РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 18 августа 2010 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Некрасовой Г.В.,
с участием истца Няттиевой Н.В.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК Ивановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Няттиевой Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Няттиева Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав в заявлении, что в период с 01.12.1985 г. по 10.04.1986 г. работала в должности музыкального руководителя в детском дошкольном учреждении Детский сад «Х» на 0,75 ставки. В 2010 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако ей было отказано в назначении пенсии. В решении об отказе в назначении пенсии указано, что период работы в должности музыкального руководителя в детском дошкольном учреждении на 0,75 ставки и период обучения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Просит включить период работы в должности музыкального руководителя детского сада по 0,75 ставки в детском дошкольном учреждении с 01.12.1985 г. по 11.04.1986 г. и период обучения на курсах повышения квалификации с 15 по 30 ноября 2004 г. в стаж работы по педагогической деятельности, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 18.06.2010 г. и взыскать расходы по оплате юридических услуг в размере 2000 руб. и государственную пошлину.
В судебном заседании истец поддержала требования по доводам, изложенным в заявлении, пояснила, что в соответствии с законодательством, а именно Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, периоды работы выполнявшиеся до 01 сентября 2000 года засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Повышение квалификации является обязательным условием, поскольку в соответствии с должностными обязанностями обязана пройти курсы повышения квалификации. В указанный период за ней сохранялось рабочее место и заработная плата.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК Иванова К.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что период работы истца в должности музыкального руководителя детского сада по 0,75 ставки в детском дошкольном учреждении не был засчитан в стаж работы по специальности, поскольку периоды работы в указанной должности засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Истец в спорный период работала на 0,75 ставки. Находясь на курсах повышения квалификации, истец не осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем указанный период не включен в стаж работы по педагогической деятельности. Просит отказать в удовлетворении требований истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку стаж работы истца на момент обращения составил менее 25 лет.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что истец с 01.12 1985 г. по 10.04.1986 г. работала в должности музыкального руководителя (0,75 ставки) в детском ясли/саде «Х», что подтверждается копией трудовой книжки, архивной справкой № Х от ХХ.ХХ.ХХХХ г. ОАО «Y». В период с 15.11.2004 г. по 30.11.2004 г. истец проходила обучение на курсах повышения квалификации в Z, что подтверждается пояснениями истца, удостоверением, сведениями о трудовом стаже и заработке застрахованного лица и не оспаривается представителем ответчика. 18 июня 2010 г. истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукше с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в г. Костомукше РК № Х от ХХ.ХХ.ХХХХ г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточным стажем работы, составившим на день обращения 24 года 07 месяцев 25 дней. Комиссия не включила истцу в стаж работы по специальности, период работы в должности музыкального руководителя (0,75 ставки) с 01.12 1985 г. по 10.04.1986 г., и период нахождения на курсах повышения квалификации с 15.11.2004 г. по 30.11.2004 г.
Согласно ст.ст. 167 и 187 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку, а также в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. При этом из сохраняемой заработной платы работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Из представленных документов следует, что Няттиева Н.В. находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с 14 по 30 ноября 2004 г. включительно.
Суд считает необоснованным решение ответчика об отказе во включении в стаж работы по педагогической деятельности, периода нахождения истца на курсах повышения квалификации, поскольку вышеприведенные положения Трудового кодекса РФ не позволяют толковать указанные периоды как иную, не педагогическую деятельность. Истец направлялась на курсы повышения квалификации для осуществления деятельности, непосредственно связанной с основной работой.
При изложенных обстоятельствах, требования истца в части включения периода нахождения на курсах повышения квалификации в стаж работы по специальности подлежат удовлетворению.
Требования истца в части включения периода работы в должности музыкального руководителя в детском ясли/саде «Х» (0,75 ставки) с 01.12.1985 г. по 11.04.1986 г. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости необоснованны и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Постановлением Совета Министров СССР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17 декабря 1959 года не предусматривалась необходимость назначения пенсии музыкальным руководителям (музыкальным работникам) как руководителям-воспитателям и воспитателям.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.
В то же время пунктом 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 1 октября 1993 года указанный пункт признан утратившим силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, период с 01.12.1985 г. по 10.04.1986 г. законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, данный пробел законодателем ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Таким образом требования истца о включении спорного периода в стаж работы по педагогической деятельности удовлетворению не подлежат.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 ст.19 Закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Исходя из анализа письменных доказательств, установлено, что на момент обращения и на момент рассмотрения дела стаж истца по педагогической деятельности составлял менее 25 лет, в связи с чем требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В судебном заседании истец представила договор и квитанцию об оплате юридических услуг на сумму 2000 руб.
Суд определил взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг в размере 1000 руб.
С ответчика в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 196-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Включить Няттиевой Н.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности период нахождения на курсах повышения квалификации с 15 ноября 2004 г. по 30 ноября 2004 г. включительно.
В удовлетворении иска Няттиевой Н.В. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы в должности музыкального руководителя с 01 декабря 1985 года по 10 апреля 1986 года в детском ясли/саде «Х» и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 18 июня 2010 года отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК в пользу Няттиевой Н.В. государственную пошлину в размере 200 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья И.А.Сафарян