О признании недействующим в части постановления Администрации Костомукшского городского округа №1370 от 24 ноября 2009 года



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 ноября 2010 года г. Костомукша

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тимонен Н.М.

при секретаре Выговской А.А.

с участием заявителя Раснера М.И.

представителей заинтересованного лица Тимофеевой А.А. и Козловой А.В.

прокурора Шороховой Н.С,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Раснера ФИО9 о признании нормативно-правовых актов недействующими в части,

у с т а н о в и л:

Раснер М.И. обратился в суд с названным заявлением, указав в нем, что проживает в пятиэтажном жилом доме с закрытой системой горячего водоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ № администрация Костомукшского городского округа издала постановление, в пункте 1.1.3 которого с ДД.ММ.ГГГГ установила тариф на услугу горячего водоснабжения в домах с централизованным горячим водоснабжением с закрытой системой горячего водоснабжения с полотенцесушителями без НДС 107 руб. 29 коп. за 1 куб.м, что в сравнении с названным тарифом, действующим в 2009 году возросло на 123.9%. ФИО1 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-СО с ДД.ММ.ГГГГ введены в действие новые нормативы потребления горячей воды для домов пятиэтажной группы, составившие 3.65 м3/мес на человека, против 3.04 м3/ м, действовавших в 2009 году. Вследствие указанных изменений размер платы заявителя за услугу горячего водоснабжения в 2010 году в сравнении с 2009 годом увеличился на 48.7% ( 310.66 и 462.09). Такое повышение привело к фактическому росту индекса платы за коммунальные услуги до 127.75%, что противоречит постановлению Государственного комитета <адрес> по энергетике и регулированию тарифов от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении на территории <адрес> предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год», согласно которому предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги составляет 125%.

Заявитель, полагая, что в оспариваемой части постановление противоречит Федеральному закону « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлению Правительства РФ « Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организации коммунального комплекса», вышеуказанному нормативному правовому акту субъекта РФ, просил признать пункт 1.1.3 недействующим с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Раснер М.И. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрация Костомукшского городского округа издала постановление № « Об утверждении тарифов на услуги горячего водоснабжения с ДД.ММ.ГГГГ», в пункте 1.1.1 которого тариф на услугу горячего водоснабжения для домов с изолированными стояками и полотенцесушителями установлен равным 103 руб.04 коп, что не устраняет нарушений фактического роста предельного индекса платы за коммунальные услуги для заявителя более 125%.

В заявлении Раснер М.И. просит признать недействующим пункт 1.1.3 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ и недействующим с ДД.ММ.ГГГГ пункт 1.1.1 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Раснер М.И. полностью поддержал заявленные требования, настаивая на том, что причиной превышения предельного индекса роста платы за коммунальные услуги является исключительно завышение тарифов на горячее водоснабжение, установленных пунктами оспариваемых постановлений, что в свою очередь вызвано применением в теплотехнической формуле завышенного значения количества тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 м3. холодной воды.

Представители заинтересованного лица ФИО5 и ФИО6, действующие на основании доверенности от имени Администрации Костомукшского городского округа, не согласились с требованиями заявителя. В своих возражениях указали, что рост тарифа на горячее водоснабжение не превысил предельного индекса. Предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги являются средней величиной и не подлежат применению в отношении конкретного гражданина. Повышение тарифа на горячее водоснабжение необязательно повлияло на рост совокупной платы заявителя за коммунальные услуги.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора о необходимости удовлетворения заявления, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органом государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части(статья 251 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Костомукшского городского округа принято постановление № «Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения с ДД.ММ.ГГГГ». В пункте 1.1.3 указанного постановления предусмотрен тариф на услугу централизованного горячего водоснабжения равный 107 руб.29 коп ( без учета НДС) за 1 куб.м для домов с закрытой системой горячего водоснабжения с полотенцесушителями ( соответственно с учетом налога на добавленную стоимость тариф составит 126 руб.60 коп ( 107 руб. 29 коп х 18%).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Костомукшского городского округа принято постановление № « Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения с ДД.ММ.ГГГГ». В пункте 1.1.1 указанного постановления тариф на услугу централизованного горячего водоснабжения равен 103 руб.04 коп ( без учета НДС) за 1 куб. (с учетом налога на добавленную стоимость тариф составит 121 руб.59 коп ( 103 руб. 04 коп х 18%).

Постановления опубликованы в установленном порядке в газете « Новости Костомукша».

Постановлением Государственного комитета <адрес> по энергетике и регулированию тарифов № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении на территории <адрес> предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год» установлен предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги для Костомукшского городского округа равным 126 %. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ в постановление № внесены изменения, предельный индекс для Костомукшского городского округа установлен равным 125%.

Раснер М.И. представил суду доказательства, свидетельствующие о том, что в 2010 году рост его платы за коммунальные услуги превысил предельный индекс. В частности, из расчета заявителя, в котором использован тариф по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ноябре 2009 года при неизменном наборе коммунальных услуг заявитель уплатил за них с учетом электроэнергии 2278 руб. 55 коп. против 2910 руб. 84 коп, уплаченных в мае 2010 года. Индекс роста суммарной платы составил 127.75%. Без учета электрической энергии соответственно плата составляла 2113 руб. 75 коп. против 2704 руб. 44 коп, индекс роста 127.94%.( л.д.16). С применением тарифа, действующего с ДД.ММ.ГГГГ заявитель против уплаченных в 2009 году средств уплатил 2892 руб. 55 коп с учетом электроэнергии и 2686 руб.15 коп( без таковой), рост предельного индекса составил соответственно 126.95% с электроэнергией и 127% без таковой. Расчет заявителя подтвержден квитанциями, выставленными МУП « ЦМР МО «Костомукшский городской округ», представителями заинтересованного лица не опровергнут.

Из приведенных расчетов и квитанций следует, что размер платы за горячее водоснабжение с ДД.ММ.ГГГГ для заявителя увеличился на 148.74%, а с ДД.ММ.ГГГГ - на 142.85%. В связи с этим, обоснованно утверждение заявителя об увеличении совокупного платежа за коммунальные услуги с превышением предельного индекса 125% вследствие резкого возрастания платы за услугу горячего водоснабжения. Сравнительный анализ платы за иные коммунальные услуги, в частности, холодное водоснабжение, водоотведение и отопление, показывает, что индекс роста платы колеблется от 109.54% до 124.99%. При соблюдении в указанных пределах роста тарифа на горячее водоснабжение столь существенного роста платы заявителя не отмечается. Данный вывод суда делает несостоятельными доводы представителя заинтересованного лица о « непричастности» тарифа на горячую воду к росту размера платы заявителя за коммунальные услуги.

Налицо причинно - следственная связь между существенным изменением тарифа на горячее водоснабжение в 2010 году в сравнении с 2009 годом и превышением совокупного размера платы заявителя за коммунальные услуги предельного индекса с января по март 2010 года на 2.75% и с апреля 2010 года на 1.95%.

На основе установленных обстоятельств суд делает вывод о том, что оспариваемые заявителем пункты постановлений противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно, постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ Госкомитета <адрес> по энергетике и регулированию тарифов( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

В противоречие с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № постановление № от ДД.ММ.ГГГГ вступало и в период до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку совокупный размер платы заявителя превышал и 126%, установленных в первоначальной редакции постановления №.

Таким образом, в судебном заседании доказано, что оспариваемые пункты постановлений, нарушают право Раснера М.И. на справедливый размер платы за коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу приведенной нормы, пункт 1.1.3 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и пункт 1.1.1 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ подлежат признанию недействующими с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Суд отклоняет доводы представителей заинтересованного лица о том, что предельные индексы, о которых речь идет в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ, являются средней величиной и не могут быть применены в отношении каждого гражданина.

Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ использует понятие предельных индексов, под которыми понимаются устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.

Статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплексаи некоторые законодательные акты Российской Федерации» имеет самостоятельный предмет правового регулирования. В частности, п.1.1.ч.1 предусмотрено, что предельные минимальные и( или) максимальные индексы размера платы граждан за коммунальные услуги есть устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и( или) максимально возможного изменения размеры платы граждан за коммунальные услуги, действующие на конец текущего финансового года. Применительно к предельным индексам изменения размера платы граждан за коммунальные услуги федеральный законодатель не употребляет в ней слова "в среднем", из чего следует необходимость толкования закона о предельных индексах роста платы граждан за коммунальные услуги именно в контексте роста совокупного платежа каждого гражданина по сумме коммунальных услуг.

Обращение представителя заинтересованного лица к постановлению Госкомитета РК по энергетике и регулированию тарифов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о системе критериев доступности для потребителей услуг, оказываемых в сфере электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации( захоронения) твердых бытовых отходов не влияет на выводы суда, поскольку названные критерии применяются Госкомитетом РК в рамках своих полномочий по регулированию тарифов на коммунальные услуги.

О том, что увеличение совокупного платежа граждан в каждом муниципальном образовании по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать предельных индексов, установленных для соответствующего муниципального образования говорится и в постановлении Госкомитета РК от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка пересмотра размера платы граждан за жилое помещение и( или) размера платы граждан за коммунальные услуги»( пункт 3.6).

Ссылка представителя заинтересованного лица ФИО5 на отсутствие у заявителя полномочий на обращение в суд, отклоняется судом, поскольку Раснер М.И., как следует из его заявлений, а также объяснений в судебном заседании, обращается в защиту собственных интересов. Содержащееся в просительной части заявления от ДД.ММ.ГГГГ словосочетание « для моего дома» не может толковаться как выступление в защиту интересов всех граждан, проживающих в одном доме с заявителем.

Что касается использования заявителем и заинтересованным лицом в теплотехнической формуле различных значений параметра продолжительности отопительного периода, то, по мнению суда, данное обстоятельство не имеет существенного значения для дела, равно как и изменение норматива потребления горячей воды с ДД.ММ.ГГГГ.

Не подвергается сомнению право ресурсоснабжающей организации и органа местного самоуправления самостоятельно определять количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1м3 холодной воды, однако таковое не является абсолютным. Ограничивается при установлении тарифов на коммунальные услуги, предоставляемые населению, обязанностью обеспечить соответствие роста тарифов изменению размера платы граждан в пределах максимального индекса изменения размера платы за коммунальные услуги.

По смыслу, содержащемуся в п.2.1. ч.1.ст. 6 ФЗ -184 от ДД.ММ.ГГГГ при изменении набора и объема коммунальных услуг изменяются предельные индексы изменения размера платы граждан за эти услуги. В рассматриваемом деле предельный индекс 125%, установленный для муниципального образования «Костомукшский городской округ», после изменения в округе норматива потребления горячей воды в соответствии с ФИО1 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-СО не претерпел изменений

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании недействующим пунктов 1.1.3 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и пункта 1.1.1. постановления № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит опубликованию в печатном органе местного самоуправления Костомукшского городского округа - «Новости Костомукши», учитывая периодичность его издания - один раз в неделю - в течение 10 дней со дня вступления в законную силу.

В силу ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с Администрации Костомукшского городского округа в пользу заявителя 200 рублей в возврат уплаченной при обращении в суд государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 253, 194-196,199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление удовлетворить.

Признать недействующими с ДД.ММ.ГГГГ пункт 1.1.3 постановления Администрации Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении тарифов на услуги горячего водоснабжения с ДД.ММ.ГГГГ».

Признать недействующим с ДД.ММ.ГГГГ пункт 1.1.1 постановления Администрации Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении тарифов на услуги горячего водоснабжения с ДД.ММ.ГГГГ».

ФИО2 городского округа опубликовать ФИО1 суда в газете «Новости Костомукши» в течение 10 дней со дня вступления ФИО1 суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Костомукшского городского округа в пользу Раснера Михаила Иосифовича в возврат государственной пошлины 200 рублей.

ФИО1 может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 суток со дня изготовления ФИО1 судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд.

Судья Н.М.Тимонен

Резолютивная часть ФИО1 оглашена ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное ФИО1 изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.М.Тимонен