РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 02 августа 2010 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Некрасовой Г.В.,
с участием заявителя Ткачук М.Д.,
представителей заинтересованного лица Васильковой М.В. и Гузь Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ткачук М.Д. об оспаривании решения Администрации Костомукшского городского округа,
установил:
Ткачук М.Д. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Костомукшского городского округа, указав, что 01 июля 2010 г. она, как вдова ветерана Великой Отечественной войны в соответствии с Законом РФ «О ветеранах» обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, приложив необходимые документы, однако получила отказ в связи с тем, что обеспечена жилой площадью согласно учетной норме 10 кв.м. Считает действия администрации неправомерными, поскольку при решении вопроса о постановке на учет учитывалась общая площадь квартиры, а не площадь жилых помещений, принадлежащих всем членам семьи, а также то, что проживает в двухкомнатной квартире, принадлежащей дочери и двум взрослым внукам. Другого жилого помещения у нее не имеется. Просит признать незаконным отказ в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании заявитель поддержала требования по доводам, изложенным в заявлении, пояснила, что в 2000 г. приехала из ... вместе с супругом, который являлся участником войны. Проживали у дочери. В 2003 году умер супруг. В 2005 году она приобрела Российское гражданство и с этого момента была зарегистрирована постоянно у дочери. Своей комнаты нет. В настоящее время проживает в комнате внука, который учится в г. .... Внучка выписалась из квартиры, и чтобы ее приняли на работу зарегистрировалась в ..., своего жилья не имеет. По возвращению внуков вынуждена будет проживать на кухне.
Представители заинтересованного лица Василькова М.В. и Гузь Т.И., действующие на основании доверенностей от имени Администрации Костомукшского городского округа не признали заявление по доводам, изложенным в письменном отзыве. От пояснений отказались.
В представленном письменном отзыве заинтересованное лицо с заявлением Ткачук М.Д. не согласно, считают, что заявитель обеспечена учетной нормой жилой площади, установленной решением Совета Костомукшского городского округа в размере 10 кв.м., в связи с чем отказ в постановке на учет заявителя является законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что Ткачук М.Д. приходится вдовой участнику Великой Отечественной войны Б. Ткачук М.Д. с 2000 г. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу ..., собственниками жилого помещения являются дочь Ткачук М.Д. - В., и внуки - А., Г. С ХХ.ХХ.ХХХХ г. Ткачук М.Д. зарегистрирована в указанной квартире, оплачивает предоставляемые коммунальные услуги, пользуясь льготой при их оплате. Данные обстоятельства подтверждаются документами, имеющимися в деле и не оспариваются лицами, участвующими в деле. В этой же квартире вместе с заявителем проживают дочь и внук, который в настоящее время обучается по очной форме обучения в г. С-Петербурге. 01 июля 2010 г. Ткачук М.Д. обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. 01 июля 2010 г., заявителю отказано в принятии на учет в связи с тем, что она обеспечена жилым помещением выше учетной нормы.
Отказ в принятии Ткачук М.Д. на учет в качестве лица, нуждающегося в получении жилого помещения, не противоречит закону.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Помимо Жилищного кодекса РФ вопросам обеспечения жилыми помещениями особой категории граждан, к коим относятся участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, посвящен Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года.
Однако названный закон в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) призван обеспечить жилым помещением предусмотренные в нем категории граждан в том случае, если эти лица признаны нуждающимися в получении жилых помещений. Об этом прямо указано в статье 1 Указа «считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
Статья 21 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает меры социальной поддержки, членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (пункт 4 ст. 21 Закона РФ «О ветеранах»).
Таким образом, меры социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений указанным категориям граждан, в порядке, предусмотренном ФЗ «О ветеранах», могут быть предоставлены только лицам, нуждающимся в их получении.
Федеральный закон «О ветеранах» не содержит в себе оснований и порядка признания приведенных в нем категорий граждан нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), следовательно, при решении вопроса о том, нуждаются ли лица, упомянутые в статьях 14,15, 21 ФЗ «О ветеранах» необходимо руководствоваться Жилищным кодексом Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ, а именно статьей 51 ЖК РФ. В данной статье содержатся основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В частности, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ткачук М.Д. не может быть признана нуждающейся в получении жилого помещения, по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, поскольку она является членом семьи собственника жилого помещения. В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Заявителем не оспаривалось, что собственником квартиры является ее дочь и внуки, которые предоставили жилое помещение Ткачук М.Д. именно как члену семьи (матери, бабушке).
Решением Костомукшского городского Совета от 26 апреля 2005 года № 394 ГС «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» с 01 марта 2005 года учетная норма площади жилого помещения для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма составляет 10 кв.м общей площади.
Общая площадь квартиры составляет 51,9 кв. м., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, имеющимся в деле. Исходя из площади жилого помещения, а также числа лиц, в нем проживающих, суд приходит к выводу, что на каждого проживающего в жилом помещении, исходя из учетной нормы, установленной органом местного самоуправления, приходится 17,3 кв.м. общей площади жилого помещения.
Вышеупомянутое решение органа местного самоуправления полностью соответствует ст. 50 ЖК РФ, согласно которой учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В этой же статье указано, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, к коим относится и Ткачук М.Д., могут быть установлены иные учетные нормы. Однако до настоящего времени отсутствует иной нормативный акт, кроме Жилищного кодекса РФ, в котором была бы установлена учетная норма, в частности для инвалидов и участников войны 1941-1945 года и членов их семьи. Не является таковым и ФЗ « О ветеранах».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения независимо от того, отнесен ли он к иной, не предусмотренной Жилищным кодексом РФ категории, может осуществляться только при соблюдении положений об учетной норме.
Также являются необоснованными доводы заявителя о том, что не может быть рассмотрено как обеспечение жильем проживание заявителя в квартире дочери и внуков. Заявитель не доказала в суде, что в жилое помещение она вселена не в качестве члена семьи и что срок ее проживания в данном жилом помещении ограничен. Ссылки на то, что проживание в квартире с дочерью и внуками в силу существенной разницы в возрасте, некомфортно для заявителя не могут быть отнесены к основаниям признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения, предусмотренным жилищным законодательством.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 196-198, 258, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Ткачук М.Д. об оспаривании решения Администрации Костомукшского городского округа, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня изготовления в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья И.А.Сафарян