Об оспаривании решения администрации Костомукшского городского округа.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Костомукша 28 января 2011 года

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Сафаряна И.А.,

при секретаре Некрасовой Г.В.,

с участием заявителя Кандаурова М.А.,

представителей заинтересованного лица Администрации Костомукшского городского округа Васильковой М.В., Гузь Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кандаурова М.А. об оспаривании решения Администрации Костомукшского городского округа,

установил:

Кандауров М.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Костомукшского городского округа, указывая, что является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 1 группы по причине ранения на фронте. В 2009 году обратился в Администрацию Костомукшского городского округа с заявлением об улучшении жилищных условий, однако получил отказ в связи с тем, что обеспечен жилой площадью выше учетной нормы. В марте 2010 года вновь обратился с заявлением о включении в очередь на улучшение жилищных условий, но по тем же основаниям получил отказ в постановке на учет. Считает действия администрации неправомерными, поскольку не учтено, что жилое помещение, в котором он проживает, принадлежит зятю, в квартире проживает еще три человека, заявитель не имеет в собственности другого жилья. Просит обязать администрацию включить его в очередь на улучшение жилищных условий.

В судебном заседании заявитель Кандауров М.А. просил обязать администрацию поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по доводам, изложенным в заявлении, и пояснил, что проживает в г. Костомукша с 2004 г., куда прибыл из <адрес>, где был обеспечен жилой площадью в закрытом военном городке. Переезд был обусловлен неблагоприятной обстановкой. По приезду вместе с супругой вселился в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где проживает по настоящее время. Собственником жилого помещения является В., приходящийся ему зятем. В указанную квартиру вселен как родственник. Заявитель оплачивает коммунальные услуги. С 2005 года в указанную квартиру вселился и проживает сын В. со своей семьей. Поскольку он является участником Великой Отечественной войны, вопрос обеспечения его жилым помещением урегулирован законом о ветеранах.

Представители заинтересованного лица Василькова М.В. и Гузь Т.И., действующие на основании доверенности от имени Администрации Костомукшского городского округа, требования не признали, просили отказать в удовлетворении заявления, по тем основаниям, что заявитель не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку он вселен в жилое помещение как член семьи собственника и обеспечен жильем более учетной нормы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает, что заявление Кандаурова М.А. подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч.1,3 ст. 40 Конституции РФ).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30), в котором, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент Российской Федерации постановил: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Статья 14 Федерального закона «О ветеранах» (далее Закона) предусматривает меры социальной поддержки инвалидов войны, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В статье 15 Закона предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, также обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии со статьей 23.2. ФЗ «О ветеранах» обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем осуществляется в следующем порядке: Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки (инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период); общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 135-ФЗ). По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Кандауров М.А. является инвалидом и участником Великой Отечественной войны, проживает в г. Костомукша с 2004 г. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Собственником данного жилого помещения является зять Кандаурова М.А., В.. Заявитель зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении, пользуясь льготой по оплате коммунальных услуг. Вместе с заявителем в указанном жилом помещении проживают внук заявителя А. с супругой и малолетней дочерью. Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В марте 2010 г. Кандауров М.А. повторно обратился в Администрацию Костомукшского городского округа с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 20.04.2010 г. заявителю отказано в принятии на учет в связи с тем, что он обеспечен жилым помещением выше учетной нормы.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Частью 4 названной статьи предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «О ветеранах» не содержит в себе оснований и порядка признания приведенных в нем категорий граждан нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Однако, суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что при решении вопроса о необходимости признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий необходимо руководствоваться ст. 51 Жилищного кодекса РФ, предусматривающих основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и решением Костомукшского городского Совета от 26 апреля 2005 года № 394 ГС «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения», согласно которому с 01 марта 2005 года учетная норма площади жилого помещения для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма составляет 10 кв.м. общей площади.

В преамбуле Федерального закона «О ветеранах» указано, что закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Также необоснованны доводы представителей заинтересованных лиц о том, что заявитель является членом семьи собственника,

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как установлено в судебном заседании, Кандауров М.А. не проживает совместно с собственником жилого помещения, в указанное жилое помещение вселен не как член семьи собственника.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями заявителя о том, что его приезд в г. Костомукша в 2004 г. был вынужденным, обусловлен неблагоприятной обстановкой в регионе в связи с ведением боевых действий.

Учитывая, что Кандауров М.А. на территории Республики Карелия в собственности не имеет жилого помещения, что подтверждается справкой ГУП РК РГЦ «Недвижимость», самостоятельно производит оплату коммунальных услуг, суд считает, что заявитель вселен в указанное жилое помещение по договору найма.

Данные обстоятельства не опровергнуты представителями заинтересованного лица.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что жилое помещение в котором проживает заявитель принадлежит на праве собственности В., суд считает, что Кандауров М.А. нуждается в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст.ст.196-198, 258, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Обязать Администрацию Костомукшского городского округа поставить Кандаурова М.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд.

Судья И.А.Сафарян