанности по заключению договора о безвозмездной передаче в собственность жилого помещения, указав, что в соответствии с договором найма истец и члены ее семьи являются нанимателями кв. № Х № Х в д. № Х по ул. ... в г. .... Квартира является муниципальной собственностью. В апреле 2010 г. обратилась с заявлением о передаче жилого помещения в общую долевую собственность в порядке приватизации, однако получила отказ по тем основаниям, что указанная квартира имеет статус служебного жилого помещения. Считает отказ необоснованным, поскольку ей не представлены сведения об отнесении занимаемого ею жилого помещения к разряду служебных жилых помещений. Просит признать незаконными действия ответчика по отказу в приватизации и обязать ответчика заключить договор о безвозмездной передаче в собственность жилого помещения.

В судебном заседании истец и ее представитель поддержали требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель истца и третьего лица Аноров Н.А., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности и допущенный к участию в деле по ходатайству третьего лица Лысакова Д.А., пояснил, что в соответствии с законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ответчик, присвоив жилому помещению статус служебного жилого помещения, обязан был произвести государственную регистрацию обременения. Поскольку ответчиком не было исполнено указанное требование, жилое помещение фактически передано истцу по договору социального найма, в связи с чем отказ в заключении договора о безвозмездной передаче указанного жилого помещения в собственность истцу и членам ее семьи является незаконным.

Представитель ответчика администрации Костомукшского городского округа Василькова М.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что спорное жилое помещение на основании решения Совета было переведено из нежилого в жилой фонд и одновременно ему был присвоен статус служебного жилого помещения. Впоследствии указанное жилое помещение было передано МЛПУ «Костомукшская городская больница» для обеспечения служебным жилым помещением специалистов, прибывающих на работу в г. .... После перевода нежилого помещения в жилое, администрацией города не было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение.

Представитель третьего лица МЛПУ «Костомукшская городская больница» Курникова Н.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что с истцом и членами ее семьи был заключен договор найма служебного жилого помещения, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения иска.

Третье лицо Лысаков Д.А. согласен с исковыми требованиям, отказавшись вступить к участию в деле в качестве соистца.

Выслушав участников процесса, исследовав письменным материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

В соответствии с п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. №42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 Жилищного кодекса РФ).

В судебном заседании установлено, что Указом Президиума Верховного Совета РК от 31.01.1994 г. №86/4 в муниципальную собственность г. ... были переданы жилищный фонд и объекты коммунально-бытового назначения, находящиеся в государственной собственности Республики Карелия и не включенные в процессе приватизации в уставный капитал ОАО «Карельский окатыш» согласно перечня, в том числе жилой дом по ул. .... Постановлением мэрии г. Костомукша от 15.11.1993 г. №1349 на основании Указа Президента РФ №8 от 10.01.1993 г. на баланс мэрии города с баланса Акционерного общества «Карельский окатыш» был принят жилой фонд со встроенными и пристроенными помещениями. Решением Костомукшского городского Совета от 19.09.2006 г. №554-ГС принято решение о переводе кв. № Х № Х в доме № Х по ул. ... в г. ... из нежилого фонда в жилой. Одновременно, указанному жилому помещению был присвоен статус «служебное жилое помещение». Распоряжением администрации Костомукшского городского округа от 05.10.2006 г. №335 спорное жилое помещение было передано на баланс МЛПУ «Костомукшская городская больница» и был составлен акт приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях. Х г. МЛПУ «Костомукшская городская больница» по договору найма служебного жилого помещения № Х спорное жилое помещение было предоставлено Лысакову Д.А. и членам его семьи.

08 апреля 2010 г. истец обратилась с заявлением к Главе администрации г. Костомукша с просьбой разрешить приватизацию занимаемого ей и членами ее семьи жилого помещения.

20 апреля 2010 г. истцу дан ответ за подписью Главы администрации г. Костомукша об отказе дать разрешение на приватизацию, поскольку указанное жилое помещение является служебным и передано на баланс МЛПУ «Костомукшская городская больница».

Отказ истцу в приватизации занимаемого жилого помещения суд считает правомерным по следующим основаниям.

В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 1984 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по применению Жилищного кодекса РСФСР», утратившего силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 года №15 судам указано, что по делам о выселении из служебных жилых помещений необходимо устанавливать, относится ли жилое помещение, по поводу которого возник спор, к служебному. При этом следует исходить из того, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно - строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно - строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение было включено в число служебного жилого помещения, в связи с чем требования истца о признании незаконными действия ответчика по отказу в приватизации и возложении обязанности заключить договор о безвозмездной передаче в собственность жилого помещения удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон), права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Право собственности Администрации Костомукшского городского округа на спорное жилое помещение возникло до принятия Закона 31.01.1994 г.

Доводы представителя истца о том, что в нарушение законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ответчик, присвоив жилому помещению статус служебного жилого помещения, обязан был произвести государственную регистрацию обременения, необоснованно, поскольку присвоение жилому помещению статуса «служебное», не является обременением.

Отсутствие у Администрации Костомукшского городского округа свидетельства о государственной регистрации права собственности на спорное жилое помещение после перевода его с нежилого в жилой фонд не является юридически значимым обстоятельством при разрешении настоящего спора, поскольку спорное жилое помещение может быть идентифицировано.

Также не могут быть приняты в обоснование заявленных требований доводы истца и третьего лица Лысакова Д.А., о том, что ими приобретались ванна, а также устанавливалась раковина в кухне.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд.

Судья И.А.Сафарян

Резолютивная часть решения оглашена 31 мая 2010 года.

Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2010 года.

Судья И.А.Сафарян