Дело № 2-396/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Костомукша 26 июля 2010 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гельфенштейна В. П.,
при секретаре Мажула Е. О.,
с участием прокурора Шороховой Н. С., представителей ответчика Тимофеевой А. А., Гузь Т. И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костомукша Республики Карелия в интересах Жиленко З.И. к Администрации Костомукшского городского округа о признании незаконным отказа в постановке в очередь на улучшение жилищных условий и возложении обязанности по постановке на такой учет,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Костомукша обратился в суд с иском в интересах Жиленко З. И. по тем основаниям, что 27.01.2010г. Жиленко З. И. обратилась с заявлением в Администрацию Костомукшского городского округа о включении ее в очередь на улучшение жилищных условий, как вдовы инвалида Великой Отечественной Войны, по результатам рассмотрения которого 02.03.2010г. общественной комиссией по жилищным вопросам Администрации истице было отказано в постановке в очередь. Отказ комиссии обоснован тем, что Жиленко З. И. считается обеспеченной жилой площадью сверх учетной нормы. Считая отказ Администрации в постановке Жиленко З. И. в очередь на улучшение жилищных условий незаконным, прокурор обжаловал его в суд. Просит признать незаконным отказ в постановке Жиленко З. И. в очередь на улучшение жилищных условий и обязать ответчика поставить истицу в очередь на улучшение жилищных условий, как вдову инвалида Великой Ответственной Войны.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования и пояснила, что с учетом состояния здоровья и проживания в однокомнатной квартире с разнополым членом семьи истица, как вдова инвалида Великой Отечественной Войны должна быть поставлена в очередь на улучшение жилищных условий.
Представители ответчика по доверенностям Тимофеева А. А. и Гузь Т. И. исковые требования не признали и пояснили, что истица не может быть поставлена в очередь на улучшение жилищных условий, поскольку она обеспечена общей площадью жилого помещения сверх учетной нормы.
Представитель третьего лица ГУ социальной защиты «Центр социальной работы г. Костомукша» в судебное заседание не явилась, представлен письменный отзыв, полагает иск подлежащим удовлетворению.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, допросив свидетеля К.., исследовав письменные материалы дела, обозрев амбулаторную карту Жиленко З. И., суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Жиленко З. И. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны Жиленко А. Г., что подтверждается удостоверением № "номер" от ХХ.ХХ.ХХг., и проживает в г. Костомукша РК с 2000 года, куда она переехала из Республики Казахстан. С момента переезда в г. Костомукша Жиленко З. И. вместе с дочерью Жиленко Г. А. и внуком Жиленко А. В. проживала в жилом помещении, расположенном по адресу г. Костомукша, ул. ..., д. ..., кв. .... 26 декабря 2001г. Жиленко Г. А. была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вынужденный переселенец. Истица Жиленко З. И. с заявлением о постановке в очередь на улучшение жилищных условий, как вдова инвалида войны, в Администрацию Костомукшского городского округа в тот момент не обращалась. 19.03.2004г. за Жиленко Г. А. было зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение, в связи с чем Жиленко Г. А. и члены ее семьи, в том числе и истица, утратили статус вынужденных переселенцев и были сняты с очереди на улучшение жилищных условий.
27.01.2010г. Жиленко З. И. обратилась с заявлением в Администрацию Костомукшского городского округа о включении ее в очередь на улучшение жилищных условий, как вдовы инвалида Великой Отечественной Войны. По результатам рассмотрения заявления 02.03.2010г. общественной комиссией по жилищным вопросам Администрации истице Жиленко З. И. было отказано в постановке в очередь на том основании, что она обеспечена жильем сверх учетной нормы.
Отказ в принятии Жиленко З. И. на учет в качестве лица, нуждающейся в получении жилого помещения, следует признать законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу положений ч. 4 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995г. члены семей умерших инвалидов Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей умерших инвалидов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей умерших инвалидов Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, указанный закон «О ветеранах» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) призван обеспечить жилым помещением предусмотренные в нем категории граждан только в том случае, если эти лица признаны нуждающимися в получении жилых помещений и не содержит в себе оснований и порядка признания приведенных в нем категорий граждан нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), следовательно, при решении вопроса о том, нуждаются ли лица, упомянутые в статьях 14 и 15 ФЗ «О ветеранах» необходимо руководствоваться Жилищным кодексом Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ, а именно статьей статья 51 ЖК РФ. В данной статье содержатся основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В частности, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Жиленко З. И. не может быть признана нуждающейся в получении жилого помещения, по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, поскольку она является членом семьи собственника жилого помещения. В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Сторонами не оспаривается тот факт, что собственником квартиры является дочь истицы Жиленко Г. А.
Решением Костомукшского городского Совета от 26 апреля 2005 года № 394 ГС «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» с 01 марта 2005 года учетная норма площади жилого помещения для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составляет 10 кв.м общей площади.
Указанное решение органа местного самоуправления полностью соответствует ст. 50 ЖК РФ, согласно которой учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В этой же статье указано, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, к которым относится и Жиленко З. И., могут быть установлены иные учетные нормы. Однако иной нормативный акт, кроме Жилищного кодекса РФ, в котором была бы установлена учетная норма, в частности для членов семей умерших инвалидов Великой Отечественной Войны, отсутствует. Не является таковым и ФЗ «О ветеранах».
Общая площадь квартиры, в которой проживает истица составляет 38.9 кв. м., а общая площадь жилого помещения, определяемая в соответствии со ст. 15 ЖК РФ, составляет 35.2 кв.м., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права и техническим паспортом на жилое помещение, имеющимися в деле. Исходя из указанной площади жилого помещения, а также числа лиц, в нем проживающих, на каждого проживающего приходится 11,7 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, установленную органом местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения независимо от того, отнесен ли он к иной, не предусмотренной Жилищным кодексом РФ категории, может осуществляться только при соблюдении положений об учетной норме площади жилого помещения.
Также являются необоснованными доводы прокурора о том, что ответчиком при разрешении спорного вопроса должно было быть принято во внимание проживание истицы в однокомнатной квартире с разнополым взрослым членом семьи и состояние ее здоровья.
Действующим законодательством проживание разнополых родственников в одном жилом помещении не рассматривается как основание для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Жиленко З. И. является инвалидом ... группы, имеет целый ряд хронических заболеваний. Однако у Жиленко З. И. отсутствуют заболевания при наличии которых совместное проживание с ней в одной квартире было бы невозможно, что также делает невозможным признание истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий по состоянию здоровья.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что Жиленко З. И. обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, не страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, в связи с чем в удовлетворении иска прокурора надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска прокурора г. Костомукша Республики Карелия в интересах Жиленко З.И. к Администрации Костомукшского городского округа о признании незаконным отказа в постановке в очередь на улучшение жилищных условий и возложении обязанности по постановке на такой учет ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд в течение десяти дней.
Судья: В. П. Гельфенштейн
...